№2 Искусство эротики

 

ПЕРЕХОВ, Алексей Яковлевич

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и

наркологии РостГМУ, доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии Южного федерального университета (ЮФУ),

вице-президент Независимой психиатрической ассоциации РФ, член РНСО.

 

ЯПОНСКАЯ ЭРОТИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ

Япония и японская культура всегда интересовали весь остальной мир своей необычностью и непохожестью. Действительно, самая «восточная» страна шла всегда своим путем вплоть до середины XX века. Феодальная и отсталая от западного мира, пронизанная сословным и самурайским духом, ориентированная на самодержавие с одной стороны, и неагрессивно-религиозная – с другой. Далекая от великих культурных достижений Запада в музыке, изобразительном искусстве, и создавшая свой никем неповторимый театр «Кабуки», соединившая в единое целое проституцию и высокую культуру (институт гейшизма). Противоречия сохраняются и сейчас – самые высокие технологии, высокий уровень жизни (Япония – единственная не западная страна, входящая в «семерку» самых развитых стран мира), и лидерство в мире по количеству самоубийств.

Японское кино тоже шло своим путем. С 30-х годов XX века сложились основные черты стилистического своеобразия: замедленность действия и созерцательность, преобладание плавно смонтированных долгих общих планов, лаконизм и простота кадра. Характерная для искусства Востока тяга к канону привела к повторяемости сюжетов и героев. Часто эротизм присутствовал незримо, но не выходил на первый план, хотя и отсутствовали запреты на «поцелуй взасос», как многие годы было в Голливуде. Но в творчестве великих японских режиссеров (Мидзогути, Куросава, Синдо, Имамаура, Китано и др.) второй половины XX века все сильнее чувствуется западное культурное влияние, в том числе и обращение к эротике на экране. В творчестве Осима («Империя чувств», «Империя страсти») эротическая тема достигает своего апогея, а стиль показа приближается к порнографическому. С начала 70-х годов в связи с кризисом перепроизводства и с мощной экспансией американских фильмов, японское кино становится все более коммерческим. При этом эксплуатируются две самые распространенные темы любого массового искусства: «якудза эйга» (об организованной преступности) и «пинк эйга» («розовые» фильмы с большим количеством эротических эпизодов).

Образцом для подражания в японской мультипликации служили диснеевские фильмы (отметим, что сказочные сюжеты брались всегда из западноевропейской культуры), сатирические и юмористические картины, опиравшиеся на традиции национальной культуры и стиль хентай, о  котором пойдет речь ниже.

Слово «хентай» с японского языка переводится как «извращенный». В принципе, оно может использоваться в разных смыслах, но за пределами Японии утвердилось его единственное значение – «рисованная эротика и порнография», как статическая, так и анимированная. Сюжеты такой анимации черпались из рисованных комиксов и хотя сценарии эрото-порнографических мультфильмов могут быть самостоятельными, однако обязательно повторяют стиль комиксов. Как в любой массовой культуре, определяющим фактором эстетического является зритель или читатель.

Основных потребителей hentai-продукции можно разделить на две основные группы – подростки (shounen) и взрослые (adult). Естественно, эти две группы сложно четко разделить – многие взрослые продолжают читать shounen-manga и смотреть непорнографические хентайные анимации даже будучи в весьма солидном возрасте, но общая тенденция именно такова. Shounen-manga, как и следует из ее названия, ориентирована, в основном, на старшеклассников и студентов. Ее герои – тоже школьники и студенты, переживающие возраст первой любви, трудности переходного периода, делающие первые шаги во взрослом мире. Секс в shounen-manga играет хотя и значительную, но подчиненную роль, а в основе сюжета лежат более важные и сложные темы, чем просто откровенный показ сексуальных актов.

Бывают фильмы, основной сюжетной линией которых являются проблемы знакомств, ухаживаний, первый сексуальный опыт. Adult-manga гораздо проще и утилитарнее. Она не несет никаких идей и не обсуждает никаких проблем, ее цель – вызвать у зрителя сексуальное возбуждение. Сюжеты в adult-manga черезвычайно примитивны и схематичны, полностью ориентированы на показ сексуальных сцен, часто весьма извращенных (насилие, садо-мазохизм, зоофильные эпизоды и т.д.).  Существует и промежуточная группа анимационных фильмов, в которых есть самостоятельный сюжет, взятый из культуры комиксов (война, бандиты, инопланетяне, ожившие мертвецы и т.п.), но с обязательными сценами сексуального содержания, и хотя занимают не основное время фильма, степень откровенности показа достигает явно порнографического уровня.

