№2 Психология сексуальности

 

 

АГАРКОВ, Сергей Тихонович

Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации (ЮНЕСКО), Генеральный секретарь регионального общественного движения в поддержку сексуальной культуры «Культура и здоровье», член Президиума Российского научного сексологического общества.

КАЩЕНКО, Евгений Августович —

Доктор социологических наук, профессор, член Президиума-ученый секретарь Российского научного сексологического общества.

 

 ФЕНОМЕНЫ ПСИХОЛОГИИ СЕКСУАЛЬНОСТИ:

Ключевые проблемы

 Активное изучение психологии сексуальности традиционно приписывают психоанализу и, в первую очередь, «Очеркам по психологии сексуальности» З. Фрейда. Между тем, психологии секса и сексуальных отношений касаются английская эмпирическая ассоцианистская психология, структурализм, функционализм, психофизиология, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая и экзистенциальная психология, психотерапия и прочие течения. Практически каждое направление психологии в какой-то мере исследует теоретические или практические аспекты, связанные с сексуальностью и формирует свой понятийно-категориальный аппарат.

Сексологическая терминология, по мнению К. Имелинского, пока еще недостаточно унифицирована и на сегодняшний день одним из самых многочисленных пластов по количеству терминов, связанных с психогенезом сексуальности является гендерная и сексуальная идентичность, сексуальные сценарии, сексуальная индивидуальность, сексуальная аутопрезентация, сексуальная компетентность, эрогенная респонсивность, сексуальная совместимость и адаптивность. И, конечно же, в число категорий психологии сексуальности попадают психические и психоэмоциональные проявления. Это чувства любви и влюбленности, сексуальной привязанности и ревности, а также афилятивное и деструктивное поведение, которые выступают самостоятельными психологическими категориями в контексте сексуальности.

 Сексуальное удовлетворение

В этом контексте интересно обратить внимание на такую категорию, как сексуальное удовлетворение – психологический термин, определяющий качественную сторону сексуальности, под которой понимают главную цель психосексуальной активности, мотив сексуального общения, результат полового акта и многое другое. Сексуальное удовлетворение достигается при репродукции, релаксации, рекреации, коммуникации и т.д., и в зависимости от смысла, вкладываемого в это понятие человеком, меняется название конечного результата (появился ребенок, достигнуто блаженство, получено удовольствие и пр.), которое отражает суть сексуального удовлетворения.

Сексуальное удовлетворение характеризуют реальные физические процессы, протекающие в организме человека до, во время и после полового акта: частота пульса и дыхания, блеск в глазах, изменение цвета кожи, уровень давления, тембр голоса и пр. Помимо этого, глубина чувств, богатство палитры красок душевного общения обогащают весь процесс теплотой, гармонией, любовью. Именно чувства, которые испытывает личность в психосексуальной активности, наполняют жизнь новым содержанием, которое ведет к повышению уровня сексуального удовлетворения.

Младенец рождается удовлетворенным во всем: лоно матери питает, защищает его и связывает с самым любимым человеком, которого он видит изнутри. Но рано или поздно это блаженство заканчивается, оставляя на уровне инстинктов и рефлексов ощущение настоящего рая, к которому на протяжении всей жизни теперь будет стремиться человек. Формируя, проявляя, возбуждая в себе разнообразные чувства, он сознательно и бессознательно стремится к ощущениям эмбриона, испытанных однажды – к состоянию удовольствия.

Наибольшее проявление подобных чувств эйфории и блаженства, с которыми сравнивают райское состояние, дает сексуальное удовлетворение при генитальном контакте. Не случайно он выступает основной целью сексуального влечения. Достижение этой цели напоминает счастье того самого еще не родившегося младенца, а надежда отыскать этот рай дает человеку смысл жизни в поиске сексуального удовлетворения. В этом поиске и борьбе протекает вся человеческая жизнь, и хорошо, если достигается гармоничное сближение влюбленных друг друга. Если удовлетворение не достигнуто, то чувства к партнеру остаются прохладными или тревожными, человек не удовлетворен собой или партнером, может считать себя отверженным, разбитым, подавленным.

