Сексуальное развитие

Тема сексуального развития, как явления, пока не нашла должного отражения в науке. Сексуальное развитие — согласно Фрейду, — это ряд этапов жизни человека, отражающих преобладание определенных эрогенных зон: оральная фаза (первый год жизни), анальная фаза (второй-третий годы жизни), фаллическая фаза (четвертый — шестой годы), латентный период (седьмой — двенадцатый годы), генитальная фаза (с начала пубертатного периода). В отечественной сексопатологии врачи привыкли говорить лишь о психосексуальном развитии — процессе формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций. При этом они учитывают: нормальное, ускоренное и задержанное (замедленное) сексуальное развитие.

Однако, сексуальное развитие гораздо шире – это закономерная часть общего развития, процесс поступательного изменения сексуальности на протяжении всей жизни человека. Оно проходит ряд этапов онтогенеза сексуальности человека и рассматривается в трех ипостасях: соматосексуальной, психосексуальной и социосексуальной.

С позиций триувимальной концепции сексуальности, которая у меня родилась лет пятнадцать назад, поступательная динамика трех составляющих онтогенеза сексуальности: соматосексуальной, психосексуальной и социосексуальной, — наиболее полно отражает изменение сексуальности человека от рождения до смерти. При этом каждая составляющая оценивается с позиций подвижного баланса сексуальной активности и имеет собственные отличия, специфику, тенденции, характерные особенности.

Например, соматосексуальная составляющая в первые двадцать лет жизни отражает прогрессивные тенденции развития, а в конце жизни меняет их на регрессивную направленность в связи с физическим увяданием организма. Психосексуальная и социосексуальная составляющие постоянно поддерживают вектор прогрессивного развития: приобретенная с годами мудрость, опыт человеческого общения и другие факторы жизни, как правило, характеризуются позитивной направленностью даже при столкновении с возрастными и семейными кризисами.

В традиционном (нормальном) сексуальном развитии этапы онтогенеза сексуальности идут в определенной последовательности, лишь иногда совпадая по времени младенчества, детства, отрочества, юности, молодости, зрелости, старения:

1. этап формирования первичных половых признаков,

2. этап закладки базисных навыков социального поведения

3. этап построения нейросоматической схемы тела, достигаемой в процессе квазисексуального поведения ребенка,

4. этап формирования у человека полового самосознания,

5. этап насыщения познавательных потребностей понятийного либидо в процессе сексуальных игр,

6. этап формирования половой роли,

7. этап усвоения основной информации о взаимоотношениях полов,

8. этап формирования сексуальной ориентации,

9. этап формирования платонического либидо,

10. этап эротического либидо,

11. этап сексуального либидо,

12. этап приобретения стартовых навыков партнерства,

13. этап полового созревания,

14. этап выработки сексуального сценария,

15. этап активного приобретения опыта партнерства,

16. этап познания основных форм половой жизни,

17. этап выбора постоянного партнера,

18. этап установления условно-физиологического ритма сексуальной активности,

19. этапы сексуальных кризисов в супружестве,

20. этап формирования зрелого партнерства,

21. этап реализации возрастных и конституциональных потребностей и сексуальных возможностей,

22. этап регулярных (или не регулярных) половых отношений,

23. этап снижения сексуальной активности,

24. мнимосексуальный этап,

25. мнимоэротический этап

26. мнимоплатонический этап.

27. этап поддержания щадяще-стимулирующего режима сексуальной активности.

Схематично их можно выделить так:

 Из всего этого множества можно выделить Основные этапы сексуального развития:

Возрастные

 периоды

Возрастные социокультурные этапы

Этапы  сексуального развития и динамики

половой жизни

Пренатальный

Период

от зачатия до рождения

Внутриутробный

Формирование морфологического пола и первичных половых признаков.

Парапубертатный период

от 0-1 до 5-7 лет

 

Младенчество

 

Детство

 

Формирование сенсорики и эмоциональности. Формирование личности и полового самосознания.

Препубертатный период

от 5-7 до 11-13 лет

 

 

Отрочество

Формирование половых ролей и половой идентичности.

Пробуждение платонического либидо у девочек в конце этапа.

Пубертатный

период

от 11-13 до 15-18 лет

Юность

Половое созревание. Пробуждение платонического, эротического и сексуального либидо. Формирование психосексуальных ориентаций и вторичных половых признаков;

наступление первой эякуляции (ойгархе), менструации (менархе), ночных поллюциях и мастурбации.

Переходный

период

от15-18 до 25-30 лет

Молодость

Приобретение опыта партнерства и поиск постоянного  партнера.

Период зрелой

Сексуальности

от25-30 до 50-55 лет

Зрелось

 

Регулярная половая жизнь с постоянным партнером.

Инволюционный период

от50-55 до 70 лет и старше

Пожилой возраст

 

 

 Старость

 

Обратное развитие либидо. Снижение  сексуальной активности.

