Сексуальное развитие

Сексуальное развитие от рождения до молодости

(по материалам  Европейского регионального бюро ВОЗ и ФЦПСЗ, выпустившем в 2010 году «Стандарты сексуального образования в Европе» http://srhhivlinkages.org/wp-content/uploads/2013/04/who_bzga_standards_ru.pdf)

Стадии сексуального развития предложенные ФЦПСЗ практически полностью совпадают с теми периодами, что были разработаны в период Г.С.Васильченко и уточнены членами РНСО С.Агарковым и Е.Кащенко (См.: Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» Воронеж : ИПЦ  «Научная книга», 2011.- 251 с.)

 Первые 10 лет

Собственно говоря, на протяжении первых шести лет дети быстро становятся из полностью зависимых относительно независимыми. Они больше узнают о своем собственном теле. У детей проявляются сексуальные ощущения даже в раннем детстве. Между вторым и третьим годами жизни они узнают о физических различиях между мужчинами и женщинами. В этот период дети начинают познавать свои собственные тела (мастурбация в раннем детстве, самостимуляция) и также могут пытаться исследовать тела своих друзей (игра в доктора). Дети познают свою окружающую среду посредством экспериментов, и в этом отношении сексуальность не отличается от других сфер познания. В результате многочисленных наблюдений были установлены общие характеристики сексуального поведения детей, что подтверждает, что такой тип поведения считается нормальным.

Исследуя сексуальные ощущения и желания, задавая вопросы, дети больше узнают о сексуальности. В трехлетнем возрасте они понимают, что родители что-то скрывают об этом предмете. Они испытывают границы взрослых, например, раздеваясь без предупреждения или используя лексику с сексуальным значением. Маленькие дети проявляют повышенную любознательность и задают много вопросов. По мере того, как они постепенно теряют свой эгоцентризм, их способность представить себя на чьем-то месте усиливаются. В процессе развития языковых способностей телесные контакты имеют тенденцию отходить на задний план. С развитием языковых способностей физический контакт отступает на второе место и тогда у детей появляется несколько возможных способов самовыражения. У детей постарше начинает развиваться чувство стыда, и семья зачастую является одним из задействованных факторов.

В шестилетнем возрасте дети все еще очень любознательны, но они начинают замечать, что родители уже не так реагируют на их вопросы, как они утверждают. Чтобы узнать больше, дети переносят внимание на своих ровесников. Дети в младшем школьном возрасте становятся более интровертными и стыдливыми. Сексуальность приобретает скрытый характер, а их нравственное развитие вызывает усиливающееся чувство стыда в отношении своей сексуаль- ности. На этой стадии начинаются сексуальные игры. Это наблюдалось у одной трети восьмилетних мальчиков; этот показатель увеличивается с возрастом. По большему счету, у девочек сексуальная активность ниже, но сексуальный интерес возрастает по мере взросления. Детям (к пяти годам и особенно в возрасте семи-восьми лет) нравиться показывать свои гениталии, и им хочется увидеть гениталии других детей. К этому их подталкивает любопытство и желание получать знания. Сексуальность у детей намного шире, чем у среднего взрослого человека. Она может рассматриваться как один из аспектов развития чувственности, которая является частью психологического, социального и биологического развития.

 Смещение интересов в преподростковом возрасте и сексуальное развитие во время полового созревания

К 11 – 13 годам интерес детей меняется по мере того, как они начинают сильнее концентрироваться на детальных сведениях о теле и половых органах: не только на своих, но особенно у противоположного пола. В период полового созревания социальная идентичность дополняется поиском психологической идентичности. Подростки размышляют о своих личных качествах и значимости, а также задумываются о своем месте в жизни. Формирование идентичности тесно связанно с представлением о самом себе. Половое созревание является также периодом, когда у подростков увеличиваются интеллектуальные способности и происходит нравственное становление.

Сексуальное развитие ускоряется в период полового созревания. Восприятия и мотивы, связанные с сексуальностью, приобретают социальную направленность: с другими и через других. Процесс полового созревания идет полным ходом. Различия между мальчиками и девочками становятся более очевидными. Друзья одного пола играют важную роль на ранних стадиях полового созревания, они являются собеседниками, с которыми можно поговорить; также начинаются заигрывания по отношению к противоположному полу. В период полового созревания появляется несоответствие между физическим и психологическим состоянием развития.

На данном этапе своей жизни у молодежи начинается период основательного размышления. Постепенно они учаться думать о неосязаемых вещах и явлениях, которые ими еще не познаны. На этом этапе возможно проявление самоанализа. Более того, у молодежи развивается способность сочетать отдельные качества, комбинация которых позволяет им находить выходы из затруднительных ситуаций.