Со временем эти чувства проявляются в характере и отражаются в поведении людей, выражаются в конкретных  реакциях. По оценкам сексологов достаточно часто люди отказывают себе в проявлении высшей степени сексуального удовлетворения, мотивируя такое поведение рядом причин:

  • необходимостью соответствовать моральным нормам;
  • религиозными убеждениями;
  • потребностью в асексуальном поведении;
  • карьерными соображениями;
  • борьбой за власть;
  • материнскими и отцовскими чувствами;
  • родственными связями;
  • собственным контролем;
  • сопротивлением сознания;
  • бессознательными импульсами и многими другими.

Чтобы человек мог проявить в партнерстве свои лучшие качества, раскрыть чувства, ему зачастую необходимо психологическая помощь специалиста, владеющего психотерапевтическими, психологическими, психоаналитическими и иными методиками.

Достижение полного, глубокого, истинного – высшего уровня – сексуального удовлетворения механическим путем невозможно. Чтобы подняться на более высокий уровень, следует проявить сердечность, эмпатию, взаимную самоотдачу, подкрепленную доверием.

 Законы психологии сексуальности

Законы психологии сексуальности – обобщенное отражение объективных связей и отношений психосексуальной активности, позволяющее описать существенные, повторяющиеся при определенных условиях свойства явлений и процессов в сексологии. Они должны быть применимы к объектам и носителям психосексуальной активности любого вида, универсальны и формулироваться с использованием категорий психологии сексуальности, являющихся самыми общими единичными понятиями данного направления научных знаний.

В применении к психологии сексуальности действуют основные законы диалектики, которые были сформулированы Г.В.Ф. Гегелем (1770 – 1831).

Закон единства и борьбы противоположностей. В этом законе развитие психосексуальной активности обусловлено дихотомией полов, которые соединяются для разрешения возникающих между ними противоречий в любви. К сожалению, редко кто ставил вопрос о применении этого закона напрямую к психосексуальной активности, но косвенно данный закон не раз позволял оценивать возникающие ситуации в мире интимных отношений с философских позиций.

Закон перехода количественных изменений в качественные. Психосексуальное развитие осуществляется путем накопления количественных изменений психосоматического и психосоциального характера, что неизбежно приводит к качественной трансформации состояния (усвоению половой роли, половой идентификации, половому созреванию, заключению брака и проч.), то есть скачкообразному переходу в качественно новое состояние: отрочество, юность, зрелость, жизнь в браке и т.п.

Закон отрицания отрицания раскрывает диалектику старого и нового. Сексуальное развитие идет через рождение, формирование идентичности, половых ролей, поиск полового партнера, зрелое партнерство, рождение потомства, его половую социализацию и через это поступательное движение в новом поколении повторяются индивидуальные черты,  ценности, установки и жизненные цели его родителей и воспитателей.

Видно, что философские законы, имеющие объективное и онтологическое значение, описывающие сущностные основы мира, его первоначала, в их движении и развитии, основаны на научном мировоззрении и в психологии сексуальности находят свое отражение примерно также как и в остальных областях знаний.

Некоторые частные законы психологии также применимы к психологии сексуальности. Например, закон Йеркса – Додсона. В преломлении к сексологии он будет звучать примерно так: наилучшие результаты психосексуальной активности зависят от средней интенсивности мотивации. Дело в том, что существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение сексуальной мотивации приводит к ухудшению результатов психосексуальной активности. Известно, что для того, чтобы осуществлялась некая психосексуальная активность, необходима достаточная для этого мотивация (сексуальное влечение, потребность в самореализации, утверждение в социуме и т.д). Однако если мотивация слишком сильная, то увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в сексуальном поведении наступают определенные разлады, так как высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т.п.), что приводит к ухудшению сексуальной активности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимальный уровень мотивации, при котором для данного человека, в конкретной ситуации психосексуальная активность наиболее результативна.

Такая же ситуация возникает с психосексуальной активностью и некоторыми законами психологии. Например, эмпирический психофизиологический закон Вебера – Фехнера, заключающийся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула, огульно опровергается в психологии индивидуальным характером сексуальности каждого человека, хотя никто этих сексуальных логарифмов не измерял.

