№10 Генезис психологии сексуальности и теории полового развития

Психология сексуальности. Параграфы из учебника.

THE GENESIS OF THE PSYCHOLOGY OF SEXUALITY AND THEORIES OF SEXUAL DEVELOPMENT

 КАЩЕНКО Евгений Августович —  доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой междисциплинарной сексологии, ученый секретарь Российского научного сексологического общества

Рассматриваются основные теории сексуального развития, которые повлияли на психологию сексуальности. Обосновывается преимущества деятельностного подхода к половому развитию в тривиумальной концепции сексуальности, где различают соматическое, психическое и социокультурное развитие.

Discusses the basic theory of sexual development that have influenced the psychology of sexuality. Substantiates the advantages of the activity approach to sexual development in triviumales the concept of sexuality, where are the somatic, psychic, social and cultural development.

 В связи с бурным развитием нейробиологии, генетики и эволюционной теории ежегодно появляется множество исследований, свидетельствующих о роли природных механизмов становления человеческой психики. В то же время, социологические исследования выявляют новые, ранее не учитываемые, социокультурные факторы психического развития. Но обилие школ психологии и мнений людей, придерживающихся различных взглядов на психическое развитие, неизмеримо больше.

В первых исследованиях психического развития приоритет традиционно отдавали одной из двух основных категорий (биологической или социальной), определяющих психическое развитие. В других, более поздних исследованиях ставился вопрос о создании синтетических, интеграционных моделей психического развития. Дж. Локк[1], например, говорил о главенствующей роли «среды», и считал, что человек являет собой продукт «общества». Английский философ считал, что душа ребенка подобна «чистой доске», на которой можно написать все, что захочется, так как любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводится обучению и воспитанию.  Эта концепция полагает, что все люди рождаются одинаковыми и только под давлением обстоятельств они становятся честными или бесчестными, добрыми или злыми, альтруистами или эгоистами.

Противоположная концепция Рене Декарта и Жан-Жака Руссо[2] подразумевает, что решающее значение в развитии психики принадлежит биологическим, то есть наследственным, генетическим факторам, а влияние среды сводится к минимуму. Французские философы утверждали, что человек реализует только то, что дано ему от природы: стоит лишь довериться этому процессу и не мешать ему. Сторонники теории биологической конвергенции определяющую роль отводят наследственности, а среда рассматривается в качестве условий, где эта наследственность реализуется.

Современная психология уже пришла к пониманию того, что постановка проблемы в терминах «наследственность или среда» некорректна, и предложила выход из сложившегося положения в синтетических теориях детерминации развития психики. В настоящее время извечные противоречия теорий психического развития в ориентации «либо на врожденное, либо на выученное» приведены к относительному компромиссу.

Как видно, в перечне основных взглядов на психологию развития из прошлого: интенционалъности[3], плюралистичности[4], бессознательного выбора[5], основных стадий[6], развития интеллекта[7], нравственного развития, осознанного выбора, смена ведущей деятельности[8] и др. – сексуальность нигде не выделяется обособленно. Известные психологические фундаментальные разработки теории развития практически не нашли заметного отражения и в современных концепциях сексуального развития. До сих пор господствующие в отечественной педагогике и психологии взгляды на половое созревание воспринимают его как буйство гормонов, временно мешающее «нормальному» развитию и социализации личности. На сексуальность принято списывать ошибки молодости, даже последний отчаянный всплеск угасающей сексуальности называют не иначе, как «бес в ребро». Только в рамках медицинской сексологии данные периоды и процессы рассматриваются с аргументированной научной точки зрения.

Лишь З. Фрейд в духе диалектического закона единства и борьбы противоположностей одним их первых усмотрел главную силу развития психики в конфронтации биологического и социального в человеке, олицетворенную в противоборстве принципа удовольствия и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением сексуальных влечений, биологически заданных, врожденных и естественных потребностей. Однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе и насаждаемыми микросоциальной средой. В соответствии с принципом реальности, человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились вокруг него. Благодаря воспитанию, удается временно примирить эти противоборствующие силы.