Асексуальность.

 Возраст 5-12 лет называют в сексологии препубертатным или предподростковым. Точнее этот период длится с 5-7 до 11-13 лет. Это время формирования полоролевого поведения (или полоролевых стереотипов).  В некоторых научных работах и в художественной литературе  этот возраст иногда называют отроческим. Собственно, в словаре В.Даля устаревший термин отрок означал ребенка с 7 до 15 лет, младшего княжеского пажа, работника (слугу или батрака) и просто шалуна, сорвиголову. Отрочество – возраст между детством и юностью, и если традиционно считать юностью возраст от 14 до 18 лет, то именно отрочество с учетом акселерации развития во второй половине ХХ века почти идеально заполняет предподростковую возрастную нишу.

В педагогике это младший и «полусредний»  школьный возраст.

Если  формирование полового самосознания в предшествующие годы отвечает на главный эволюционный вопрос «кто ты – мужчина или женщина?», то становление полоролевого стереотипа отвечает на не менее важный вопрос: «какой или какая ты?». Основная задача этого этапа – оснастить развивающуюся сексуальность инструментом репрезентации своей половой сущности и системой ожиданий по отношению к будущему партнеру, позволяющей прогнозировать его поведение.

Мальчики и девочки в семье и со сверстниками за короткий срок пытаются усвоить основные стандарты, предписания, нормы, ожидания, которые существуют в социокультурном окружении для мужчин и женщин. У детей формируется поведение, свойственное определенному полу. Проявляется половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Ребенок как бы манифестирует, публично выражает свою идентичность с половой ролью: «Я как женщина» или «Я как мужчина». Этот период сексуального развития отличается  стыдливостью и осмотрительностью, отсутствием выраженного сексуального влечения, редкими эпизодами фрустрационной псевдо-мастурбации, генитальной презентацией в однополых группах.

По здоровой схеме психосексуального развития человеку в юности, вместе с половым созреванием юноши и девушки начинают чувствовать пробуждающуюся в них природную сексуальность. И очень часто не знают, как реагировать на новые, необъяснимые изменения и связанные с ними ощущения. Они ищут ответы на волнующие вопросы сексуального развития в пубертатном возрасте или пубертате (от лат. pubertas – возмужалость; нестрогие синонимы – подростковый, старший школьный или юношеский возраст). Иногда этот период называют тинейджеровским. Это время перехода от страниц детских сказок в незнакомый  мир существующей взрослой реальности. Время становления  и утверждения своей индивидуальной сексуальности.  Некоторые расхождения в определении границ пубертатного периода (от 11-13 до 15-18 лет) зависят от многообразия индивидуальных проявлений, связанных с физиологическим, психологическим и социокультурным развитием молодого человека.

 Знайте и запоминайте: «Все подростки разные» и по здоровой схеме сексуального развития в юности им необходимо пройти три последовательных (!) этапа (стадии), начиная примерно с 10 лет и заканчивая к 25 годам.

Первая стадия — платоническая или романтическая. Современное её понимание лучше напоминает промежуток времени между знакомством и первым поцелуем. Известно, что романтический компонент всегда присутствует в любовных отношениях, а платонический исчезает при их развитии. Суть платонического — быть рядом, удерживая партнера авторитетом поэзии и красоты природы, мелкими, но наполненными глубоким смыслом подарками, иносказательностью и намеками на будущее счастье.  На этой стадии подростки ищут дружеских отношений, взаимного общения, комфорта от присутствия симпатанта. Платонический компонент сексуального влечения наиболее ярок именно в возрасте «средних» классов, когда от одного взгляда, слова, жеста объекта влечения у «влюбленного» колотится сердце, возникает желание быть рядом с «возлюбленным», стать для него незаменимым, отдать последнее, самое дорогое.

Платоническое либидо обычно кажется несколько эфемерным и у многих людей ассоциируется только с обожествлением и поклонением сотворенному кумиру. Но оно подчиняется общим законам формирования полового влечения и должно пройти период научения и закрепления установки. Влюбленному приходится не только страдать и мечтать, но и реализовать  хотя бы минимум порывов: если не удается «красиво погибнуть на глазах возлюбленной», то можно хотя бы послать месседж на асфальте под ее окном или еще каким-либо образом обратить на себя внимание. В это время формируется умение знакомиться, обращать на себя внимание и общаться именно с объектом увлечённости, к которому появилось необъяснимое, и одновременно пугающее устремление. Эти отношения не похожи на привычное общение со сверстниками. Если на этой стадии формирования либидо не происходит его реализации, то любовь остается не только безответной, но и нереализованной. Все трудности, сомнения и неуверенности стадии формирования платонического либидо перенесутся на более поздние стадии.