К 12 – 20 годам у молодежи идет постепенное становление их сексуальной ориентации, в то же время у них формируются и утверждаются сексуальные предпочтения.

Для того, чтобы четко представить себе специфику стадий развития можно посмотреть следующую таблицу:

 ВОЗРАСТНАЯ ТАБЛИЦА:

Стадия 1: возраст 0-3 года. (Начало парапубертатного периода)

Открытие и исследование

Новорожденные: 0 — 1 год

Сексуальное развитие детей начинается с момента рождения.

Младенцы полностью сосредоточены на своих ощущениях: осязании, слухе, зрении, вкусе и обонянии. Посредством личных ощущений у новорожденных может появляться чувство уюта и безопасности. Объятия и ласки по отношению к своему ребенку очень важны, т.к. они создают основу для его здорового социального и эмоционального развития.

Младенцы открывают мир вокруг себя. Это явно видно по их склонности сосать игрушки (осязание), рассматривать лица или передвигающиеся предметы (зрение) и слушать музыку (слух). Младенцы также осваивают свои собственные тела. Они часто трогают себя и иногда даже свои гениталии. Это происходит случайно, а не преднамеренно.

Дети, начинающие ходить: 2 — 3 года.

Любопытство/познание своих тел.

Дети в этом возрасте познают себя и свои тела. Они также узнают, что их внешность отличается от внешности других детей и взрослых (происходит формирование идентичности).

Дети в этом возрасте узнают, что они - мальчики или девочки (происходит формирование половой идентичности).

У детей этого возраста появляется интерес к своим телам и к телам окружающих. Они часто подробно исследуют свои тела и гениталии, а также показывают их другим детям и взрослым.

Дети начинают сознательно дотрагиваться до своих гениталий, потому что это приносит им хорошие ощущения.

У детей в этом возрасте все еще присутствует сильная потребность в физическом контакте. Им нравиться сидеть у кого-то на коленях, и они получают удовольствие, когда их обнимают.

Они также начинают узнавать, что «можно», а что «нельзя» (социальные нормы).

Стадия 2: 4 – 6 лет.  (Продолжение парапубертатного периода)

Усвоение правил, игры и дружба

Дети много контактируют с большими группами людей (в детском саду или школе). Они все больше учатся тому, как они должны себя вести (социальные правила).

Они узнают, что взрослые не разрешают им показывать свое тело в общественных местах и ощупывать себя или кого-то другого. Это снижает вероятность того, что они могут появится в обнаженном виде или дотронуться до своих гениталий в присутствии других людей.

Исследование своего тела и тел других проявляется в контексте игры («сексуальные игры»): дети играют в «семью», а также в «докторов и медсестер» сначала открыто, потом не демонстрируя это, т.к. они понимают, что появляться в обнаженном виде в общественных местах не разрешается.

Фаза плохих слов»: дети определяют свои границы. Они замечают, что употребляя определенные слова, они провоцируют реакцию окружающих. Это интересно и забавно, поэтому они повторяют эти слова.

В этом возрасте возрастает интерес к вопросам репродукции, и они бесконечно задают вопросы, такие, как «откуда берутся дети?».

У большинства детей появляется чувство застенчивости в отношении своего тела, и они начинают проводить границы.

Дети знают, что они являются мальчиками и девочками и ими навсегда останутся.

У них развиваются четкие представления о том, «что делает мальчик» и «что делает девочка» (гендерные роли).

Дети заводят друзей среди других детей: обоих полов или иногда дружат только с мальчиками или девочками (детьми одного с ними пола).

Дети в этом возрасте часто ассоциируют дружбу и симпатию к кому-либо с «влю- бленностью». Например, они часто говорят, что любят свою маму, учителя, кролика. Как правило, это не связанно с ощущением сексуальности и желания. Это просто их способ выражения платонической любви.

Стадия 3: 7-9 лет. (Начало препубертатного периода)

Стыд и первая любовь

У детей может появляться чувство неудобства, когда другие видят их в обнаженном виде. Им уже не хочется раздеваться в присутствии взрослых и ходить нагишом.

Дети задают меньше вопросов о сексе, что не означает, что их интерес к предмету осла- бел. Они поняли, что секс — «проблематичная» тема и что о нем не положено говорить при всех.

Дети много фантазируют, используя все, что они видят вокруг себя (семью, школу, теле- видение и т.д.). Часто фантазии и реальность переплетаются. Например, они могут фанта- зировать о своей влюбленности, иногда также о влюбленности в кого-то одинакового пола.

