№2 Сексуальное пространство: просвещение и образование

 

СКИРДИНА, Людмила Николаевна

Психолог-психотерапевт, ведущий специалист Центра Практической Психотерапии под руководством Ковалева Сергея Викторовича, полномочный представитель Института Инновационных Психотехнологий, Действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, член РНСО.

 

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СЕКСОЛОГИИ

 Я понял, что все, чего я боялся, не содержит в себе

ни хорошего, ни плохого, а лишь воздействует на разум.

Спиноза

В последние годы в стране наблюдается широкое распространение негосударственных коммерческих заведений, предлагающих услуги сексологов и психологов. Развитие этого вида практики отражает как большой потребительский спрос со стороны общества, так и разнообразие предлагаемых услуг. Одной из таких услуг является психологическая помощь в сексологии.

 Психологическая помощь в сексологии, как область практического применения психологии, ориентирована на повышение социокультурной и психосексуальной компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и паре сексуальных партнеров.

Видами психологической помощи, в данном случае, могут быть:

•          психопрофилактика (предупреждение);

•          психологическое просвещение (лекции, семинары, тренинги);

•          психодиагностика (выявление проблем и других психологических показателей);

•          психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала);

•          психокоррекция (восстановление нормы как эмоционального состояния, так и личностных черт);

•          психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности).

Мы рассмотрим аспекты определения области сексуальной психологии, влияющие на выбор методов психологической помощи в сексологии, варианты их классификации. Многообразие и разнообразие методов позволяет психологу работать на инструментальном, интенциональном и смысловом уровнях при сопровождении клиента от проблем к жизнеутверждающему решению – от хорошего к лучшему, к жизненной позиции «жить и радоваться», предполагающей при кризисах личное изменение, обогащающее жизненный опыт каждого человека. Период достижения такого изменения оптимизируется благодаря возможности психолога подобрать индивидуально для клиента и его ситуации последовательность методов из существующих и частично перечисленных в данной статье методик, практик, техник, либо же самому клиенту поэкспериментировать в своем сексуальном развитии при поддержке психолога.

 Аспекты интимной близости

Область сексуальной психологии распространяется на все жизненное пространство человека, она обширна и не имеет четких границ. Это обуславливает многообразие аспектов психологической помощи в сексологии и, соответственно, важность разнообразия и гибкости инструментария для ее осуществления. Заслуживает внимания описание ситуаций интимной близости, данной И.С. Коном в его книге «Введение в сексологию».

Для психологии сексуальности чрезвычайно важно, что наука разрушила барьеры между эмоциональными и когнитивными процессами. Согласно теории американского психолога Стэнли Шахтера, всякое эмоциональное переживание предполагает: а) необычное внутреннее состояние, физиологическое возбуждение; б) какое-то объяснение, атрибуцию этого состояния. Это значит, что различие эротических и неэротических переживаний также зависит от контекста, в котором они воспринимаются.

Одна и та же интимная близость может быть

1. Средством релаксации, разрядки полового напряжения (акцент делается на физиологических потребностях субъекта, а качества партнера почти безразличны).

2. Средством прокреации, деторождения, когда важен не столько процесс, сколько его конечный результат (эротические соображения играют здесь ничтожную роль, зато очень важные социальные или природные качества производителя).

3. Средством рекреации, чувственного наслаждения, выступающего как самоцель (наибольшее значение придается при этом новизне и разнообразию эротической техники)

4. Средством познания, удовлетворением полового (что представляет собой данный человек в сексуальном плане, но в любом случае партнер выступает, прежде всего, как объект познания).

5. Средством коммуникации, когда половая близость выступает как момент психологической личностной интимности, выхода из одиночества, слияния двоих в единое целое. Это самый сложный вид отношений, куда перечисленные выше мотивы входят как подчиненные компоненты. Коммуникативная сексуальность предполагает высочайшую степень индивидуальной избирательности. Именно она обычно подразумевается, когда говорят о половой любви.