Этика платонических отношений позволяет сидеть за одной партой, провожать избранницу до подъезда, помогать нести портфель, подать руку при форсировании канавы, писать смс-ки и записки с многоточиями, делиться сладостями и напитками. Но как только канава преодолена, руку полагается убрать от греха подальше. Щедрые и демонстративные подарки тоже могут напугать избранницу. Безотказно действует схватка с хулиганами на глазах «прекрасной дамы», особенно если в ней не удалось стать победителем. По мере перехода в следующую «телесную» стадию затянувшиеся платонические отношения с престижной девочкой в школе могут сосуществовать с более откровенными  и необязывающими контактами с более простой и доступной соседской.

Вторая стадия — эротическая. Она тесно связана с гормональным кризом пубертата и строится в радиусе «вытянутой руки». Танцы на дискотеке, поцелуи в подъезде, под уличным фонарём, игры в «бутылочку», мечты о любви, драки из-за одноклассниц, признания в любви. Жестоко отвергнутое чувство и безответная любовь. Непоборимое желание прикоснуться, быть всегда рядом с объектом обожания очень свойственны этому периоду.

Эротический ажиотаж на классном уровне превращает баскетбольный матч в турнир по регби на уроках физкультуры. Любимой игрой становится впихнуть очередную жертву сексуальной инициации в женскую раздевалку под визг и «побои» переодевающихся. Безальтернативным эротическим досугом становится дискотека, где реализуются выбор, интимность и синхронизация с партнером. В эту пору принято сидеть на коленях, катать избранницу на раме велосипеда, таскать ее на плечах на рок-концертах, вместе загорать на пляже и ходить в походы с ночевкой, откусывать от одного куска, прихорашивать друг друга и вообще всячески вторгаться в личное пространство бой (герл) френда. Эротические отношения одноклассников обязывают их сидеть за одной партой даже ценой выкупа этого места в обмен на встречные любезности. В парных отношениях  это время  прикосновений, объятий и поцелуев. Обычно они завязываются на расстоянии «вытянутой руки»: в школе, во дворе, на секции или кружке.  Данная стадия немного демонстративна, и в силу этого, она редко остается без внимания окружающих. Теперь предпочтение отдается бесконечным требованиям признаний в любви, объятиям в подъезде или на лестничной площадке, поцелуям под уличными фонарями, на мосту, под дождем, в лифте, в тамбуре электрички, в кино и просто так, а также медленным танцам на дискотеке или в компании. В эротической стадии либидо переживается первая серьезная влюбленность, которая необратимо фиксирует гетеросексуальную направленность либидо. Отсутствие такой влюбленности к 15-16 годам свидетельствует либо о задержке пубертатного развития, либо о формировании его нестандартной направленности.

В этот время зачастую переживается  серия влюбленностей, каждая из которых становится все более и более серьезной. И хотя образ идеального партнера первоначально ориентирован на внешние признаки и является эклектическим сплавом эротически значимых, но разнородных качеств, его формирование завершается появлением влюбленности в объект, похожий по нескольким признакам на идеал.. Впрочем, высокая избирательность и адресность эротического влечения также не препятствует параллельному общению с менее привлекательным, но более доступным партнером.

Кроме того, наряду с яркими эротическими привязанностями в юности возможны и деперсонализированные сексуальные игры. Среди всего обилия сексуальных игр многие отличаются лишь названиями и некоторыми деталями правил. Условно их можно разделить на наивные и вульгарные, добровольные и принудительные. В них играют (или согласились бы принять участие) подростки независимо от возрастной и социальной, расовой и национальной принадлежности. Первые впечатления о сексуальных играх подростки получают в интернатах, пионерских лагерях, в туристических походах. Сначала мальчики и девочки становятся  невольными  наблюдателями этих игр, а потом и сами активно включаются в подобные развлечения, имеющие яркую эротическую окраску и сексуальную направленность. Особенно распространены такие игры в закрытых мужских коллективах – военных училищах, кадетских корпусах, спортивных командах на сборах.

Есть менее вульгарные, а потому более известные и чаще встречаемые развлечения. Это окрашенные эротическим содержанием игры, в которых участвуют представители обеих полов. Как эхо детских забав, эти игры плавно переходят в более взрослые компании. Как и конкурсы, викторины, элементы художественной самодеятельности, где присутствует эротическая окраска, эти игры позволяют лишний раз прикоснуться к объекту заветных мечтаний. Они сглаживают неловкость редких контактов, позволяют пробежать “искре”, в конечном счете, решают гедонистические и коммуникативные проблемы без какого-либо ущерба для участников в силу своей непритязательности, добровольного участия, юмористической окраски и ненавязчивости. Всем известные “Бутылочка” или игра в карты “на раздевание” – наглядное тому подтверждение. Как правило, это игры без побежденных, чем они в большинстве случаев и привлекают.