Формируются группы мальчиков и девочек, каждая из которых «зондирует» других. Мальчики часто считают девочек «глупыми» и «несерьезными», в то время, как девочки считают мальчиков «слишком буйными» и «грубыми» в своем поведении.

В групповых ситуациях (в классе, в присутствии друзей) им часто хочется показать, как они уже выросли, окрепли и поумнели. Дети пытаются превзойти друг друга. Им хочется показать, что они уже что-то знают о мире более старших детей и взрослых. Одним из проявлений этого является желание показать, как много они знают о сексе, используя лексику с сексуальным значением. Дети выдумывают рифмы со словами с сексуальным значением и рассказывают друг другу шутки сексуальной направленности (пошлые шутки). Часто они сами не понимают, что они говорят.

Первое чувство влюбленности также познается в этом возрасте.

Стадия 4: 10-15 лет. (Продолжение препубертатного и начало пубертатного периода)

10 и 11 лет: продолжение препубертатного периода 

Наступает половое созревание. Усиливается секреция половых гормонов, что проявляется не только в поведении и физических изменениях, но и в восприятии и резких перепадах эмоционального настроения. У девочек, как правило, половое созревание начинается на два года раньше, чем у мальчиков. Явные физиологические изменения вызывают увеличение груди и рост в высоту.

Начиная с около 10 лет у детей усиливается интерес к сексуальности взрослых. У них появляются эротические фантазии, они чаще слышат и видят разные вещи в книгах, по телевизору и в Интернете, что усиливает их любознательность. Тем не менее, у них может проявляться чувство стыда или небрежности, если попытаться заговорить с ними о сексуальности.

На этой стадии могут предприниматься первые шаги в направлении любовных отношений: молодые люди начинают встречаться и осторожно заигрывать друг с другом (дер- жаться за ручки, поцелуи в щеку и т.д.)

12-15 лет. (Начало пубертатного периода)

Теперь половое созревание начинается и у большинства мальчиков. Увеличивается рост яичек и полового члена, на лобке и в подмышечных впадинах начинают расти волосы. Происходит скачок роста. Их голос становится более низким, на лице пробиваются усы и борода. Первая эякуляция у мальчиков происходит в 13 лет (в среднем), что свидетельствует об их зрелости и способности к зачатию ребенка.

У девочек также продолжается процесс развития. У них уже произошел скачок роста, и выросли волосы в подмышечных впадинах и на лобке. В 12лет (в среднем) у девочек появляется первая менструация, что свидетельствует о половой зрелости и способности к беременности.

Мастурбация становится более частым явлением, это вероятнее у мальчиков, чем у девочек.

У подростков может возникать неуверенность в отношении увеличения роста своего тела: «это нормально?», «не слишком ли медленно они развиваются по сравнению с их сверстниками?»

Подросткам надо привыкнуть к своему «новому телу», что часто вводит их в замешательство и вызывает ощущение неудобства.

У молодых людей развивается сексуальный образ самого себя: они видят себя кем-то, кто способен заниматься сексом, что объясняет, почему для них важно выглядеть привлекательными. Поскольку они часто неуверены в своем теле и часто сомневаются в своей привлекательности (в глазах своего потенциального партнера).

Молодые люди этого возраста часто восприимчивы к мнению других: они могут подвергаться влиянию своих сверстников.

Также они начинают воспринимать своих сверстников сексуально привлекательными.

Мальчики и девочки постепенно узнают, нравятся им мальчики или девочки (сексуальная ориентация).

Часто они впервые по-настоящему влюбляются.

Они флиртуют друг с другом и у них появляются первые отношения.

Накапливается опыт в поцелуях и ласканиях; петтинг.

 Стадия 5: 16-18 лет.  (Завершение пубертатного периода)

Молодые люди становятся более независимыми от своих родителей и их связь с родителями ослабевает.

Молодые люди более ясно осознают, являются ли они гетеросексуальными или гомосексуальными.

Они эксперементируют с отношениями.

У молодых людей накапливается сексуальный опыт: они целуются, обмениваются ласками, одни раньше, чем другие.

  •  Шаги молодежи в отношении сексуальности, как правило, имеют следующую поочередность: поцелуи, прикосновения и ласкания в одежде, ласкания без одежды, половой акт (гетеросексуальный) и, наконец, оральный и иногда анальный секс.
  •  У них накапливается больше опыта общения с противоположным полом: договариваясь, общаясь, выражая свои пожелания и границы и проявляя уважение — все эти вопросы становятся важными темами.