Как раз на примере японских анимэ можно рассмотреть объективные различия эротики и порнографии (по И.С. Кону):

1. Эротика синкретична, целостна, изображает человека во всем богатстве его переживаний. Порнография аналитична, фиксирует внимание на отдельных моментах сексуальности, вырывая их из жизненного контекста и сводя сексуальность к половому акту и его технике. Анимэ очень проста, но сюжет все же присутствует.

2. Эротическое искусство не узко утилитарно, самоценно, оно исследует человеческий мир, открывая новые грани. Порнография жестко функциональна, вызывает только сексуальное возбуждение. Здесь анимэ опять же явно ближе к порнографии, так как никаких глубинных психологических глубин не достигает, да и не стремится.

3. Эротическое искусство индивидуально: как в исполнении, так и в предмете его интересует неповторимое, своеобразное. Порнография имеет дело со стандартным, деиндивидуализированным сексом. Порнография не интересуется личностью, а только гениталиями. Анимэ – очень стандартно, клишировано.

4. Эротика строит свой мир по законам красоты, одухотворяет сексу­альность. Порнография сводит все дело к физиологии, дегуманизирует человека и эротическую любовь. В некоторых анимэ иногда идет речь о любви, ревности, но десятки минут посвящаются только генитальным контактам.

5. Эротика часто нарушает обыденные нормы благопристойности, но потому что она открывает новые глубины человеческого бытия, еще не понятые и не признанные массовым сознанием. Порнография не столько разрушает запреты, сколько спекулирует на дефиците новизны. Для порнографии самоцелью является нарушение общественных условностей, так как необычные формы половой жизни сильнее возбуждают людей (так же как еды, развлечений и т.д.). Это также полностью относится к анимэ, так как мультипликация позволяет показывать даже такие сюжеты, которые просто технически невозможно использовать в «живом» игровом кино.

6. Эротическое искусство – средство свободного самовыражения художника, порнография – всегда коммерция, производство, прибыль. Поэтому она массова, стандартна, проста, это часть современной индустрии развлечений, крайнее ответвление поп-культуры. Анимэ выходит миллионными тиражами, продается очень дешево.

7. Эротика расширяет границы человеческой свободы, гуманистична и нравственна. Порнография унижает человека, делая его объектом манипуляций. Особенно ярко это проявляется в связи с полоролевыми особенностями, так как женщины изображаются чаще всего в унизительном для их достоинства виде. Порнография закрепляет традиционную идеологию мужского господства (сексизм). За редким исключением  основные сюжеты анимэ – господство маскулинности, часто в животном проявлении (см: Кон И.С. Сексуальная культура в России. – М.,1997).

Элизабет Кук определяет порнографию как специфическое отношение к личности женщины: «Откровенный показ сексуальных отношений в контексте унижения, причинения боли, подчинения женщины мужчиной с подчеркнутой идеей получения женщиной при этом наслаждения». Во всех, правда, немногочисленных просмотренных мною анимэ-манге это четко проглядывается: женщин (кстати, в основном, девушек и почти девочек) насилуют инопланетяне, чудовища, зомби, бандиты; чисто же в любовных сериалах женщины – служанки, ученицы, т.е. всегда существа подчиненные.

Одна из причин популярности такого рода manga – изменение отношений в современной японской семье. Если раньше женщина полностью подчинялась мужу и полностью от него зависела, то теперь она начала зарабатывать, получила финансовую независимость, и феминизм больно ударил по самым основам японского быта. Более того, в результате занятий спортом, а также изменения режима и рациона питания, женщины стали попросту намного физически крепче и сильнее, чем многие мужчины. Этот факт входит в полное противоречие с традиционным самоуважением и самомнением японских мужчин, отсюда повышенный интерес к  порнографии, пусть рисованной, на которой можно самоутверждаться.

Нужно помнить, что эти различия существуют только в рамках определенной культуры и только для человека, стоящего на определенной ступени культурного развития. Восприятие большинством людей тех или иных фильмов, книг и т.п. зависят не от эстетических достоинств произведений, а от того, насколько сильно они расходятся с представлениями зрителя о дозволенном и недозволенном. Для японской культуры более приемлемой является анимационная, а не игровая порнография (хотя и она существует). На Западе же порнография чаще всего игровая, с живыми актерами («классическая» – немецкого производства), а в анимации чаще создаются юмористически-порнографические фильмы, иногда с оттенком «черного юмора». Порнография – достаточно условное киноискусство по сравнению с другими жанрами (кстати, именно поэтому постоянно стремится к «дополнительной реальности» – например, показывать всегда эякуляцию вне влагалища, макроувеличенным показом гениталий и т.д.).  Анимация, безусловно, еще более условна, чем кино, именно на этом строятся определенные постулаты японского «анимэ» – это не совсем всерьез, это не «настоящая» порнография. Порнография однообразна, как однообразен и секс. Несколько десятков сексуальных позиций – как это ничтожно мало и скучно в сравнении с миллионами позиций психологических. Создатели порнографических фильмов последними себя обычно не утруждают, действуя не на духовную составляющую, а на его тело и примитивные эмоции. Это деловые люди, которые добиваются дохода при минимальной затрате средств и мастерства. Недаром в основе всех манга лежат комиксы (комиксы – один из самых примитивных видов искусства, доступные практически всем – и детям, и взрослым и даже людям с недоразвитием интеллекта – дебилам). Недаром техника рисунка в манга целиком связана с компьютерной графикой, что позволяет штамповать быстро и недорого фильмы – сравните с большими фильмами Диснея или великими мультфильмами Норштейна, да даже и с японскими полнометражными рисованными мультфильмами, особенно создававшимися в 70 – 80-е годы известными японскими мультипликаторами на студии «Тоэй». Изобразительная составляющая в таких анимэ-манга очень и очень невысока. Прямое возбуждающее действие порнографических мультфильмов по сравнению с «живой» порнографией явно меньше из-за дополнительной условности самого жанра, не претендующего на «зеркальное изображения жизни».

Следует отметить, что развитая японская секс-индустрия не способствует бурному росту сексуальной преступности. Значительная часть наблюдаемого роста числа изнасилований связана не с увеличением их реального количества, а с ростом самоуважения японок, которые все чаще сообщают о насилии над ними (раньше сообщение в полицию об изнасиловании бросало на жертву тень). Тем не менее, уровень преступности такого рода значительно ниже, чем, например, в США и России. Насколько в этом «виноват» хентай – социология пока еще точно ответить не может.

В психологии и социологии существуют 4 теории воздействия эротики / порнографии (2):

  1. Теории моделирования или подражания притягательные и возбуждающие образцы сексуального поведения вызывают подражание.
  2. Теория катарсиса (внутреннее очищение вследствие эмоционального потрясения) – порнография действует как предохранительный клапан, позволяя человеку разрядить свои подавленные сексуальные влечения.
  3. Теория неспецифического сексуального возбуждения – вызывает сексуальную активность, но в конкретном поведении содержание порнографии не используется.
  4. Нулевая теория – сексуальное поведение не стимулируется и не подавляется, так как существуют собственные сексуальные сценарии.

Сексуальный сценарий личности формируется не сразу, в его развитии есть определенные критические периоды, после чего внешние воздействия уже не могут радикально изменить его. Возмущение некоторых апологетов нравственности о «засилье порнографии и ужасном ее вреде для всех людей» предполагает, что взрослый человек будет делать все, что он увидит на экране: убивать, если показаны убийства, объедаться едой, если герои много едят и, конечно же, предаваться нетипичному сексу, если он посмотрит порнографию. В моей врачебной психиатрически-психотерапевтической практике неоднократно встречались люди, которые свои фантазии о «необычном» сексе «прорабатывали» при просмотре порнографии, а в обыденной  жизни после этого никогда не пытались (даже при явной возможности) осуществлять свои сексуальные мечты. А вот нечасто встречающиеся мужчины, у которых порнография  вызывала острое неприятие, практически всегда обнаруживали самые разнообразные болезненные сексуальные симптомы (от различных вариантов импотенции до скрытых сексуальных извращений). Представительниц прекрасного пола порнография интересует мало, ею интересуются чаще женщины с большим жизненным и сексуальным опытом. При этом порнография не должна быть «жесткой», обязательно нести в себе достаточную эротическую составляющую; наряду с сексуальным возбуждением порнография у таких женщин выполняет и информационно-образовательную функцию. Анимэ поэтому может вызывать даже больший интерес, чем игровая порнография, так как представляется более условной, схематизированной и напоминает обучающие мультипликационные ролики или рекламу. Ситуация меняется при воздействии на психику подростка или ребенка, особенно если это воздействие длительное. Порнография – не синоним сексуального просвещения, этим может заниматься эротическое искусство. Порнография – почти всегда секс в необычном, запретном контексте. Отсутствие стойких установок, личностной зрелости такое влияние на детей и подростков в плане формирования девиантного поведения возможно. В этом – определенная опасность мультипликационной порнографии, так как традиционно анимация – вид киноискусства, чаще обращенного к детям, поэтому порнографические мультфильмы могут попасть к детям и подросткам  случайно.

Вывод: хентай-анимэ имеет право на существование и как примитивный вид искусства и как средство для сексуального возбуждения, но не может существовать бесконтрольно (главный ограничитель – возраст зрителя). Для всех других, т.е. для взрослых дееспособных людей главными критериями – смотреть или не смотреть – является их культурные, моральные, эстетические взгляды и установки.