Закономерности психосексуального развития – это наиболее известные в общей сексологии частные законы, с помощью которых можно описать психосексуальное развитие, и опираясь на которые можно управлять ходом психогенеза сексуальности.

Среди наиболее известных закономерностей чаще всего упоминаются те, что присутствуют на ранних онтогенетических стадиях: в отрочестве и в юности. Первая закономерность – фазность развития. В процессе онтогенеза развитие либидо включает в себя три стадии: платоническую, эротическую и сексуальную, которые последовательно должен пройти индивид. Основной критерий завершенности этих стадии – закрепление на практике основных проявлений развивающейся сексуальности. Пока этого не произойдет, подросток «зависает» между стадиями: платонической реализацией и первой фазой эротической стадии, эротической реализацией и первой фазой формирования сексуального влечения, чаще всего между бурным сексуальным фантазированием и его суррогатной реализацией. Однако пока не произошла реализация сексуальности, пусть в суррогатном половом акте, существуют возможности отклонений от нормального психосексуального развития, которые впоследствии затрудняют проведение гетеросексуального полового акта вследствие искажения сексуального влечения.

Второй закономерностью является изменение соотношения соматосексуального, психосексуального и социосексульного, а также их роли в процессе развития человека. Вопреки кажущейся логике опережающего соматического развития, гендерная аутоидентификация является преимущественно социокультурным феноменом, то есть для Маугли до гормонального пубертатного взрыва половая принадлежность была не принципиальна. Не менее социальна по своей природе и полоролевая идентификация. И только в создавшемся тоннеле социальной реальности происходит пубертатный, на первых порах преимущественно соматосексуальный криз, инициирующий новое качество социосексуальной активности. Иными словами, в процессе психосексуального развития соматическая детерминация полового самосознания относительно ослабляется при формировании полоролевых установок, но возрастает значение социальных факторов. Соматическое развитие бурно манифестирует на этапе становления психосексуальных ориентаций, когда гормональный фон определяет интенсивность проявлений сексуальности и вынуждает подростка к поиску партнерских отношений. В динамике формирования каждого отдельного компонента сексуальности (половое самосознание, половая роль, сексуальная ориентация) поиск постепенно сужается за счет последовательного отсечения недифференцированных бисексуальных тенденций, то есть становится конкретным к завершению психосексуального развития.

Третья закономерность психосексуального развития проявляется в преемственности и взаимосвязи стадий, а также их нарушений. При этом на каждой стадии становления сексуальности имеются задатки последующей. Образуется как бы сцепление стадий, и выпадение по тем или иным причинам любой из них искажает течение последующих, что в итоге влияет на становление всей психосексуальной активности. Отсутствие перечисленных выше трех стадий в жизни человека до зрелой сексуальности или нарушение прохождения этапов сексуального развития приводят к грубым деформациям, затрагивающим все сексуальное развитие. Психология сексуальности, как и все фундаментальные и прикладные науки, постепенно формулирует и применяет на практике как общие, так и частные законы и закономерности. В силу молодости данного научного знания не все из них окончательно сформулированы и доказаны.

Четвертая закономерность заслуживает внимания как наименее описанная в научной литературе, но отражающая наиболее сложный и перспективный подход к сексуальному развитию, который необходимо учитывать в психологическом консультировании в сексологии. Основу его составляет подвижный баланс сексуальной активности (ПБСА). Формулируется эта закономерность следующим образом: сексуальная активность находится в постоянно компенсируемом подвижном балансе.

Лет тридцать назад трудно было предположить, что сексуальность можно описывать, используя открытия квантовой физики. Однако это так. Существование сексуальности человека, обусловленное его психикой в определенных социокультурных условиях в конкретный момент времени, согласно такому подходу, можно назвать подвижным балансом сексуальной активности. Этот термин имеет полное право на свое существование в сексологии, хотя понятие подвижного баланса заимствовано из квантовой механики и философии. Согласно теории о Подвижном Балансе Сущего А. Котенева, «несогласованность нашего видения мира Целого в том, что мы «видим» чем-то одним. Реальность же может быть «увидена» только всеми формами восприятия одновременно…» (Котенёв А.А. Пространство реализации. – М.: 2005. – С. 29.)