Дуализм социального и биологического в движущих силах психического развития был преодолен Выготским Л.С.[9], Рубинштейном С.Л.[10], Леонтьевым А.Н.[11]. В рамках культурно-исторической концепции Выготский Л.С. предложил различать естественное «созревание» и овладение социальными навыками. Культурное развитие заключается в овладении историческими достижениями цивилизации: языком, письменностью, счетными системами, знаниями, ценностями и нормами. Усвоение этих достижений происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, то есть в процессе интериоризации[12].

Эта деятельностная концепция, как никакая иная, подходит к обоснованию развития психосексуальной активности – предмета психологии сексуальности. Процесс психосексуального развития в ней определяется соматическими изменениями и психической активностью человека, и представляет собой самодвижение благодаря деятельности окружающей социокультурной среды. Шкалой нормы в этом психосексуальном развитии с одной стороны является реальный возраст конкретного индивидуума, а с другой – совокупность усвоенных им социальных навыков, ценностей, норм и знаний.

В тривиумальной концепции сексуальности различают соматическое, психическое и социокультурное развитие и, соответственно, выделяют биологический, психологический и социальный возраст.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическими возрастными морфологическими и физиологическими нормативами.[13]

Психологический возраст устанавливают путем соотнесения уровня психического (интеллектуального, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем, характерным для большинства сверстников.

Социальный возраст измеряют посредством соотнесения уровня социального развития человека, то есть степени овладения определенным набором социальных ролей, с нормативными показателями социальной активности для данного возраста.

Выделяют также субъективный возраст личности, под которым подразумевается самооценка человеком своего возраста и ощущение принадлежности к определенной возрастной когорте, полу, стратегии сексуального поведения, то есть возрастное самосознание и соответствующее позиционирование себя в жизни. Субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста, то есть человек может ощущать себя как значительно старше, так и младше своих лет.

Одним из применений деятельностного подхода к психосексуальному развитию является констатация его неравномерности из-за критических периодов, сменяемых периодами относительной стагнации.[14] В психологии сексуальности существуют свои возрастные этапы, обусловленные онтогенезом сексуального развития[15], и свои возрастные кризисы. Например, пубертатный, кризис среднего возраста, кризис инволюционного периода являются реакциями организма на физиологическую перестройку, которая у женщин связана с динамикой репродуктивной, а у мужчин – сексуальной функции. Подобные физиологические сдвиги неизбежны в жизни каждого человека, и каждый из них инициирует начало новой фазы жизненного цикла.

В силу ряда объективных и субъективных факторов цикличность и фазность свойственны психосексуальному развитию, а потому они находят свое отражение у многих авторов. Например, фазы сексуального развития в психогенезе личности были сформулированы в концепции З. Фрейда, где учитывалась динамика формирования эрогенных зон в ходе психосексуальной активности:

  • оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны – в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание;
  • анальная фаза (2-3 годы жизни): эрогенные зоны – в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления;
  • фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий;
  • латентная фаза (с 5-6 лет до 11-12 лет, т.е. начала полового созревания): эрогенные зоны не выделяются, и специфические формы поведения отсутствуют;
  • генитальная фаза (фаза половой зрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Понятие этапности психосексуального развития, разработанная Г.С. Васильчено с соавторами, нашло отражение в психогенезе сексуального развития вследствие изменения характера и содержания психосексуальной активности на протяжении человеческой жизни. Эту последовательность стадий (периодизацию психосексуального развития) можно кратко описать по ключевым событиям психогенеза сексуальности.

Например, формирование полового самосознания происходит в парапубертатный период, формирование стереотипов полоролевого поведения в препубертате, а психосексуальных ориентаций в ходе полового созревания. Формирование сексуального сценария происходит в переходном периоде, а реализация возрастных, конституциональных, психологических потребностей и возможностей – в периоде зрелой сексуальности.

Таким образом, историческое движение научной мысли привело к появлению тривиумальной концепции сексуального развития.  На настоящем этапе развития психологии сексуальности данных взгляд наиболее действенен в процессе оценки сексуального развития как личности, так и пары.

