№ 12 Кащенко Е.А. Психологи-сексологи: откуда и кто они?

КАЩЕНКО Е. А.,

д.с.н., профессор, заведующий кафедрой междисциплинарной сексологии, ученый секретарь РНСО

В статье описываются и анализируются исторические этапы появления психологов в сексологии.

Ключевые слова: психолог-сексолог, сексология.

В современном информационном мире ежесекундно возникают события, явления, факты, которые не всеми и не всегда отслеживаются. Так произошло с появлением психологов-сексологов в поле индивидуальной психологической и психотерапевтической помощи людям с сексуальными расстройствами и вопросами (иногда проблемами) в интимной жизни. Врачи-сексологи в начале XXI века встретили конкурентов в области психотерапии и психологии сексуальности настороженно, и только со временем осознали важность такого рода поддержки при работе в паре и с парой.

Появления новой специальности видится так: декларация необходимости психолога – появление медицинских психологов – психологи-сексологи. Основные исторические вехи, по которым возможно рассказать о появлении данных специалистов в России выглядят примерно так:

  1. Декларация необходимости психологов в сексологии: 1988-1999 годы
  2. Появление психологов в отечественной сексологии: 1999-2007 годы
  3. Рождение «психологов-сексологов» в России 2009 2015 год.
  4. Современный этап 2015 год – наши дни

Декларация необходимости работы психологов в сексологии.

Всё началось с интересной и профессионально грамотной идеи создания отделения сексологического консультирования, где бы рядом работали врач и психолог. Поэтому Приказом МЗ СССР № 370 от 10 мая 1988 года «О дальнейшем совершенствовании сексопатологической помощи населению» была введена должность психолога отделения семейного врачебно-психологического консультирования. В номенклатуру врачебных специальностей включается специальность «сексопатолог» и должность «врач-сексопатолог» (с 2002 года стала называться «врач-сексолог»).

Согласно этому документу основным звеном сексологической службы должно было стать специализированное отделение врачебно-психологического семейного консультирования, организуемое в составе психиатрических (психоневрологических) учреждений в городах с населением до 250 тысяч человек. В крупных курортных городах и населенных пунктах более 250 тысяч человек организация подобных отделений предусматривалась на коммерческой основе.

Обязанности психолога декларировались в «Положении о психологе отделения семейного врачебно-психологического консультирования». Данное положение говорило о следующем:

1. На должность психолога назначается психолог, получивший специальную подготовку по медицинской психологии и сексопатологии.

2. Психолог подчиняется заведующему отделением и обеспечивает решение следующих задач:

  • • планирование и координация психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, направленных на охрану сексуального здоровья населения;
  • • проведение психологического обследования больных с сексуальными нарушениями, невротическими расстройствами и личностными аномалиями, связанными с конфликтами в сфере семейно-сексуальных отношений;
  • • проведение психологического обследования и консультирования лиц, вступающих в брак, а также проблемных и кризисных семей;
  • • проведение консультаций по вопросам полового воспитания детей и подростков.

В связи с известными событиями девяностых годов эти планы полностью не были реализованы. Появились только сексопатологи, а о психологах на время забыли, но толчок к появлению новой профессии произошел именно в те времена, когда рушился СССР. Специальность продекларировали, как это не раз бывало в нашей стране, и благополучно забыли на время. Никто не стал учить психологов сексологии, один за другим закрывались сексологические кабинеты, скоро пропали ставки врачей-сексологов, а с ними и психологов.

  1. Появление психологов в сексологии. 1999 — 2007 год

Но жизнь продолжалась, а сексология двигалась усилиями энтузиастов. В 90-х годах создаётся всероссийская сексологическая ассоциация «Культура и Здоровье» (Генеральный секретарь — С.Т.Агарков), где пытаются выполнить тот самый Приказ Минздрава СССР № 370. В декабре 1999 в Санкт-Петербурге создаётся третий в мире (после Блумингтона и Берлина) специализированный сексологический Институт Психологии и Сексологии (ректор — Л.М. Щеглов). Это учебное заведение сделало 4 набора студентов для обучения сексологии, и попыталось осуществить профессиональную переподготовку врачей, психологов и педагогов по курсу «Методика и техника психолого-сексологического консультирования».

