№2 В школе

 

АТЕМАСОВ, Александр Валериевич

Кандидат психологических наук, доцент,

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.

 

 ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. В ШКОЛЕ И ДОМА

 Раскрывается конкретное содержание сексуального образования по возрастным этапам обучения в общеобразовательной школе – какие именно темы и вопросы целесообразно рассматривать в каждом классе на протяжении всего обучения. Показана необходимость введения сексуального образования и в средние специальные учебные заведения.

Во многих работах известных российских и зарубежных сексологов [1] убедительно доказывается необходимость введения сексуального образования в школьное обучение. Экспериментальное исследование, проведенное автором данной статьи, в очередной раз подтверждает эту многие годы пробиваемую необходимость.

Вопреки широко распространенному мнению о том, будто современная российская молодежь имеет достаточно хорошую сексуальную осведомленность, оно свидетельствует скорее об обратном. В частности, выявлено, что даже среди студентов столичного вуза очень многие имеют смутные, а то и в корне неверные представления по ключевым и практически значимым вопросам анатомии, физиологии, гигиены и психологии пола, вопросам половой жизни, влиянии алкоголя на сексуальность и зачатие плода и многие другие [2]. Но как при столь низком уровне знаний в данной области, тем более в современных условиях жизни, рассчитывать на построение супружества, благополучного и в сексуальном, и в психологическом отношениях?

Однако вопрос о том, в какой форме должно осуществляться сексуальное образование, каковой должна быть его продолжительность, когда (в какие годы обучения), чему и как учить школьников в разных классах, остается практически неразработанным. В данной статье делается попытка в определенной мере восполнить этот пробел.

Как утверждают специалисты, сексуальное образование и воспитание, как и любое другое, должно осуществляться постепенно, на протяжении всего периода развития и взросления ребенка и подростка, начиная с раннего детства [3]. С позиций психологии развития это вполне обоснованно: личность ребенка формируется постепенно во всех своих проявлениях, чертах, компонентах и аспектах. Сексуальность является одной из важнейших составляющих личности, но достаточно часто приходится повторять: половое воспитание должно также осуществляться последовательно, исходя из интересов и потребностей, появляющихся у ребенка на том или ином этапе возрастного развития. Важно осознавать и то, что отрывочные, несистематизированные знания в любой области всегда страдают неполноценностью, довольно высокой вероятностью их неверного восприятия и понимания.

Повышение уровня сексуальной культуры немыслимо без осуществления широкомасштабного научно обоснованного и планомерного полового воспитания. Вместе с тем полноценное формирование сексуальной культуры личности требует длительного времени и последовательности. Необходима своевременная, предварительная и постепенная подготовка учащихся к адекватному восприятию огромного комплекса непростых вопросов пола и половой жизни. Как уже отмечалось, в идеале половое воспитание следует начинать уже в раннем детстве. Но реализация этой задачи осложняется необходимостью совершенствования подготовки воспитателей дошкольных учреждений, что еще более затянет решение проблемы введения сексуального образования. А поскольку его введение не терпит отлагательств, данным вопросом придется временно пренебречь.

Однако в условиях школьного обучения вопрос о введении сексуального образования решается проще, его можно проводить на протяжении всего периода обучения в виде специально разработанного учебного предмета. Что предполагает необходимость выделения изучаемых тем и вопросов и их распределения по всем годам обучения в школе в соответствии с интересами и потребностями учащихся, возникающими в разных возрастных периодах. Как это можно осуществить, и какие вопросы целесообразно рассматривать на разных этапах обучения?

Уже перед младшими школьниками весьма полезно, например, поднять вопрос о том, что половые органы не позорны – они естественны и предназначены для выполнения определенных функций: деторождения и реализации тех потребностей, которые начнут формироваться у них уже через несколько лет. В этом же возрасте вполне оправданно рассмотреть (с мальчиками и девочками по отдельности) и вопросы о необходимости гигиены наружных половых органов – соблюдении их в чистоте, приемлемости разновидностей нижнего белья и причины неприемлемости некоторых его видов.