6. Средством сексуального самоутверждения, когда на первый план выступает потребность индивида проверить или доказать самому себе и другим, что он может привлекать, нравиться, сексуально удовлетворять. Этот мотив исключительно важен для подростков, у взрослых его гипертрофия обычно связана с чувством тревоги и неуверенности в себе.

7. Средством достижения каких-то внесексуальных целей, например материальных выгод (брак по расчету) или повышения своего социально-психологического статуса и престижа в глазах окружающих.

8. Средством поддержания определенного ритуала или привычки. Например, супружеские поцелуи часто не имеют эротического смысла, но подчеркивают устойчивость, стабильность существующих отрешений.

9. Средством компенсации, замены каких-то других, недостающих, форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения. Типичная черта компенсаторной сексуальности – ее вынужденный, компульсивный характер и постоянная неудовлетворенность субъекта ее результатами. Как и при изучении прочих форм компенсаторного поведения, главное – понять, что именно индивид старается компенсировать, сознательно или бессознательно восполнить дефицит эмоционального тепла, заглушить какие-то агрессивные импульсы и т.п.

Множественность мотивационных схем сексуального поведения подчеркивает его сложность.

Эти мотивы зачастую не осознаются, а полностью не осознаются вообще никогда. Недаром в психологии сексуальности особенно широко применяются теория защитных механизмов З. Фрейда и ее различные современные модификации.

Связь индивидуального сексуального сценария с ценностными ориентациями культуры и ее отношением к сексуальности яснее всего проявляется в таких механизмах морального контроля, как чувства стыда и вины.

Следует отметить, что разнообразные методы психологической помощи в сексологии применяются с учетом личности клиента. Ролло Мэй в книге «Искусстве психологического консультирования» выделяет такие слагаемые личности, как свобода, индивидуальность, социальная интегрированность и духовность. При этом подчеркивается, что выбор метода определяется не в раздаче советов, а в понимании, что лучшая помощь та, которая учитывает здоровое, естественное направление роста клиента».

И это означает, что признавая свободу личности, выбранный метод призван подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки в сексуальной поведении и за конечный итог своей сексуальной жизни. Также предполагает возможность объяснить ему сложный механизм принятия решений, когда следует учитывать весь предыдущий жизненный опыт и воздействие всех факторов подсознания, что, в конечном итоге, позволит клиенту осознать и научиться использовать предоставляемые ему свободой возможности.

Исходя из второй составляющей личности – индивидуальности, при выборе метода психологической помощи надо руководствоваться возможностью помочь клиенту обрести свое истинное «Я» в сексуальной сфере.

В отношении социальной интегрированности, выбор метода обусловлен возможностью помочь клиенту с готовностью принять на себя ответственность, освободиться от чувства неполноценности, и реализоваться как здоровая личность в половой и гендерной ролях.

Относительно духовной напряженности метод призван помочь клиенту освободиться от патологического чувства вины и в то же время научить его достойно принять и сделать устойчивым то духовное напряжение, которое присуще природе человека.

 Методы психологической помощи в сексологии условно можно разделить на поддерживающие и раскрывающие. Первые направлены на преодоление актуальных жизненных проблем клиентов, вторые способствуют лучшему пониманию клиентом себя, своих мотивов, ценностей, цели своего поведения и устремлений.

 Варианты классификации методов

С развитием психологической помощи возрастает потребность в систематизации используемых методов. Каждый из них представляет собой способ воздействия на психику и через психику на весь человеческий организм. Понятие метода психологической помощи в сексологии крайне размыто и существуют различные подходы к их классификации и применению. Варианты классификации и систематизации методов психологической помощи в сексологии определяются их назначением. Например, многообразие психологических методов в сексологии, представленное в книге Л.М. Щеглова «Основы сексологии» (С. 109). Потребности психологической помощи требуют разработку и модификацию различных методов. Рассмотрим распространенные традиционные методы.

  • Методы поведенческой терапии

Разработку эффективных методов поведенческой терапии сексуальных нарушений вызвала важность теории обучения для работы с различными сексуальными нарушениями, связанными с дефицитом просветительской информации. Подходы теории обучения исходят из того, что, например, сексуальное переживание могло в свое время оказаться связанным с ощущением страха, так что впоследствии возникающее сексуальное возбуждение всегда сопровождается страхом, затрудняющим нормальное сексуальное функционирование. Так, импотенция во многих случаях обусловлена страхом перед импотенцией.