16 сентября 2003 г. Приказом Минздрава России N438 «О психотерапевтической помощи» вводится «Положение об организации деятельности медицинского психолога, участвующего в оказании психотерапевтической помощи». По этому документу медицинский психолог мог самостоятельно осуществлять прием пациентов в соответствии с индивидуальной программой их ведения, утвержденной лечащим врачом.

А Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» закрепляет этот алгоритм.

Таким образом, появились основания для работы в сексологии медицинского психолога, который самостоятельно или совместно с лечащим врачом разрабатывал развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных. Взаимодействием врача и психолога в процессе лечения сексологических пациентов обеспечивается реализация замечательной идеи Приказа МЗ СССР № 370 от 10 мая 1988 года.

Сегодня организация сексологической помощи больным в городах России с населением более 250 тысяч человек осуществляется специализированными отделениями врачебно-психологического семейного консультирования в психоневрологических диспансерах. Количество врачей-сексологов рассчитывается в России, как один на полмиллиона населения. К сожалению, и эти нормативы не выполняются, число сексологов в стране год от года снижается по естественным причинам: старая «гвардия» уходит, а молодежь не спешит учиться.

В МГУ, на некоторых факультетах медицинских ВУЗов начинается факультативное изучение сексологии для медицинских психологов объемом около 30 часов. В этот период не было учебников по психологии сексуальности, и лишь несколько педагогов могли профессионально читать объемные курсы с учетом теоретических и практических аспектов психологии сексуальности.

17 февраля 2007 года в Сиднее (Австралия) на Генеральной ассамблее WAS принимается историческое решение, согласно которому были выработы определения различных специальностей в области сексологии. Среди них «психологи-сексологи» — специалисты, имеющие официально признанную профессиональную квалификацию в области психологии или медицины, подготовленные, в частности, к практике сексологического консультирования и оказанию психологической помощи в сфере сексуального здоровья.

  1. 3.                     Появление «психологов-сексологов» в России 2009 – 2015 год

В 2007 году рождается РНСО – Российское научное сексологическое общество (Президент РНСО – И.С.Кон), которое организует первые очные курсы повышения квалификации для медицинских психологов и врачей по программе «Психологическое консультирование в сексологии». Выпускники этих курсов — люди с признанным дипломом в области психологии или медицины, стали именоваться «психологами-сексологами» на основании сертификатов РНСО.

Они начали оказывать психологическую помощь населению, проводить самостоятельное психологическое консультирование, работать совместно с врачами различных специальностей, проводить сексологические исследования, организовывать половое просвещение, выступать в СМИ, писать научные статьи и диссертации по сексологии, создавать Центры сексуального здоровья. Таких специалистов в предыдущие годы не готовили в ВУЗах. Но именно эта категория сексологов оказывает оперативную помощь нуждающимся, ведет профилактику СПИДа и ЗППП, организует половую социализацию в семье и школе, пропагандирует здоровый образ жизни и гармоничные взаимоотношения в паре.

В апреле 2010 года была образована секция психологов-сексологов РНСО. Основные направления работы этой секции:

— теоретическое исследование психологических аспектов различных форм сексуальности, закономерностей, особенностей их проявления;

— практическое применение теоретических знаний в рамках оказания психологической помощи различным категориям граждан;

— изучение психологических аспектов интимных отношений;

— исследование психологических аспектов сексуально-эротической и репродуктивно-воспитательной функции семьи;

— проведение психолого-просветительской деятельности населения по вопросам сексуальности;

— разработка новых психодиагностических методик для изучения различных аспектов сексуальности человека и др..