Интерес к появлению на свет появляется у детей еще раньше, и далеко не все родители в свое время реагировали на него адекватно. Педагогу придется преодолеть это упущение. При этом необходимо правильно воспринимать и понимать детские вопросы на эту тему, отвечая на них в соответствии с уровнем сформированности потребностей у младшего школьника. Безусловно, необходима правдивая информация, но в рамках ее понимания детьми данного возраста.

Поскольку половое воспитание не ограничивается лишь вопросами пола и половой жизни, а предусматривает значительно более широкий круг проблем, в этом же возрасте полезно побудить учащихся задуматься и о них тоже. В первую очередь это вопросы о любви – в самой общей форме и в широком аспекте: как любви к природе, Родине, родителям, другим людям и т.п.; о ценности семьи, но не любой, какой попало, а именно благополучной в нравственно-психологическом и духовном отношениях; о трудностях и проблематичности полноценного воспитания детей в так называемых неполных семьях, о конкретной роли отца в воспитании мальчиков и девочек и т.д. Уже в этом возрасте представляется возможным проанализировать с детьми приемлемость и неприемлемость в браке различных качеств личности (доброты, уступчивости, преданности, верности, хозяйственности, упрямства, эгоизма, эгоцентризма и др.) и поступков супругов. Вполне уместным представляется и формирование адекватных представлений об идеалах мужчины и женщины. При этом важно проанализировать отрицательные черты личности мужчин и женщин, мальчиков и девочек, причины их появления, возможные негативные последствия в судьбе их обладателей и пути преодоления.

В этом же возрасте придется ознакомить детей и с понятием педофилии, что необходимо с целью предупреждения последствий сексуальных домогательств и насилия над детьми: о феномене Чикатило и ему подобных забывать нельзя.

Таким образом перед учащимися уже начальных классов будет очерчен круг проблем, с которыми они столкнутся или могут столкнуться в будущем, и это создаст положительную мотивацию к их более подробному изучению в подростковом возрасте и в ранней юности – то есть в средних и старших классах школы. Благодаря таким урокам уже в начальной школе у детей возникнет тот самый познавательный интерес (притом к вопросам не поверхностно-примитивным, а серьезным и глубоким), который, как известно педагогам и психологам, является ведущим мотивом учебной деятельности. В данном случае дети окажутся подготовленными к дальнейшему восприятию учебных материалов не только по сексуальной культуре, но и в области психологии супружества.

В подростковом возрасте круг рассматриваемых сексологических вопросов должен заметно расшириться и углубиться. Такая необходимость обусловлена снижением возраста сексуального дебюта: как известно, многие современные не только мальчики, но и девочки начинают половую жизнь значительно раньше, чем предшествующие поколения, включая поколение их родителей [4]. Полезно учесть, что, например, среди 15-летних московских мальчиков-подростков более четверти уже имеют сексуальный опыт. С этого периода у них происходит быстрый «прирост» сексуальной активности. Согласно данным социологических исследований, доля имеющих сексуальный опыт подростков и юношей увеличивается с 6,6% в 7-м классе до 28,2% в 9-м и 55,4% в 11 классе. В отношении доли девочек и девушек, имеющих сексуальный опыт, соответствующие показатели – с 2,5 до 11,9 и 35,4%. Близкие к ним показатели выявлены и в ряде областей России [5].

В связи с этим следует без ложной стыдливости оповещать подростков об изменениях, происходящих в их организме и личности, о заместительных формах проявления половой активности – в частности, приемлемости умеренной мастурбации как способа снятия сексуального напряжения, безвредности ее допустимых вариантов. Необходимо уделять внимание и рассмотрению причин нежелательной утраты девственности в подростковом возрасте не только девочками, но и мальчиками.

Подростки обоего пола должны знать и конкретные сведения о влиянии курения, алкоголизма и наркомании на их здоровье, сексуальное развитие, а в дальнейшем – на супружество, возможность достижения сексуального удовлетворения (не только у женщин, но и у мужчин), зачатие плода, течение беременности, состояние здоровья новорожденного и воспитание детей. При этом следует особенно подробно останавливаться на явлении коварства веществ, вызывающих привыкание к ним – начиная с самого понятия коварства, о трудностях, а порой и невозможности преодоления зависимости организма от них, о последствиях такой привычки.