Очень важным является также коммуникационно-теоретический подход, так как сексуальный акт представляет собой одну из важнейших невербальных форм коммуникации в межчеловеческих отношениях, которая в особенности легко нарушается при дефектах вербальной и общей коммуникации.

  • Психоаналитические методы

Как и прежде, большое значение имеют глубинно-психологические и психодинамические подходы, поскольку речь часто идет о вытесненных конфликтах, ведущих к комплексам, фиксирующимся в неосознаваемых сферах. Они ведут к тяжелым сексуальным нарушениям, механизмы которых больным не осознаются. Они могут быть вскрыты и обезврежены лишь в ходе психоаналитической терапии.

Представители психоаналитического направления считают, что в основе многих психологических и сексуальных проблем лежат впечатления и переживания раннего детства, вытесненные в подсознание. Поэтому психотерапия направлена на проникновение в психические процессы, происходящие на бессознательном уровне. По мнению психоаналитиков, осознание пациентом своих вытесненных инфантильных комплексов освобождает его от нервного напряжения, позволяет лучше разобраться в собственных потребностях и эмоциях и, таким образом, способствует выздоровлению. Весьма длительная и трудоемкая психоаналитическая терапия при нарушениях сексуальных функций в чистом виде применяется редко. Чаще в ходе терапии используют отдельные методики психоанализа (метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и т.д.), направленные на вскрытие глубинных психологических механизмов сексуальных расстройств.

  • Экзистенционально-гуманистические методы

Экзистенциональное направление в психотерапии делает акцент на осознаваемых психических процессах, связанных с бытием человека. Одна из наиболее известных концепций этого направления — логотерапия В. Франкла. Согласно ей, утрата смысла своего существования порождает у человека ощущение духовной пустоты и безысходности (экзистенциальный вакуум), что приводит к возникновению невротических расстройств. Половая жизнь таких людей нередко превращается в постоянную борьбу за чувственное наслаждение, поскольку в сексе они видят свою последнюю отдушину, возможность хоть на время забыть о своих проблемах. Однако чем больше человек стремится к наслаждению, тем сильнее оно от него ускользает. Происходит смещение внимания с партнера на собственные сексуальные реакции во время интимной близости, человек словно начинает подсматривать за собой и своими действиями, что нарушает автономную нервную регуляцию половой сферы и может привести к расстройствам потенции у мужчин и аноргазмии у женщин. Основная цель логотерапии заключается в том, чтобы дать пациенту возможность вновь обрести утраченный смысл жизни и помочь реализовать его. В рамках логотерапии разработаны эффективные методики устранения сексуальных дисфункций.

 Другой подход к классификации предполагает выделение методов, обеспечивающих доступ к психическим структурам, порождающим проблемы:

  • Непосредственное переживание

В бихевиоральной терапии модели поведения подкрепляются или ослабляются непосредственно в действии. Например, тренинг уверенности и полоролевых навыков предполагает проведение репетиций поведения, которые вызывают соответствующие переживания.

Систематическая десенсибилизация направлена на то, чтобы модифицировать непосредственные эмоциональные реакции на воображаемые раздражители.

Когнитивная терапия Бека включает домашнюю работу, когда клиент должен проверить свои построения разума на опыте своих переживаний в реальных ситуациях (метод эмпирической проверки реалистичностью).

Гештальт-терапевты также полагаются на непосредственное переживание в ситуации «здесь и теперь».

Эмоционально-стрессовая психотерапия, целиком построена на использовании непосредственных переживаний, которые психотерапевт вызывает у своего клиента во время сеанса. На высоте этих переживаний, как правило, крайне негативных, проводится соответствующее суггестивное воздействие.

  • Проговаривание переживаний

Сторонники многих подходов считают важным достижение клиентом определенной степени инсайта, т.е. выработки нового, полезного знания о себе.

В психоанализе инсайт достигается клиентом в процессе интроспекции либо при помощи интерпретаций психотерапевта. Причем психоаналитические объяснения эффективны лишь в соответствующем эмоциональном контексте, когда проблема по-настоящему волнует клиента. Инсайт может связать между собой сразу несколько аспектов проблемы: мысли, яркие воспоминания, чувства и телесные реакции.

В психотерапии по Роджерсу клиенту помогают выразить переживания, которые он испытывает.

  • Вызывание переживаний

Используются различные приемы пробуждения ярких воспоминаний и связанных с ними переживаний, которые имеют отношение к проблеме клиента.

В эриксоновском гипнозе это достигается через возрастную регрессию и выход на травматическое воспоминание, которое клиент отчетливо, во всех деталях вспоминает и заново переживает. При этом происходит отреагирование.

При использовании десенсибилизации и переработки движениями глаз переживания вызывают, предлагая клиенту сосредоточиться на негативном эпизоде и одновременно совершать горизонтальные движения глазами. Это приводит к активизации связанных с воспоминанием переживаний, которые подвергаются переработке и нейтрализации в ходе выполнения последующих серий движений глаз.

  • Возбуждение эмоций

Некоторые виды психотерапии направлены на то, чтобы вызывать сильные эмоции, дать им возможность внешнего выражения, т.е. добиться катарсиса. Считается, что возбуждение эмоций и их непосредственное выражение пробуждают целый ряд телесных переживаний и воспоминаний, связанных с конфликтной ситуацией.

В дополнение к этому весь контекст переживания проблемы становится доступным для когнитивной переработки. Например, А. Бек считает, что когнитивная терапия более действенна, если эмоции возбуждены. Проще работать с тревогой или депрессией клиента, когда он их переживает, потому что связанные с этими переживаниями дисфункциональные когниции становятся более доступными для изменений.

Другим вариантом классификации методов является тактика психотерапевтической коррекции ключевых психологических факторов сексуальной дезадаптации мужчины, в которой в систематизированном порядке (с учетом основных точек приложения) представлены методы психотерапевтической помощи, используемые для коррекции сексуальных дисфункций у мужчин (См.: В.А.Доморацкий. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств»).

Кроме того, при психосоматических заболеваниях используют различные виды невербальной и полувербальной психотерапии (телесно-ориентированная терапия, дыхательная гимнастика, упражнения по мышечной релаксации, музыкальная терапия, танцевальная терапия, символдрама).

 Нейротрансформинг сексуальности

С точки зрения эффективности терапевтического воздействия при решении сексологических проблемам, нахожу целесообразным обратить внимание на методы С.В. Ковалева.

Такая точка зрения у меня, как практикующего психолога и психотерапевта, владеющего разнообразными методами и приемами психологической поддержки и психотерапевтической помощи, сложилась в результате опыта работы в парадигме экзистенциального нейропрограммирования.

Системный подход к решению сексологических проблем в этой парадигме предполагает анализ окружения, состояния, поведение, убеждений, образа Я клиента.

  • Это позволяет при поиске решения получить наиболее полное представление о проблемных аспектах психологии сексуальности клиента, ибо различие эротических и неэротических переживаний также зависит от контекста, в котором они воспринимаются. Таким образом, рассматривается та множественность мотивационных схем сексуального поведения во всей его сложности, которая отмечалось в начале статьи.
  • Это достигается путем использования различных техник для определения и конкретизации проблемного поля, структурирования и трансформации прошлого опыта, работы с критическими инцидентами, трансформации табуированных областей реализации сексуальности, оптимизации состояний сексуальности, устранения негативных секс-скриптов, ликвидации ограничивающих убеждений, устранения предписаний нелюбви, создание новых образов себя, построения новых отношений с окружением, будущего вашей сексуальности.

_________________

ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988.

[2] Мэй, Ролло «Искусство психологического консультирования». – М.: Институт общегуманитарных исследований; Астрель Пресс, 2008.

[3] Щеглов Л.М. Основы сексологии. – СПб.: Изд-ль Грошев А.М., 2010.

[4] Доморацкий В.А. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств». – М.: Академический проект; Культура, 2009.

[5] Малкина-Пых И. Психосоматика. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005