Весной 2011 года образована кафедра междисциплинарной сексологии РНСО (зав. кафедрой – Кащенко Е.А.), на которой организуется переподготовка и повышение квалификации психологов-сексологов. Переподготовка длится 1 год, включает в себя несколько объемных модулей и более 20 разделов объёмом 1040 часов. Повышение квалификации длится 150 часов, преподавательский состав включает 12 профессоров, докторов и кандидатов наук.

 Психологи-сексологи РНСО организовали Профессиональное сексологическое объединение (ПСО) — http://pso-com.ru . И для решения своих профессиональных задач применяют различные виды психологической помощи — широкой многоуровневой сферы помогающей психологической практики, которую иногда сравнивают с искусством. Основные виды деятельности «психологов-сексологов»:

  • психологическая консультация (англ. аналог- consulting),
  • психологическое консультирование (англ. аналог- counselling),
  • психодиагностика;
  • психотерапия;
  • психологическая коррекция;
  • прохождение психоанализа;
  • психологическое интервью;
  • семинары и тренинги;
  • школы и мастер-классы;
  • написание книг, статей и публикаций, выступления по проблемам психологии сексуальности и др.
  1. 4.                     Современный этап. 20015 год – наши дни.

Подготовка «психологов-сексологов» на кафедре междисциплинарной сексологии РНСО получила хорошее подспорье. Со временем появились учебники и учебно-методические пособия по куру «Психологическое консультирование в сексологии». Совместными усилиями были напечатаны книги авторскими коллективами для улучшения качества обучения психологов-сексологов:

— Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность цивилизаций: социогенез сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2010.- 500 с.

 — Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2011.- 251 с.

— Теория и практика психологического консультирования в сексологии. Сборник статей под ред. Кащенко Е.А. Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2011.- 346 с.

— Сексология: учебно-методический комплекс [Текст] : уч. пос. / [под ред. Е.А. Кащенко] — Москва : НОУ ВПО «Гуманитарно-экономический и технологический институт», 2014. — 161 с.

— Психология сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии»/ Под ред. Кащенко Е.А. Издательские решения. Ridero, 2015.- 540 с.

Однако, появление в 2013 году нового Закона РФ «Об образовании», который с 2015 года упразднил дипломы и удостоверения государственного образца, отменил привычные объемы часов на переподготовку и повышение квалификации, привело к снижению качества подготовки специалистов психологов в области сексологии.

Появились краткосрочные курсы переподготовки в различных ВУЗах (в институте психоанализа, например, 270 часов), растут, как грибы, авторские курсы повышения квалификации объемом 16-20 часов. Сертификаты с присвоением специальности «психолога-сексолога» рисует, кто угодно и вручают их всем, кто платит. Выпускники таких доморощенных курсов в различных институтах — «современные психологи-сексологи» — ринулись готовить альфа-самок, тренировать влагалищные мышцы, проводить секс-тренинги.

Хорошо, когда кто-то из организаторов такого рода обучения предлагает литературу ученых РНСО, приглашает преподавательский состав кафедры междисциплинарной сексологии РНСО к образовательному процессу. Но чаще это выглядит так, как у А. Полеева «20 часов + рекомендованная литература — вполне достаточно…», чтобы психолог мог заявить о себе как о сексологе.

Изменить эти рыночные условия невозможно до тех пор, пока сами психологи не почувствуют разницу в курсах переподготовки и повышения квалификации, не начнут вести самостоятельный прием клиентов и спотыкаться на своей некомпетентности. А различные учебные заведения могут пересмотреть учебные программы, где названия не соответствуют содержанию, и пригласить профессионалов в области сексологии для обеспечения высокого качества учебного процесса.

В современной ситуации, вероятно, стоит вспомнить старую поговорку о том, что на гребне волны всегда много пены. Но пена уйдёт, а профессия психолога-сексолога останется в рамках учебного и терапевтического процесса, как это уже бывало с другими медицинскими профессиями.