 Список литературы

 Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» Воронеж: ИПЦ  «Научная книга», 2011.- 251 с.

Берн Э. Секс в человеческой любви. М.: Рипол Классик, 2002, 242 с.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 520 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

Локк, Д., Сочинения в трех томах, М, 1985-1988.

Рене Декарт Сочинения М.: Наука, 2006, — 648 с., Руссо, Жан-Жак. Политические сочинения, М.: Наука, 2013, — 640 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — В 2-х ТТ. — М., 1989.

Элкинд Э. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. — М.: Когито-центр, 1996.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996.



[1] Локк, Д., Сочинения в трех томах, т.1, М, 1985-1988.

[2] Рене Декарт Сочинения М.: Наука, 2006, — 648 с., Руссо, Жан-Жак. Политические сочинения, М.: Наука, 2013, — 640 с.

[3] В интенционалъности  Шарлотты Бюлер потребность в самоосуществлении является основным критерием периодизации жизненного пути личности. На основе реализации потребности в самоопределении она выделяет 5 фаз жизни. Жизненный путь предстает у Ш. Бюлер процессом становления целевых структур личности, ядром которой является «самость» — духовное образование, изначально данное и относительно постоянное, как устойчивая направленность личности на самореализацию, врожденное стремление человека осуществить свои лучшие потенции. Карл Людвиг Бюлер (супруг Шарлотты Бюлер) ввёл в психологию понятие коннотация и разработал неоднозначную концепцию выделения трёх основных стадий психического развития: «инстинкт», «дрессура», «интеллект».

[4] Л.Р. Шеррод и О.Г. Брим считали, что развитие является принципиально плюралистическим, то есть, ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же конечному состоянию. Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению сохраняется на всем протяжении жизни человека.

[5] А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и другие настаивают на бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария. При этом жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и её реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развёртывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности. См.: Берн Э. Секс в человеческой любви. Рипол Классик, 2002.

[6] У Эрика Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста, а процесс развития от рождения до смерти проходит восемь основных стадий, где решаются свои задача развития, специфика которой зависит и от ситуации, и от возраста. См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996. Э. Элкинд. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. — М.: Когито-центр, 1996.

[7] В основе концепции психогенеза Жан Пиаже лежит развитие интеллекта, которое представляется в периодизации фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывается посредством четырех стадий.

[8] В теории нравственного развития Лоуренса Кольберга шесть ступеней, где критерий «правильности» выводится на основании решения совести в созвучии с самостоятельно избранными этическими принципами, которые должны быть универсальны и логически непротиворечивы.

Жизненный план представляет собой стратегию жизни, а совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Согласно работам С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и других отечественных ученых, личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни.

Движущей силой психического развития должна быть смена ведущей деятельности, детерминирующая возникновение ментальных новообразований. (По А.Н. Леонтьеву и Д.Б. Эльконину).

[9] Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 520 с.

[10] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — В 2-х ТТ. — М., 1989.

[11] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

[12] Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. (см.: http://www.psychologos.ru/articles/view/interiorizaciya)

[13] К таким системам верификации биологического возраста относится система его идентификации по закрытию зон костного роста или появлению телесных признаков полового созревания.

[14] Понятие критических периодов было разработано Л.С.Выготским, который выделял периоды спокойного развития («лизисы») и периоды переломного, скачкообразного развития («кризисы»). Последние характеризуются рассогласованием в работе функциональных систем организма, перестройкой многих из них, наличием не только позитивных, но и разрушительных тенденций. Одновременно Л.С. Выготский подчеркивал, что позитивные тенденции развития в период возрастных перестроек составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В зависимости от преобладания позитивной или негативной симптоматики различается также динамика переходного периода от турбулентной до ламинарной. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, то есть психологические новообразования.

[15] Возрастные этапы половой жизни человека: 1) пренатальный период, 2) парапубертатный  период, 3) препубертатный  период, 4) пубертатный период, 5) переходный период , 6) период зрелой сексуальности, 7) инволюционный период. (см.: Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» Воронеж: ИПЦ  «Научная книга», 2011.- 251 с.)