В последнее время среди американских подростков стала популярна игра, называемая «постучи по мешочку». В ходе игры школьники  подстерегают друг друга и неожиданно бьют рукой в область паха. Об этой опасной игре упоминается в мультсериале «Южный парк», герои которого, по сюжету одной из серий, в нее играют. Каждый третий американский уролог сталкивался с подростками, получившими травмы в результате этой забавы. Эти данные были получены в ходе опроса 100 медицинских специалистов. Ранее школьники подверглись наказанию за проведение акции дня «пни еврея». Ученики жаловались, что их пинали только потому, что они евреи. В ходе расследования выяснилось, что  на проведение этой акции детей вдохновил  тот же «Южный парк».

Подростковый возраст характеризуется развитием сексуального воображения, грез и фантазий. Яркие сексуальные фантазии почти всегда сопутствуют мастурбации и увеличивают удовлетворение, получаемое подростком от сексуальных действий. Они заменяет реальный сексуальный опыт, которого еще просто нет, усиливают возбуждение и оргазм, облегчают  сексуальную деятельность в будущем. В Интернете подростков больше всего интересуют секс и порно. В пятерке самых популярных запросов сразу после YouTube, Google и Facebook идут sex и porn. Такие запросы были самыми популярными у пользователей младше 18 лет в 2009 году. В исследовании использовалась база данных из 14,6 миллионов запросов, которая была собрана специальной системой интернет-фильтрацииOnlineFamilyNorton, предназначенной для предохранения детей от нежелательных файлов.

На эротической стадии реализация влечения с партнером долго происходит без оргазма, то есть ограничивается ласками и последующими фрустрациями. В этих случаях разрядка достигается с помощью мастурбации, причем в фантазиях не обязательно фигурирует предмет воздыханий. Современное общество толерантно относится к подростковой мастурбация (от лат. manуus — рука и sturpo – оскверняю; устаревшие и вышедшие из употребления синонимы — ипсация, рукоблудие, онанизм) – преднамеренное вызывание оргазма путем самораздражения эрогенных зон собственных гениталий,  явлению, широко распространенному  в подростковой среде и абсолютно безвредному для здоровья.

Из многочисленных опросов следует, что почти все мальчики и треть девочек в юности проходят через эту суррогатную форму половой активности. При этом, около половины опрошенных до сих пор помнит угрызения совести, стыд, тревогу и чувство вины, сопутствующие этой форме сексуальной активности. В разных культурных слоях общества мастурбацию до сих пор считают «дурной привычкой», «аморальным поведением», «признаком незрелости» или «пороком», называют «онанизмом», рукоблудием».

 Психологические конфликты здесь более присущи юношам, чем девушкам, так как у них дискомфорт воздержания более мучителен. При всей суррогатности  подростковая мастурбация снимает сексуальное напряжение и стресс, повышает уверенность в себе, помогает знакомиться с эрогенными зонами, способствует приобретению хотя бы не настоящего, поддельного сексуального опыта.

Если эротические отношения встречают понимание родителей, то подростки нередко получают  из их рук определенные привилегии (большую свободу досуга, сокращение домашних обязанностей, более щедрое субсидирование расходов). Во многих случаях подростки не торопятся форсировать отношения, иногда откровенно устают от них и освежают их сценами ревности, а в других случаях сознательно ограничивают себя, рассчитывая на более яркое партнерство в будущем.  При всем при этом, они формируют навыки гетеросексуального общения, опыт доверительных отношений с партнером и умение понимать его эмоциональное состояние.

Третья, сексуальная стадия, заключается в формировании сексуального компонента влечения, то есть стремления к оргазму в интимных отношениях. Правда, на этой стадии примерно через 2 года после манифестации платонического влечения и примерно через год после пробуждения эротического либидо оказываются преимущественно юноши, а большинство девушек остаются на эротической стадии до установления постоянных партнерских отношений. Поэтому, девушки включаются в более серьезные отношения не по зову плоти, а в рамках построения устойчивых отношений с юношами.

Переход платонического либидо в эротическое, а затем в сексуальное легче проследить на модели женской сексуальности. Просто у юношей этот переход проходит настолько стремительно, что зафиксировать промежуточные стадии динамики либидо совсем не просто. Кроме того, у юношей реализация либидо нередко опережает динамику его спонтанного развития, а у девушек реализация чаще отстает от спонтанной динамики. Другими словами, сексуальная активность юношей подталкивает развитие либидо, а сексуальная сдержанность девушек тормозит его развитие. Наиболее иллюстративной в этом смысле оказывается динамика содержания сексуальных фантазий у девушек в пубертатном периоде. Уже в платонической стадии простой трагедийный сюжет (пошла на реку — окунулась в воду – заплыла в глубину — понесло течением – стала тонуть – спасли) обретает чувственную окраску (прекрасный юноша бросается в воду, спасет ее, приводит в чувство, они долго смотрят друг на друга, понимая, что это – судьба). В эротической стадии сюжет усложняется (она приходит в чувство, их взгляды встречаются, пробегает искра, он нежно целует ее, они сплетаются в объятиях). В сексуальной стадии развития либидо прекрасный юноша превращается в мачо и меркантильно забирает добычу навсегда, чтобы продолжить уроки плавания на каких-нибудь экзотических островах.