С целью профилактики широко распространенных сегодня среди подростков венерических заболеваний, ВИЧ-инфицирования, предупреждения последствий незапланированной беременности и опасностей абортов, особенно первого, с учащимися этого же возраста (а в целях профилактики – желательно и несколько ранее) следует подробно рассмотреть их наиболее распространенные причины и уделить внимание вопросам безопасного секса. При этом полезно остановиться не только на возможностях контрацепции – ее видах, методах и правильном использовании, но и на ее ограничениях.

Мальчики и девочки подросткового возраста должны знать и о психологических особенностях представителей своего и противоположного пола, различии их сексуальных потребностей. Они должны также понимать, что уровень сформированности личности и сексуальное развитие подростка во многом зависят от окружающей его микросреды, семьи, доминирующих интересов и общекультурного развития самого подростка и его референтной (эталонной) группы.

В старших классах по вопросам пола и половой жизни школьникам следует узнать уже все необходимое: выпускники школ должны быть полностью подготовлены к созданию благополучной семьи, включая сексуальные аспекты супружества, ибо после окончания школы многие вступают в брак. Биологически к этому шагу их подготовила природа, а подготовить к грамотному решению вопросов психологических, социальных и сексологических – то есть к решению проблем не на животном, а на человеческом уровне – призвано общество. Прежде всего – родители и школа. Различия в сексуальности мужчин и женщин, типы их половой конституции, правильность проведения дефлорации, значение прелюдии и подбора позиций при половом акте, многие другие сексологические вопросы не должны оказаться упущенными. Следует остановиться на зависимости достижения женщиной оргазма от поведения обоих партнеров, от учета всех анатомических, физиологических и психологических причин. Учащиеся должны иметь представление о картах эрогенных зон мужчины и женщины, их коренных различиях и индивидуальных особенностях.

Среди психологических вопросов полового воспитания важнейшими для рассмотрения в данном возрасте являются нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку, межличностная совместимость партнеров и ее составляющие, принципы психологически грамотного супружеского выбора, типология конфликтов, причины конфликтов деструктивного типа и правила поведения в конфликтных ситуациях. Старшеклассники должны иметь четкие представления и о разных уровнях развития чувств, проявляемых партнерами друг к другу – интереса, влечения, страсти, влюбленности, любви и их отличиях, о причинах межличностных дисгармоний и супружеских измен, путях и условиях их профилактики и преодоления. Полезно вернуться и к вопросу о проблематичности воспитания детей в так называемых неполных семьях, причинах этой проблематичности и причинах образования неполных семей.

Поскольку среднюю общеобразовательную школу полностью оканчивают не все учащиеся – многие после 8-го класса продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях – они лишены возможности изучения программных материалов по сексуальной культуре, предлагаемых старшеклассникам. Поэтому необходимо ввести учебную дисциплину по сексуальной культуре и в средних специальных учебных заведениях.

Более подробно конкретное содержание полового воспитания на разных возрастных этапах обучения предложено автором в одной из разработанных им программ [6]. Она опирается на большой список источников литературы, а преподавание спецкурса предполагает использование значительного количества видеоматериалов – их список тоже имеется в программе.

Однако из-за неподготовленности достаточного количества кадров для преподавания дисциплины полноценная широкомасштабная реализация этой программы в ближайшие годы не представляется возможной. Вместе с тем решение вопроса о введении сексуального образования не терпит отлагательств: либерализация половой морали, небывалое распространение венерических заболеваний среди подростков, продолжающееся распространение ВИЧ-инфекции, нестабильность супружеских союзов – уже только эти факторы свидетельствуют о необходимости его скорейшей практической реализации. Поэтому в качестве варианта начала решения проблемы автором было предложено первоочередное введение сексуального образования пока только в учебные заведения с сугубо юношеским контингентом [7]. Поскольку их несравнимо меньше, чем учебных заведений любой иной категории, это значительно сокращает потребность в кадрах, достаточно подготовленных для проведения занятий по сексуальной культуре. Кроме того, при реализации данного варианта упрощается и решение ряда других проблем, на попытки преодоления которых постоянно затрачиваются немалые государственные средства [8]. Автором разработана также программа по сексуальной культуре, специально предназначенная для юношей [9].

Однако необходимо глубоко и полностью осознать, что предлагаемое введение данного учебного предмета пока только для старшеклассников школ, учащихся средних специальных учебных заведений и студентов вузов, притом только для лиц мужского пола – мера вынужденная и временная. Крайне необходимо, наконец, начать подготовку специалистов для преподавания предмета по сексуальной культуре.

При построении сексуального образования крайне желательно учесть требования современных прогрессивных теорий и концепций обучения. В частности, большого внимания заслуживает принцип дифференциации умственного развития, лежащий в основе всеобщего универсального дифференционно-интеграционного закона развития [10]. Необходимо как можно полнее реализовать этот принцип при построении предмета в целом и каждой отдельной его темы. Практика показывает, что в отношении усвоения знаний по сексуальной культуре опора на данный принцип вполне реализуема и весьма продуктивна. Например, она полезна при осознании обучаемыми значения поз полового акта, при рассмотрении развития чувственно-эмоциональной сферы человека – в частности, разграничения чувств различного уровня, при анализе подготовленности личности к супружеству, межличностной совместимости партнеров, супружеского выбора и многих других вопросов. Способность личности к постижению самого сложного чувства – любви – также можно представить как результат дифференциации уровней развития чувств и их адекватной рефлексии. Такой подход позволит более глубоко и осознанно усвоить изучаемые материалы по сексуальной культуре.

——————————-

[1] См.: Вестхеймер Р.К. Энциклопедия сексуальности человека / Пер. с англ. О.А. Кутуминой. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995; Кон И.С. Сексология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004; Кон И.С.Подростковая сексуальность на пороге ХХ1 века. Социально-педагогический анализ. – Дубна: Феникс+, 2001; Кон И.С. Сексуальное образование – глобальная задача XXІ века // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. № 1. – С. 94 – 114; Кон И.С. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Время, 2010; Щеглов Л.М. Записки сексолога. – СПб.: Амфора, 2009; и др.

[2]См.: Атемасов А.В. Осведомленность молодежи в вопросах пола и половой жизни как важнейшая проблема воспитания школьников // Воспитание школьников. 2012. № 2. CD-диск (приложение к журналу).http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=37028&SECTION ID=17.

[3] См.: Вестхеймер Р.К. Энциклопедия сексуальности человека / Пер. с англ. О.А. Кутуминой. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995; и др.

[4] См.: Голод С.И. Что было пороками, стало нравами: Лекции по социологии сексуальности. – М.: Ладомир, 2005; См. также работы, приведенные в первой ссылке.

[5] См.: Кон И.С. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Время, 2010. – С. 381 – 383.

[6] См.: Атемасов А.В. Половое воспитание школьников: Программа и методические рекомендации для педагогических специальностей. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

[7]См.: Атемасов А.В. Сексуальное образование в России. В поисках решения проблемы // Философские науки. 2011. № 7. – С. 83 – 89.

[8]См.: Атемасов А.В. Значение сексуальной культуры и причины ее недооценки // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 2. – С. 93 – 99; Атемасов А.В. Сексуальное образование в России. Половой вопрос. Постановка проблемы // Мир сексологии. 2011. № 1. – С. 43 – 46. См. также статью, приведенную в предыдущей ссылке.

[9] См.: Атемасов А.В. Сексуальная культура юноши: Программа и методические рекомендации к спецкурсу для старшеклассников школ, учащихся средних специальных учебных заведений и студентов вузов мужского пола. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

[10] См.: Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. – СПб.: Питер, 2007; Чуприкова Н.И.Всеобщий универсальный дифференционно-интеграционный закон развития как основа междисциплинарной парадигмальной теории. Перспективы исследования // Дифференционно-интеграционная теория развития / Сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. – М.: Языки славянских культур, 2011.