В тривиумальной концепции (см.: Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность в цивилизации: от пещер до небоскребов /социогенез сексуальности/. 2010) совершенно очевидно, что сексуальность человека не статичное явление, и  находится в подвижном балансе в зависимости от наличия, продолжительности, силы проявления подобных явлений.

Реальность ПБСА существует в непрерывном взаимодействии, слиянии, компенсации, движении соматогенеза, психогенеза, социогенеза. При этом постоянное изменение ПБСА происходит за счет его компенсации (разрушения, трансформации, активации), которое придает ПБСА смысл, содержание, энергию (либидо), форму и эстетику. То есть, в каждое мгновение появляется видоизмененная сексуальная активность, отличающаяся от сексуальной активности, существовавшей только что.

ПБСА имеет свои физические, энергийные, психические, ментальные и духовные уровни и проявления в сексуальном поведении личности, пары, группы. Человек – как пространство реализации своей сексуальной активности – есть концентрация не только уровней соматического, психологического, социального развития, но и своего духовного состояния. Этот аспект нельзя упускать из виду, но именно о нем науке известно меньше всего. Эта категория в психологии сексуальности редко учитывается. Иногда по не знанию, иной раз по стыдливости. Как будто кто-то сверху закрывает глаза на происходящее сексуальное, интимное действие, а потом – по его завершению – открывает. Но переживания человека при этом остаются всегда: до, во время и после. Он стыдится себя или радуется, замыкается в себе или делится своим счастьем, брюзжит, молчит или кричит, но не остается безучастным. Что в это время происходит в его психике? Как меняется отношение к объекту влечения? Какие механизмы регулируют этот процесс? Научных ответов, как правило, нет. Есть догадки, гипотезы, домыслы, интуиция, собственный опыт. И в этом парадоксальность решения проблем психологии сексуальности, которые достаются исследователям.

Специалистам в сексологии остается только учитывать ситуацию с ПБСА, и, анализируя информацию клиента оценивать ее условно — воссоздавать действительность на основе реальных фактов и полученной информации в динамике подвижного баланса.

 Системный подход в психологии

Сложившийся арсенал системных технологий психологической науки и практики пока еще очень скромен, а его развитие представляет непростую исследовательскую задачу. Главная трудность состоит в том, чтобы изучать то или иное явление, не теряя, не обрубая, а учитывая его системные (интегральные) качества, связи с другими явлениями жизни и деятельности субъекта, целостный характер их развертывания во времени, разноуровневость организации. Психологические исследования, ведущиеся в русле системного подхода, мало похожи на монолитное строение. Это очень размытый и неоднородный пласт работ, объединенных обращением к понятию «система», которое по-разному определяется и реализуется разными авторами. В общем массиве исследований воплощаются две предельные ветви системного подхода: конкретно-синкретическая и абстрактно-аналитическая. Конкретно-синкретическая ветвь предполагает изучение конкретных вещей и событий (например, человека, психического заболевания, профессиональной подготовки специалистов и т.п.), а не законов их взаимодействия. Здесь произвольно устанавливаются элементы или компоненты системы, в едином формальном плане рассматриваются множества связей и отношений, каждые из которых подчиняются качественно различным законам. Данная ветвь отражает этап многоаспектного знания в развитии психологической науки. Абстрактно-аналитическая ветвь системного подхода предполагает изучение абстрактно выделяемых свойств вещей или событий (например, черт характера или способностей), подчиненных в содержательном плане качественно однородным законам. В основу выделения систем (ее компонентов, уровней) кладется определенная форма взаимодействия и соответствующий структурный уровень организации событий. Обе ветви выполняют в познании полезные функции и тесно взаимосвязаны.

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский (1998) в фундаментальной монографии «Основы теоретической психологии» детально показали развитие идей системного подхода в психологии. Впервые идея нейрорегуляции как борьбы возбуждения и торможения была переведена Фрейдом на язык извечного конфликта между биологическими (сведенными к неукротимой сексуальности) и социальными (заложенными в семейных отношениях времен детства) силами, разрывающими «бедное «Я»». Впоследствии эта концепция привела к просистемной психоаналитической схеме строения психического аппарата человека как составленного из трех «враждующих» блоков: «Оно – Я – Сверх-Я». Затем Выготский перенес движущие силы психики в микросоциальную систему отношений, имеющую историческую природу. Внутри ее развертывается и образуется система психических функций: памяти, внимания, мышления, воли и других. Так, «первоначально всякая высшая функция была разделена между двумя людьми, была взаимным психологическим процессом: один человек говорил, другой – понимал, один – приказывал, другой – выполнял». По Выготскому, формы мышления творятся в тигле человеческой культуры и осваиваются по психологическим законам в онтогенезе. Трактовка Выготским психологической системы предполагала ее соотнесенность не только с социокультурной средой (которая в свою очередь представлялась системно в образе сплоченного знаками в особую целостность процесса общения индивидов), но и с деятельностью мозга. Оперируя знаками в прямом общении с другими людьми и с самим собой, индивид устанавливает связи между различными зонами головного мозга. Межличностные отношения и действия, образующие благодаря знакам систему психических функций, создают семиотические связи в больших полушариях. Не только мозг управляет человеком, но и человек – мозгом, посредством знаковых действий, меняющих природу психических функций. По Выготскому всякая система – проходит три этапа развития: «Сначала интерпсихологический – я приказываю, вы выполняете; затем экстрапсихологический – я начинаю говорить сам себе; затем интрапсихологический – два пункта мозга, которые извне возбуждаются, имеют тенденцию действовать в единой системе и превращаться в интракортикальный пункт».

Эти идеи оказались созвучны концепции Жана Пиаже, который придерживался адаптивной биологической парадигмы, согласно которой все процессы в организме имеют адаптивную природу. Адаптация же означает не что иное, как равновесие, достигаемое взаимодействием двух факторов: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – это усвоение организмом данного материала. Аккомодация – приспособление к ситуации, требующее от организма определенных форм активности. На физиологическом уровне взаимодействие носит материальный, вещественно-энергетический характер, в силу чего изменяется само вовлеченное во взаимодействие живое тело. С переходом на психологический уровень появляется особая форма адаптивного поведения. Сначала организм совершает внешние сенсомоторные действия, затем они интериоризируются, превращаясь в операции. Этому процессу отводилась главная роль в интеллектуальной деятельности, служившая доказательством ее системного характера.  Преимущество такого подхода заключалось в том, что принцип системности сочетался с принципом развития. Другим существенным моментом в концепции Пиаже стала установка на соотнесение психологических структур, выявленных в экспериментах, с логическими структурами. За этим крылось его убеждение в том, что, какой бы абстрактный характер ни носили логические конструкции, они, в конечном счете, воспроизводят, хотя и в специфической форме, реальные процессы мышления, открытые для экспериментально-психологических исследований. Последние же в трудах Пиаже ориентировались на биологическую категорию гомеостаза, ставшую для психологии в XX веке наиболее типичной формой воплощения принципа системности.

Трактовка деятельности как особой системы, в недрах которой формируются психические процессы, была разработана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Попытка предпринять структурный анализ деятельности привела А.Н.Леонтьева к выделению в ней различных компонентов (таких, как действие и операция, мотив и цель). Они были названы «единицами», которые образуют ее «макроструктуру». В то же время этот «деятельностный подход» применительно к сфере психических явлений требует выхода за ее пределы. «Системный анализ человеческой деятельности необходимо является также анализом поуровневым. Именно такой анализ позволяет преодолеть противопоставление физиологического, психологического и социального, равно как и сведение одного к другому».

Итак, в качестве стратегических ориентиров развития системного подхода в психологии на сегодняшний день выступают две задачи: 1) построение на основе принципа системности предмета психологической науки и 2) разработка системного анализа психических явлений, или «овеществление» системного подхода. Полнота и эффективность решения этих задач определяют уровень развития системных исследований в целом.