На третьей стадии предпочтение отдается тем формам сексуальных отношений, которые сопровождаются оргазмом. На смену поцелуям и объятиям приходит петтинг и другие суррогатные формы полового акта (промежностный,  межбедренный, вестибулярный), а также орогенитальные контакты. Петтинг (от англ.  pet – ласкать, баловать) — преднамеренное вызывание оргазма путем возбуждением эрогенных зон в условиях двустороннего сексуального контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий. Данная форма сексуального поведения выглядит более сложной по отношению к мастурбации, так как предполагает сексуальное партнерство.

Петтинг может быть гомосексуальным или гетеросексуальным, одно или двухсторонним, мануальным или инструментальным с использованием секс-игрушек. Некоторые ученые выделяют поверхностный петтинг, то есть стимуляцию эрогенных зон, скрываемых одеждой, в отличие от глубокого петтинга со стимуляцией эрогенных зон под одеждой, и неккинг – ласки выше груди, которые не сопровождаются оргазмом без дополнительной стимуляции генитальных эрогенных зон.

Эта форма сексуального поведения обычно апробируется к 15-16 годам, а к 18-летему рубежу число адептов этой практики достигает 80% у юношей и более 90% у девушек. Правда, только половина из них достигают при этом оргазм, хотя добиться его в петтинге им значительно  легче, чем при половом акте. Петтинг является основой любовной игры, он учит чувствовать и понимать партера, выражая свои переживания и предпочтения языком жестов и ласк, дает практические навыки дозировки стимуляции и варьирования  ее модальностью, учит улавливать желания партнера и обогащать диапазон приемлемости. Петтинг выступает эстетическим элементом любовного искусства и прививает своего рода сексуальный этикет партнерских отношений.

Первый половой акт — сексуальный дебют, является большим испытанием для любого человека, тем более незрелого. Законодательством России предусмотрен возраст охраны половой неприкосновенности в 16 лет. Все действия сексуального характера пресекаются законом и  квалифицируются как развратные, если проводятся в отношении малолетнего, не достигшего 14 лет. Вместе с тем, статистика повсеместно дает значительный процент юношей и девушек, начинающих половую жизнь раньше этого возрастного рубежа. Известно, что в этом числе оказываются подростки с ускоренными темпами полового развития, из неблагополучных семей, втянутые в интимные отношения взрослыми, юноши и девушки с известными психологическими проблемами. Поэтому ведущие мотивы сексуальной инициации часто оказываются деструктивными и происходят далеко не всегда на высоте эмоциональных отношений с партнером.

Среди этих мотивов чаще фигурируют: посвящение во взрослую жизнь, доказательство любви, потребность в доверительном общении, любопытство, настояние партнера, пример сверстников, совращение, насилие, конформизм, влияние алкоголя или наркотиков, доверие к будущему супругу, сочувствие «тяготам воздержания» партнера, страх лишиться партнера, проверка своей ценности, соответствие групповым стандартам, потребность в самоутверждении, протест, месть, дефицит референтных связей, некомпетентность и другие. Перечисленные мотивы часто сочетаются и достигают такого уровня побуждения к действию, на котором легко преодолеваются сдерживающие моральные убеждения, отсутствие достаточной потребности, опасения огласки, нежелательные последствия заражения ЗППП, отсутствие подходящего случая, неопытность, установки на девственность и чистоту, стыд, страх,  недостаточное знание партнера,  религиозные взгляды и прочие факторы. К этому присоединяется стремление освободиться от опеки взрослых вообще и от родитель­ского влияния в частности,  доказать свою независимость и способность прини­мать важные решения.

Переступив черту, каждый подросток проявляет различную реакцию на первую половую близость, при этом каждый второй повторяет свой опыт в течение первого же месяца. А многие из подростков, вкусив однажды вкус «запретного плода», не возвращаются к нему многие годы или совершают половые акты не часто, потеряв интерес, удовлетворив свое любопытство. Но социально утвердившись в глазах окружающих в качестве взрослого. Начало половой жизни для подростка исключительно притягательно, так как это своеобразный обряд посвящения, инициации во взрослость.

Противоречие между неограниченными возможностями эротических представлений и сексуальных фантазий при ограниченных условиях их реализации в форме суррогатной сексуальной активности делают непростым процесс становления направленности либидо. Нормальными вариантами направленности либидо считаются гетеросексуальная, гомосексуальная и бисексуальная. Гетеросексуальность, как эволюционный феномен, обеспечивает жесткую привязку индивида  к репродуктивному партнеру, отвечает за количественное сохранение популяции и ее разнообразие, обеспечивающее отбор качественного генетического материала для дальнейшей эволюции вида.

