№ 13 Факторы риска на этапах психосексуального развития мужчины

Прокопенко Ю.П.,

к.м.н., с.н.с отдела сексопатологии

ФГБУ «Московский НИИ психиатрии

— филиал ФГБУ «ФМИЦПН» Минздрава России, Москва

Процесс психосексуального развития отражает биосоциальную природу человека, в идеале приводя к образованию гармоничного сочетания полового влечения и психологического обоснования интимных отношений с представителями противоположного пола в рамках социальной приемлемости данного общества. Однако, если с улучшением питания, гигиены, здравоохранения в рамках развития цивилизации биологические факторы влияния постепенно ослабевают, то социальные нагрузки на психику ребенка-подростка-юноши возрастают. Это может приводить к размыванию четких половых ролей, ослаблению естественной агрессивности сексуального поведения, образованию locus minoris сексуальности, как таковой.

Согласно определению, формирование платоническо-эротического влечения является частью третьего этапа психо-сексуального развития – стадии формирования психосексуальных ориентаций, которые в будущем определяют объект влечения, его внешние и психологические признаки, ситуацию реализации влечения и другие личные и межличностные характеристики. Гармоничное развитие приводит к постепенному включению эротических элементов сексуальности и к формированию зрелой сексуальности, а наличие гормональной недостаточности или поломок психо-сексуального развития на предыдущих стадиях препятствует этому.Таким образом, закладывается основа социализации полового поведения, которое можно рассматривать как физиологическую надстройку на психологической основе.

Эту особенность часто используют при лечении сексуальных расстройств в паре: мнимый запрет на половой акт возвращает партнеров к платонико-эротической стадии, позволяя\заставляя изменить содержание психосексуальной ориентации по способу реализации.

Исследования третьего этапа психо-сексуального развития, в основном, касаются выраженных психологических, гормональных нарушений у подростков, а также поломок на предыдущих этапах. Отсутствуют исследования особенностей третьего этапа в зависимости от нормальных характерологических особенностей и психического состояния в рамках нормы.

Недооценка данного компонента интимного общения обедняет как внутреннее содержание партнерских отношений, так и ограничивает психотерапевтический подход к решению сексуальных проблем в паре.

Согласно трехкомпонентной теории любви (Sternberg, 1986), любовь имеет три составляющие: интимность, страсть и преданность

Интимность — эмоциональная составляющая, включает физическую близость и общность чувств.

Страсть — мотивационная составляющая, включает сексуальное влечение и романтическое чувство «влюбленности».

Преданность — когнитивная составляющая, отражает намерение человека сохранить такие отношения. Обьединяет первые две составляющиеТаким образом, во всех составляющих обязательно задействованы эмоции, чувства, которые должны зародиться и оформиться еще ДО включения осознанно сексуального влечения. Но именно эти самые чувства обычно не исследуются врачами, а оставлены на рассмотрение литературе и искусству, максимум — психологам. Поэтому необходимы более полные исследования протекания и содержания нормально-протекающей платонико-эротической стадии психо-сексуального развития в целях повышения эффективности обследования и лечения сексуальных расстройств.

Среди факторов возможного негативного воздействия НА ПСИХО-СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ на глобальном уровне можно выделить следующие:

1. Эротизация детской продукции, в частности, игрушек и мультфильмов, подчеркивающих половые различия и вызывающих преждевременный интерес к информации, являющейся содержанием последующих этапов психосексуального развития. Это, казалось бы, самые детские фильмы, например, Холодное сердце, Храбрая сердцем, сериал про Артура, Астробой и другие.

все они, а также и многие-многие другие пронизаны эротичностью и даже сексуальностью одежды и поступков героев. причём, взрослые люди воспринимают это, как естественное, хотя для детей на начальных этапах психо-сексуального развития, они явно преждевременны и нарушают нормальную динамику психологических изменений.

Многие кадры, будучи воспроизведены с участием живых актёров, были бы и взрослыми восприняты как порнографические, но в рисованном исполнении как бы теряют свою значимость — для взрослых, но не для детей и подростков. Таков, например, японские мульт-серии «Агент Наджика» и «Наруто».

Прекрасные мультфильмы, затрагивающие самые тонкие струны не только детской души – Рапунцель, Холодное сердце – на фоне заостренной сексуальности героев и героинь: тонкая прорисовка подробностей, тешащих взгляд взрослых, но явно преждевременных для разглядывания детьми, не прошедшими полноценные этапы психо-сексуального развития.

Кадры из мультфильмов, которые смотрят дети, начиная с 3-4 лет: подчеркивание сексуальности, вызывающее весьма положительную реакцию у взрослых, становится ориентиром для детей в возрасте, не позволяющем критически оценивать подаваемую информацию. В результате идеалы, вдалбливаемые в детский мозг, остаются в тех же укромных уголках, где до преклонных лет живут назидания мамы, папы, бабушки – значимых третьих, с призраками которых не на жизнь, а на смерть воюют взрослые невротики.

Единственный советский мультфильм подобной откровенности, вероятно, многие из вас еще помнят: «Бременские музыканты» с принцессой в мини-юбке. Вспомните свое отношение к этой картине в далеком шестьдесят девятом году. Для меня, девятиклассника, это был шок — и я до сих пор с тайным ностальгическим настроением вспоминаю свою тогдашнюю реакцию на образ принцессы. А что говорить о еще более сексуализированных мультфильмах сегодняшнего дня?

Вызывающие кадры из последнего шедевра мультпоказа – «Холодное сердце». Сцена, в которой главная героиня скидывает с себя груз прошлого и превращается у самодостаточную и самоуверенную молодую женщину. Она идет прямо на камеру, вызывающе покачивая бедрами, и тщательно выписанные складки платья послушно прилегают к ее лобку и животу. В исполнении живой актрисы такая сцена была бы расценена, как минимум, на 16+. А в мультисполнении – всего-то старше четырех лет!

Между тем, мы знаем, что понятие порнографии не ограничивается рамками каких-то определенных видов искусств или вариантами подачи.

2. Другой фактор возможного негативного влияния на развитие сексуальности — доступность информации сексуального и порнографического содержания для детей и подростков любого возраста, при том, что этот интерес уже пробужден мультфильмами и игрушками.

Эта доступность может приводить к нарушению последовательность этапов психосексуального развития, обесцениванию межличностных отношений в сексе, извращению социальной роли интимных отношений. Эта доступность обеспечивается, прежде всего, если не исключительно, интернетом.

Среди посетителей сайта просветительской сексологический направленности (ничего криминального, только взвешенное просвещение профессиональным врачом-сексологом) 10 %  посетителей младше 18 лет, а младше 10 лет — 8 % — мальчики; 14 % от всех несовершеннолетних — девочки.

Вопросы, задаваемые ими, можно разделить на практически равные половины: то, что у взрослых можно было бы отнести к псевдо-импотенции, то есть преувеличенные, порой фантастические запросы по отношению к себе и к партнеру; и невротические, то есть отражающие уже сформировавшиеся механизмы сшибки между «хочу» и «могу». Вопросы, имеющие целью простое получение информации, встречаются крайне редко.

Понятно, что тут имеет место естественный отбор, выявление заболеваемости по обращаемости, а не по обследованию, тем не менее, даже такая однобокая статистика не может не вызывать настороженности.

Бесконтрольное пользование интернетом приводит к тому, что каждый восьмой несовершеннолетний подвергается сексуальному насилию в сети. От агрессивной сексуальной и порнографической рекламы до личных писем со стороны посетителей каких-то сайтов, связанных с обсуждением интимной тематики. Каждый восьмой! В то время, как в реальной жизни цифры ниже практически на порядок. В результате нарушения этапности психосексуального развития становятся почти неизбежными. И тем больше этот риск, чем меньше возраст потерпевшего.

3. Социальные эксперименты (запланированные или стихийные), стремящиеся подменить понятие половой роли гендерным подходом, что не позволяет занять твердое и обоснованное место в категориях «мужчина-женщина» и «мужчина-мужчина».

Несмотря на то, что указанные влияния затрагивают, в основном, личности с определённо ослабленной биологической почвой, массированные и разносторонние влияния в рамках наиболее активно посещаемых точек просвещения и воспитания создают реальную угрозу смазанных, маловыраженных нарушений процесса психо-сексуального развития, при этом в массовых обьемах.

Затягивание этапов психо-сексуального развития, размытость границ перехода от одного этапа к другому, малая энергонаполненность и низкая личная значимость происходящих изменений в связи с доступностью интимной информации и спокойным отношением значимых третьих к получению и содержанию этой информации создает локус минорис в самих основах социального аспекта сексуальности.

Современная модная политика терпимости, толернтности хороша для благополучного, социально стабильного общества и социально зрелых людей – взрослых, подчеркиваю – взрослых – его членов. Но не стоит забывать, что социальные воздействия не могут быть позитивными, если не учитывают биологическую  природу человека.  Поэтому искусственное изменение уровня напора, агрессивности, соперничества — понятий, которые недаром всегда были, да и сейчас остаются символами мужественности, — приводит к подрыву самой природы полового поведения у мужчин.

То же касается и природы женственности: сексуализация «домашнего» поведения самки наряду с маскулинизацией социального поведения не позволяют женщине быть естественным звеном в продолжении рода. Ей, женщине, очень часто приходится выбирать между социальным и биологическим предназначением, жертвуя чем-то одним, хотя эта жертва, чего бы она ни касалась, на самом деле оказывается лишь данью моде или предрассудкам.

Я склонен воспринимать происходящее с точки зрения окон Овертона – американского социолога, детально расписавшего последовательность общественных процессов, приводящих к легализации ЛЮБЫХ, ранее неприемлемых явлений.

                   Этап  Эмоциональное содержание
   Как  это смело    Немыслимо
   Почему бы и нет?    Радикально
   Подмена терминологии – подмена понятий    Приемлемо
   Так и надо    Разумно
   В хорошем смысле…    Популярно
   Мы есть власть    Политика (норма )

 Эффективность этой технологии доказана многократно в рамках новейшей истории: мы сейчас проходим или уже прошли определенные стадии процессов, которые были бы немыслимы еще 100-50- или даже 30 лет назад: легализация гомосексуализма, проституции, педофилии, инцеста, детской эвтаназии, изнасилования, женской самодостаточности и даже каннибализма.

Кстати, возможно, через несколько лет мы вовсе не будем употреблять такое сильное выражение, как «И ДАЖЕ…» каннибализма – вполне может оказаться, что это понятие станет привычным.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Противопоставить размыванию половой роли мужчины и женщины можно только одно – реальные организационные действия по профилактике смешения понятий пола и воспитанию согласно половым различиям, не допускающим бесполое смешение детей в аморфную массу бисоциалов и бисексуалов.