Важно, чтобы каждый человек на своём пути прошел эти периода (стадии) последовательно, учитывая, что они не имеют четкой границы между собой. Не научившись нежно вздыхать по объекту своего обожания, не научишься приглашать его на танец, и целоваться не научишься, а значит, и не узнаешь, как сделать это так, чтобы партнеру было приятно. Не получив отказ, не сможешь потом пережить разлуку. Не сформировав стереотип предпочтения, не научишься выбирать партнера в будущем. Это время поиска, наработки и появления навыков, обучения, контроля чувств и поступков. Если по какой-то причине пропускается или перескакивается один из этапов, то в зрелости можно столкнуться с массой проблем, нерешенных в отрочестве, юности и молодости.

 Этот взгляд отечественных ученых не расходится с Европейским. Вот, обратите внимание:

Сексуальное развитие от рождения до молодости

(по материалам  Европейского регионального бюро ВОЗ и ФЦПСЗ, выпустившем в 2010 году «Стандарты сексуального образования в Европе» http://srhhivlinkages.org/wp-content/uploads/2013/04/who_bzga_standards_ru.pdf)

Стадии сексуального развития предложенные ФЦПСЗ практически полностью совпадают с теми периодами, что были разработаны в период Г.С.Васильченко и уточнены членами РНСО С.Агарковым и Е.Кащенко (См.: Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» Воронеж : ИПЦ  «Научная книга», 2011.- 251 с.)

 Первые 10 лет

Собственно говоря, на протяжении первых шести лет дети быстро становятся из полностью зависимых относительно независимыми. Они больше узнают о своем собственном теле. У детей проявляются сексуальные ощущения даже в раннем детстве. Между вторым и третьим годами жизни они узнают о физических различиях между мужчинами и женщинами. В этот период дети начинают познавать свои собственные тела (мастурбация в раннем детстве, самостимуляция) и также могут пытаться исследовать тела своих друзей (игра в доктора). Дети познают свою окружающую среду посредством экспериментов, и в этом отношении сексуальность не отличается от других сфер познания. В результате многочисленных наблюдений были установлены общие характеристики сексуального поведения детей, что подтверждает, что такой тип поведения считается нормальным.

Исследуя сексуальные ощущения и желания, задавая вопросы, дети больше узнают о сексуальности. В трехлетнем возрасте они понимают, что родители что-то скрывают об этом предмете. Они испытывают границы взрослых, например, раздеваясь без предупреждения или используя лексику с сексуальным значением. Маленькие дети проявляют повышенную любознательность и задают много вопросов. По мере того, как они постепенно теряют свой эгоцентризм, их способность представить себя на чьем-то месте усиливаются. В процессе развития языковых способностей телесные контакты имеют тенденцию отходить на задний план. С развитием языковых способностей физический контакт отступает на второе место и тогда у детей появляется несколько возможных способов самовыражения. У детей постарше начинает развиваться чувство стыда, и семья зачастую является одним из задействованных факторов.

В шестилетнем возрасте дети все еще очень любознательны, но они начинают замечать, что родители уже не так реагируют на их вопросы, как они утверждают. Чтобы узнать больше, дети переносят внимание на своих ровесников. Дети в младшем школьном возрасте становятся более интровертными и стыдливыми. Сексуальность приобретает скрытый характер, а их нравственное развитие вызывает усиливающееся чувство стыда в отношении своей сексуаль- ности. На этой стадии начинаются сексуальные игры. Это наблюдалось у одной трети восьмилетних мальчиков; этот показатель увеличивается с возрастом. По большему счету, у девочек сексуальная активность ниже, но сексуальный интерес возрастает по мере взросления. Детям (к пяти годам и особенно в возрасте семи-восьми лет) нравиться показывать свои гениталии, и им хочется увидеть гениталии других детей. К этому их подталкивает любопытство и желание получать знания. Сексуальность у детей намного шире, чем у среднего взрослого человека. Она может рассматриваться как один из аспектов развития чувственности, которая является частью психологического, социального и биологического развития.

 Смещение интересов в преподростковом возрасте и сексуальное развитие во время полового созревания

К 11 – 13 годам интерес детей меняется по мере того, как они начинают сильнее концентрироваться на детальных сведениях о теле и половых органах: не только на своих, но особенно у противоположного пола. В период полового созревания социальная идентичность дополняется поиском психологической идентичности. Подростки размышляют о своих личных качествах и значимости, а также задумываются о своем месте в жизни. Формирование идентичности тесно связанно с представлением о самом себе. Половое созревание является также периодом, когда у подростков увеличиваются интеллектуальные способности и происходит нравственное становление.

Сексуальное развитие ускоряется в период полового созревания. Восприятия и мотивы, связанные с сексуальностью, приобретают социальную направленность: с другими и через других. Процесс полового созревания идет полным ходом. Различия между мальчиками и девочками становятся более очевидными. Друзья одного пола играют важную роль на ранних стадиях полового созревания, они являются собеседниками, с которыми можно поговорить; также начинаются заигрывания по отношению к противоположному полу. В период полового созревания появляется несоответствие между физическим и психологическим состоянием развития.

На данном этапе своей жизни у молодежи начинается период основательного размышления. Постепенно они учаться думать о неосязаемых вещах и явлениях, которые ими еще не познаны. На этом этапе возможно проявление самоанализа. Более того, у молодежи развивается способность сочетать отдельные качества, комбинация которых позволяет им находить выходы из затруднительных ситуаций.

К 12 – 20 годам у молодежи идет постепенное становление их сексуальной ориентации, в то же время у них формируются и утверждаются сексуальные предпочтения.

Для того, чтобы четко представить себе специфику стадий развития можно посмотреть следующую таблицу:

 ВОЗРАСТНАЯ ТАБЛИЦА:

Стадия 1: возраст 0-3 года. (Начало парапубертатного периода)

Открытие и исследование

Новорожденные: 0 — 1 год

Сексуальное развитие детей начинается с момента рождения.

Младенцы полностью сосредоточены на своих ощущениях: осязании, слухе, зрении, вкусе и обонянии. Посредством личных ощущений у новорожденных может появляться чувство уюта и безопасности. Объятия и ласки по отношению к своему ребенку очень важны, т.к. они создают основу для его здорового социального и эмоционального развития.

Младенцы открывают мир вокруг себя. Это явно видно по их склонности сосать игрушки (осязание), рассматривать лица или передвигающиеся предметы (зрение) и слушать музыку (слух). Младенцы также осваивают свои собственные тела. Они часто трогают себя и иногда даже свои гениталии. Это происходит случайно, а не преднамеренно.

Дети, начинающие ходить: 2 — 3 года.

Любопытство/познание своих тел.

Дети в этом возрасте познают себя и свои тела. Они также узнают, что их внешность отличается от внешности других детей и взрослых (происходит формирование идентичности).

Дети в этом возрасте узнают, что они — мальчики или девочки (происходит формирование половой идентичности).

У детей этого возраста появляется интерес к своим телам и к телам окружающих. Они часто подробно исследуют свои тела и гениталии, а также показывают их другим детям и взрослым.

Дети начинают сознательно дотрагиваться до своих гениталий, потому что это приносит им хорошие ощущения.

У детей в этом возрасте все еще присутствует сильная потребность в физическом контакте. Им нравиться сидеть у кого-то на коленях, и они получают удовольствие, когда их обнимают.

Они также начинают узнавать, что «можно», а что «нельзя» (социальные нормы).

Стадия 2: 4 – 6 лет.  (Продолжение парапубертатного периода)

Усвоение правил, игры и дружба

Дети много контактируют с большими группами людей (в детском саду или школе). Они все больше учатся тому, как они должны себя вести (социальные правила).

Они узнают, что взрослые не разрешают им показывать свое тело в общественных местах и ощупывать себя или кого-то другого. Это снижает вероятность того, что они могут появится в обнаженном виде или дотронуться до своих гениталий в присутствии других людей.

Исследование своего тела и тел других проявляется в контексте игры («сексуальные игры»): дети играют в «семью», а также в «докторов и медсестер» сначала открыто, потом не демонстрируя это, т.к. они понимают, что появляться в обнаженном виде в общественных местах не разрешается.

Фаза плохих слов»: дети определяют свои границы. Они замечают, что употребляя определенные слова, они провоцируют реакцию окружающих. Это интересно и забавно, поэтому они повторяют эти слова.

В этом возрасте возрастает интерес к вопросам репродукции, и они бесконечно задают вопросы, такие, как «откуда берутся дети?».

У большинства детей появляется чувство застенчивости в отношении своего тела, и они начинают проводить границы.

Дети знают, что они являются мальчиками и девочками и ими навсегда останутся.

У них развиваются четкие представления о том, «что делает мальчик» и «что делает девочка» (гендерные роли).

Дети заводят друзей среди других детей: обоих полов или иногда дружат только с мальчиками или девочками (детьми одного с ними пола).

Дети в этом возрасте часто ассоциируют дружбу и симпатию к кому-либо с «влю- бленностью». Например, они часто говорят, что любят свою маму, учителя, кролика. Как правило, это не связанно с ощущением сексуальности и желания. Это просто их способ выражения платонической любви.

Стадия 3: 7-9 лет. (Начало препубертатного периода)

Стыд и первая любовь

У детей может появляться чувство неудобства, когда другие видят их в обнаженном виде. Им уже не хочется раздеваться в присутствии взрослых и ходить нагишом.

Дети задают меньше вопросов о сексе, что не означает, что их интерес к предмету осла- бел. Они поняли, что секс — «проблематичная» тема и что о нем не положено говорить при всех.

Дети много фантазируют, используя все, что они видят вокруг себя (семью, школу, теле- видение и т.д.). Часто фантазии и реальность переплетаются. Например, они могут фанта- зировать о своей влюбленности, иногда также о влюбленности в кого-то одинакового пола.

Формируются группы мальчиков и девочек, каждая из которых «зондирует» других. Мальчики часто считают девочек «глупыми» и «несерьезными», в то время, как девочки считают мальчиков «слишком буйными» и «грубыми» в своем поведении.

В групповых ситуациях (в классе, в присутствии друзей) им часто хочется показать, как они уже выросли, окрепли и поумнели. Дети пытаются превзойти друг друга. Им хочется показать, что они уже что-то знают о мире более старших детей и взрослых. Одним из проявлений этого является желание показать, как много они знают о сексе, используя лексику с сексуальным значением. Дети выдумывают рифмы со словами с сексуальным значением и рассказывают друг другу шутки сексуальной направленности (пошлые шутки). Часто они сами не понимают, что они говорят.

Первое чувство влюбленности также познается в этом возрасте.

Стадия 4: 10-15 лет. (Продолжение препубертатного и начало пубертатного периода)

10 и 11 лет: продолжение препубертатного периода 

Наступает половое созревание. Усиливается секреция половых гормонов, что проявляется не только в поведении и физических изменениях, но и в восприятии и резких перепадах эмоционального настроения. У девочек, как правило, половое созревание начинается на два года раньше, чем у мальчиков. Явные физиологические изменения вызывают увеличение груди и рост в высоту.

Начиная с около 10 лет у детей усиливается интерес к сексуальности взрослых. У них появляются эротические фантазии, они чаще слышат и видят разные вещи в книгах, по телевизору и в Интернете, что усиливает их любознательность. Тем не менее, у них может проявляться чувство стыда или небрежности, если попытаться заговорить с ними о сексуальности.

На этой стадии могут предприниматься первые шаги в направлении любовных отношений: молодые люди начинают встречаться и осторожно заигрывать друг с другом (дер- жаться за ручки, поцелуи в щеку и т.д.)

12-15 лет. (Начало пубертатного периода)

Теперь половое созревание начинается и у большинства мальчиков. Увеличивается рост яичек и полового члена, на лобке и в подмышечных впадинах начинают расти волосы. Происходит скачок роста. Их голос становится более низким, на лице пробиваются усы и борода. Первая эякуляция у мальчиков происходит в 13 лет (в среднем), что свидетельствует об их зрелости и способности к зачатию ребенка.

У девочек также продолжается процесс развития. У них уже произошел скачок роста, и выросли волосы в подмышечных впадинах и на лобке. В 12лет (в среднем) у девочек появляется первая менструация, что свидетельствует о половой зрелости и способности к беременности.

Мастурбация становится более частым явлением, это вероятнее у мальчиков, чем у девочек.

У подростков может возникать неуверенность в отношении увеличения роста своего тела: «это нормально?», «не слишком ли медленно они развиваются по сравнению с их сверстниками?»

Подросткам надо привыкнуть к своему «новому телу», что часто вводит их в замешательство и вызывает ощущение неудобства.

У молодых людей развивается сексуальный образ самого себя: они видят себя кем-то, кто способен заниматься сексом, что объясняет, почему для них важно выглядеть привлекательными. Поскольку они часто неуверены в своем теле и часто сомневаются в своей привлекательности (в глазах своего потенциального партнера).

Молодые люди этого возраста часто восприимчивы к мнению других: они могут подвергаться влиянию своих сверстников.

Также они начинают воспринимать своих сверстников сексуально привлекательными.

Мальчики и девочки постепенно узнают, нравятся им мальчики или девочки (сексуальная ориентация).

Часто они впервые по-настоящему влюбляются.

Они флиртуют друг с другом и у них появляются первые отношения.

Накапливается опыт в поцелуях и ласканиях; петтинг.

 Стадия 5: 16-18 лет.  (Завершение пубертатного периода)

Молодые люди становятся более независимыми от своих родителей и их связь с родителями ослабевает.

Молодые люди более ясно осознают, являются ли они гетеросексуальными или гомосексуальными.

Они эксперементируют с отношениями.

У молодых людей накапливается сексуальный опыт: они целуются, обмениваются ласками, одни раньше, чем другие.

  •  Шаги молодежи в отношении сексуальности, как правило, имеют следующую поочередность: поцелуи, прикосновения и ласкания в одежде, ласкания без одежды, половой акт (гетеросексуальный) и, наконец, оральный и иногда анальный секс.
  •  У них накапливается больше опыта общения с противоположным полом: договариваясь, общаясь, выражая свои пожелания и границы и проявляя уважение — все эти вопросы становятся важными темами.

«Взрослые» этапы сексуального развития взрослым более менее хорошо известны. Можно лишь коротко напомнить их содержание: