№3 Гомосексуальность

О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФЕНОМЕНУ
НЕТРАДИЦИОННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
АТЕМАСОВ,  Александр Валериевич,
Кандидат психологических наук, доцент,
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
Аннотация
Необходимым исходным и изначально важным условием для обуздания неприязни и агрессии к гомосексуалам является формирование у широких масс населения, особенно молодежи, научно обоснованного понимания феномена нетрадиционной сексуальной ориентации. Только на этой основе возможна выработка адекватного восприятия его представителей и соответствующего отношения к ним. Полноценная реализация данного условия возможна лишь при введении обязательного сексуального образования в стране. Обосновывается целесообразность первостепенного введения учебной дисциплины по сексуальной культуре для юношей в сугубо мужских учебных заведениях, что позволит сдвинуть с мертвой точки проблему сексуального образования в России.
Ключевые слова: Нетрадиционная сексуальная ориентация, гомосексуальность, сексуальное образование, профилактика конфликтогенности и агрессии.
Многие недоразумения часто возникают уже только из-за неправильного понимания того или иного термина или явления. Это в значительной мере характерно и для нетрадиционной сексуальной ориентации, особенно такой ее разновидности, как гомосексуальность. Весьма показателен в этом отношении случай с известным конферансье А.Г. Алексеевым, осужденным в сталинский период за гомосексуализм. Выйдя из тюрьмы, он отправился на гастроли в Тулу. В гостинице его поселили вместе с юношей, артистом оригинального жанра. Ближе к ночи юноша стал сильно нервничать. «Алексей Григорьевич… – спросил он. – Мне можно… не бояться?». – «Молодой человек, – ответил Алексеев, – я сидел в тюрьме за гомосексуализм, а не за скотоложство…» [1].
В одном из лучших учебников по сексологии со ссылкой на работу Элисона и Моргана [Eliason & Morgan, 1998] отмечается необходимость преодоления узкого понимания гомосексуальности. «Многие люди думают о гомосексуализме как о сексуальном контакте между лицами одного пола. Однако это определение неполно. Оно не принимает во внимание два важных аспекта – контекст, в котором происходит сексуальное взаимодействие, а также чувства и ощущения, испытываемые его участниками. И при этом определение не охватывает всех значений слова гомосексуализм, которое может относиться к эротическому влечению, сексуальному поведению, эмоциональной привязанности и самоопределению» [2]. Далее авторами учебника со ссылкой на другую работу [Martin & Lion, 1972, p. 1] предлагается определение, включающее более широкий спектр характеристик: гомосексуал – это человек, «чьи первичные эротические, психологические, эмоциональные и социальные интересы обращены на представителей того же пола, даже если они и не выражаются открыто» [2].
В связи со сказанным думается, что под сексуальной ориентацией правильнее понимать направленность чувственно-эмоционального, эротического и сексуального влечения человека к людям определенного пола. Речь идет, как видим, о направленности влечения, притом не всегда сугубо сексуального. Кроме того, следует заметить, что для реализации именно сексуального влечения крайне желателен «душевный отклик» партнера – «объекта вожделения».
Полезно не забывать и о корректности терминологии. Многие авторы при обозначении явления и его представителей обоснованно предлагают отбросить «-измы» и «-исты»: вместо гомосексуализма говорить о гомосексуальности, а гомосексуалистов называть гомосексуалами [3].
Нетрадиционная сексуальная ориентация проявлялась издревле, во все времена и едва ли не во всех странах. Но в разные эпохи и в разных странах к ней относились и относятся по-разному[4]. По-разному относились (и относятся до сих пор) и к ее разновидностям: к лесбиянству оно всегда было и остается значительно более спокойным, чем к мужской гомосексуальности. Притом в древние времена «любовь» между мужчинами воспринималась значительно более толерантно, чем сегодня в цивилизованном мире, что обусловлено историческими, религиозными и социальными причинами. Более терпимо воспринимается она и в большинстве ныне живущих отсталых племенах.
Кроме того, однополые сексуальные контакты, по-видимому, имеют глубокие биологические корни: есть свидетельства о том, что они довольно широко распространены и в мире животных[5]. Однако на уровне человека они значительно «обогатились» психологически и приобрели личностный характер. Существенно расширились и способы осуществления гомосексуальных контактов. Уже на росписях древнегреческих ваз часто встречаются изображения по меньшей мере двух способов коитуса: анального и – еще чаще – межбедренного (когда пенис одного партнера помещается между бедер другого) [6]. А древнейшее изображение фелляции относится и вовсе к каменному веку [7]. В период раннего средневековья (VІІ век) в Европе церковью был выработан уже целый перечень наказаний за следующие «содомские грехи»: простой поцелуй; вольный поцелуй без семяизвержения; он же, но с семяизвержением или объятиями; взаимная мастурбация; межбедренное сношение; фелляция (оральное сношение); содомия (анальное сношение) [8]. Сам факт введения наказаний за подобные «проступки» свидетельствует о том, что все они не только имели место, но и были довольно широко распространены.
К настоящему времени гомосексуальный репертуар еще более расширился. Однако взаимное половое удовлетворение достигается разными способами, и далеко не все партнеры используют анальный коитус – как это часто в первую очередь подразумевается под гомосексуальностью среди широких масс населения. Вместе с тем следует заметить и то, что популярность анального коитуса действительно растет. Еще в начале ХХ века 40% гомосексуалов практиковали лишь взаимную мастурбацию, примерно столько же – фелляцию, 12% удовлетворялись трением друг о друга и только 8 % занимались анальным сексом [9]. Но уже к концу 1980-х – началу 1990-х гг. его практиковали четыре пятых опрошенных немцев и 70,5% англичан [10]. При этом авторы отмечают, что предпочтение рецептивной позиции (т.е. «пассивной», «женской» роли) в анальных сношениях статистически связано с атипичным, женственным поведением в детстве [11].
По вопросу о происхождении гомосексуальности существует немало версий. Основные из них таковы. Гомосексуальность:
·     дана индивиду биологически, она передана ему генетическим путем, а индивидуальное развитие только обнаруживает и реализует то, что было изначально заложено природой;
·   формируется прижизненно, но в очень раннем детстве под влиянием переживаний в младенчестве;
·      формируется прижизненно, но позднее – средой и воспитанием – под влиянием семейных условий (например, при чрезмерно властной матери и мягкотелом отце или при безотцовщине);
·      формируется в подростковом или раннем юношеском возрасте вследствие совращения подростка взрослыми или сверстниками;
·           является результатом самоопределения – индивидуального саморазвития и в той или иной мере сознательного выбора;
·        является следствием феминизации мужчин и маскулинизации женщин (эта точка зрения представляется наименее достоверной, поскольку она противоречит древним корням данного явления).
В зависимости от поддержки той или иной версии на природу гомосексуальности ученые по-разному смотрят и на вопрос о том, считать ли ее нормальным явлением. Одни отвечают на этот вопрос положительно, другие категорически возражают. Притом у тех и других имеются серьезные аргументы в пользу своей точки зрения. Соответственно различаются взгляды и по вопросу о профилактике гомосексуальности: одни убеждены в ее необходимости и возможности [12], другие вовсе не поднимают эту проблему, считая ее абсурдной [13].
Вдобавок стоит обратить внимание и на то, что вопрос об актуальности проблемы нетрадиционной сексуальной ориентации довольно противоречив. С одной стороны, доля ее представителей довольно мала, а потому вроде бы и не заслуживает особого внимания. Но, с другой стороны, – среди них известно немало выдающихся личностей. А это делает проблему нравственной. Вместе с тем гомосексуалы являются существенной «группой риска» по распространению болезней, передающихся половым путем, включая ВИЧ-инфекцию. И хотя при строгом использовании мер профилактики риск передачи инфекции значительно сокращается, он для данной группы лиц все-таки остается довольно высоким.
В теоретическом отношении интересно упомянуть о предпринимаемых учеными попытках шкалирования сексуальной ориентации. Широко известна шкала (точнее, шкалы) А. Кинзи. Он предложил шестибалльную шкалу, один полюс которой предназначен для лиц полностью гетеросексуальных и никогда не имевших гомосексуальных контактов, другой – для полностью гомосексуальных и никогда не вступавших в гетеросексуальные связи, а между ними – для лиц, имевших те и другие контакты в той или иной мере. Аналогичная шкала была предназначена для изменения не реального сексуального поведения, а испытываемых людьми эротических чувств.
С позиций современной науки сексуальная ориентация еще более многомерна. В 1990 г. Ф. Клайн предложил для ее определения решетку, измеряющую уже не два, а семь параметров: сексуальное влечение, сексуальное поведение, сексуальные фантазии, эмоциональное предпочтение, социальное предпочтение, стиль жизни и самоидентификацию. При этом каждое качество фиксируется в трех измерениях: в прошлом, в настоящем и в желаемом будущем.
Уже сама идея о существовании континуума вместо простой дихотомии свидетельствует о ее возникновении не на пустом месте: теоретически действительно должны существовать промежуточные варианты. Ведь даже в дифференциальной психологии пола в связи с приобретением многими современными людьми психологических качеств, традиционной свойственных представителям противоположного пола – так называемой феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин, – появилось ироническое: «мужчина, но насколько процентов?» и аналогичное о женщинах.
Однако обнаружение и выявление признаков гомосексуальности сопряжено с трудностями признания испытуемых в существовании у них подобных «отклонений» от нормы, поскольку оно чревато более серьезными последствиями: тенденции к гомосексуальности обществом, как уже упоминалось, не только не приветствуется, но и вовсе воспринимается «в штыки». Отсюда – проблема латентной (скрытой) формы этого феномена, трудностей ее индивидуального выявления и распространенности среди населения.
В разных странах к гомосексуалам относятся по-разному. Но в подавляющем большинстве так называемых цивилизованных стран к ним чрезвычайно широко распространено крайне неприязненное и даже враждебное отношение, вплоть до проявлений жестокой агрессии. Ни один нормальный человек, понятно, не может относиться к подобным тенденциям равнодушно.
Проведенные среди населения США анонимные анкетирования показали зависимость распространенности гомосексуальности от численности населенного пункта и от уровня образования человека: чем крупнее город, тем выше процент проживающих в нем гомосексуалов; больше их доля и среди людей более образованных [14].
Такое же положение дел характерно и для России. И оно не удивительно, если обратить внимание, например, на результаты анкетного опроса почти 3000 московских школьников VІІ – XІ классов, опубликованные в 2003 г. Выяснилось, что 24,9% юношей «ненавидят» гомосексуалов и считают, что с ними нужно «бороться любыми способами» (среди девушек так ответили только 2,7%), а 12,8% юношей и 5,1% девушек отметили, что эти люди их «раздражают» и «их нужно принудительно помещать в специализированные учреждения». Девушки, как видим, более толерантны. Противоположна и возрастная динамика гомофобии у юношей и девушек. Доля испытывающих ненависть к гомосексуалам у юношей увеличивается с 18,1% в VІІ до 30,7% в XІ классе, а доля девушек, которые «спокойно» относятся к ним, растет с 33,9 до 69,4% [15].
Нормализация гомосексуальности упирается в вопрос о ее природе. И тут вся сложность: до сих пор не известно, передается ли она по наследству, закладывается ли во внутриутробном периоде развития плода или формируется прижизненно в ходе воспитания. Но ясно, во-первых, то, что гомосексуалы таковыми уже созданы. Во-вторых, то, что сами они в этом не виноваты. И, в-третьих, то, что изменить себя они уже не могут – это не в их воле. Эти три положения могут быть отправными в поисках подступов к решению проблемы.
Думается, что пока идут споры о природе нетрадиционной сексуальной ориентации, возможностях ее «нормализации» и профилактики, необходимо и вполне возможно нормализовать отношение к ее представителям, сделать его более адекватным. Для этого важно понять – и довести это понимание до самых широких масс населения, – что гомосексуальность является свойством, присущим своему обладателю и не зависящим от его желания. В данном случае не важно, передано ли оно ему генетически, сформировано ли внутриутробно из-за гормональных или прочих нарушений или приобретено при жизни. Важно другое: оно уже есть у него и он ничего не может с ним поделать – это не в его власти. Теперь оно уже неотъемлемо от него. Предотвратить появление гомосексуальности может быть и можно, но полностью освободиться от нее, уже сформированной, особенно взрослому человеку, крайне маловероятно хотя бы потому, что сензитивный (наиболее благоприятный) возрастной период для ее формирования уже давно прошел.
Формирование отношения к феномену гомосексуальности как к некой данности вполне возможно при повышении сексуальной культуры населения. Последнее тем более необходимо, поскольку от ее дефицита страдают очень многие наши соотечественники с обычной, традиционной сексуальной ориентацией. Как известно, в вопросах пола и половой жизни у россиян (и далеко не только у них) заблуждений так много и они настолько широко распространены, что появились специально посвященные им объемные книги[16]. А недостаток знаний в области сексуальности является причиной многих бед, притом касающихся не только самих несведущих, но и их супругов, детей, общества в целом и родного государства, и без того отличающегося многострадальностью.
Достичь формирования адекватного восприятия нетрадиционной сексуальной ориентации и сексологически культурного отношения к ее представителям можно только путем широкомасштабного просвещения населения, особенно молодежи, в понимании невиновности гомосексуалов в том, что они ими стали. Это одна из важных целей учебного предмета по сексологии, введения которого в школьное обучение так долго и упорно добивался И.С. Кон. Излишняя концентрация внимания на теме о сексуальной ориентации, конечно, не нужна, вряд ли стоит вдаваться в мелкие и во многом гипотетические подробности о ее природе. Но для формирования подлинной культуры в вопросах пола данная тема тоже необходима. Такой подход в отношении этой темы осуществляет и автор данной статьи в разработанных им программах спецкурсов[17].
При массовом понимании невиновности гомосексуалов в том, что они являются таковыми, и отношение к ним было бы иным, без агрессии и проявлений дискриминации. Тем самым не стало бы и причин для разработки сексменьшинствами документов о необходимости сплочения для борьбы за свои человеческие права[18].
Повышение сексуальной культуры населения будет способствовать и формированию более верных приоритетов ценностных ориентаций личности. Психологи солидарны в утверждении о том, что главная ценность человека – его деятельность. Если он никому ничего не сделал плохого, он имеет право на свободу и отсутствие посягательств на нее. А если делает что-то полезное и общественно-ценное, он обретает еще и право на уважение и почет. Мы ценим Петра Ильича Чайковского, Оскара Уайльда, Вацлава Нижинского, Рудольфа Нуреева, Жана Марэ и многих других выдающихся личностей за их творческие достижения. Их гомосексуальность для нас как бы затушевывается и становится менее значимой.
Лица, открыто проявляющие крайнюю неприязнь и презрение к гомосексуалам, делают хуже не только им, но и всему обществу. Они необоснованно обостряют проблему и тем самым нагнетают и без того непростую атмосферу в стране. Такая их позиция вызывает у гомосексуалов фрустрацию или ответные негативные чувства, стремление к борьбе за свою честь и человеческое достоинство. Гей-парады – по той же причине. Сохранение подобного положения дел по крайней мере недальновидно. Кому и зачем нужно нагнетание конфликтогенности?
Отношение к феномену гомосексуальности во многом зависит от того, как его воспринимать: разумно или эмоционально. При эмоциональном восприятии он вызывает самые разные и противоречивые чувства – от полного принятия до ярого отвержения и агрессии. Но при подходе к нему с позиций разума он соответственно и воспринимается более логично, рассудительно и обоснованно, без вспышек гнева и прочих аффективных реакций.
В подходе к любым сложным вопросам необходима разумная толерантность. Конечно, не всякую толерантность можно считать разумной. Нельзя терпимо относиться к совращению гомосексулами несовершеннолетних. Нетерпимы пьянство, алкоголизм, наркомания, деструктивная конфликтогенность и многое другое. Но все эти явления и действия совершаются произвольно, умышленно, их можно обуздать, а тех, кто их совершает – заставить не совершать их и обязать считаться с другими людьми. Но то, что у кого-либо уже создано – а в случае гомосексуальности неважно, природой или социальными условиями – изменить, тем более в одночасье, вряд ли возможно. Если возможно вообще.
Необходимость введения сексуального образования обосновывалась уже неоднократно, в том числе и автором данной статьи [19]. Стоит напомнить, что оно уже давно проводится почти во всех странах Европы, что, кстати, привело к снижению в них распространения болезней, передаваемых половым путем, включая ВИЧ-инфицирование [20].
Поскольку сексуальные потребности у мальчиков старшего подросткового возраста и юношей значительно выше, чем у девушек тех же возрастных периодов, представляется целесообразным начать введение сексуального образования в сугубо юношеских учебных заведениях (тем более, что их не так уж много). Специально созданная для них программа имеется [21]. В пользу данной точки зрения служит и тот факт, что гомосексуальность значительно шире распространена среди мужчин, чем среди женщин. Вдобавок, агрессия по отношению к гомосексуалам значительно сильнее проявляется именно среди мужчин. Кроме того, такой шаг может положить начало решению более глобальной и значительно более важной проблемы – широкомасштабного введения сексуального образования.
ПРИМЕЧАНИЕ
 [1] См.: Кочарян Г.С. Греческая любовь: пройди тест на гомосексуальность. – М.: Эксмо, 2009. – С. 46.
 [2] См.: Крукс Р., Баур К. Сексуальность. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – С. 238.
 [3] См.: Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Олимп; АСТ, 2003; см. также другие труды И.С. Кона; Кочарян Г.С. Греческая любовь: пройди тест на гомосексуальность.
 [4] См.: Бутовская И.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. – Фрязино: Век 2, 2004; Каприо Ф.С.Многообразие сексуального поведения. – М.: Артания, 1995; Кифер О. Сексуальная жизнь в Древнем Риме / пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: Центрполиграф, 2003; Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / пер. с англ. В.В. Федорина. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995; Мондимор Ф.М. Гомосексуальность: Естественная история / пер. с англ. Л. Володиной. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002; Сексуальная жизнь древних: Египет. – США: Optomen Television. Channel 4; Сексуальная жизнь древних: Греция и Рим. – США: Optomen Television. Channel 4; Тэннэхилл Р. Секс в истории / пер. с англ. А.И. Блейз. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995; и др.
[5] См.: Гомосексуализм // Животные похожи на нас. Документальный сериал. Фильм 5. – Франция: Saint Thomas Production, 2001; Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Олимп; АСТ, 2003; Кон И.С. Сексология: Учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.
[6] См.: Тэннэхилл Р. Секс в истории / пер. с англ. А.И. Блейз. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – С. 82.
[7] См.: Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. – С. 469.
[8] См.: Тэннэхилл Р. Секс в истории. – С. 145 – 146.
[9] См.: Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. – С. 469.
[10] Там же. – С. 472.
[11] Там же. – С. 473 – 474.
[12] См.: Николоси Дж., Николоси Л.Э. Предотвращение гомосексуальности: Руководство для родителей / пер. с англ. Я.А.Михневич под ред. В.С. Стрелова. – М.: Класс, 2008.
[13] См.: Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. – С. 469.
[14] См.: Кон И.С. Сексология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – С. 241.
[15] Там же. – С. 262.
[16] См.: Билов Ю.Н. Энциклопедия заблуждений. Эротика. – М.: Эксмо; Донецк: СКИФ, 2002; Мазуркевич С.А.Энциклопедия заблуждений о сексе. – М.: ЭКСМО-Пресс; Донецк: СКИФ, 2002; и др.
[17] См.: Атемасов А.В. Основы сексологии: Программа и методические рекомендации. Факультатив. – М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005; Атемасов А.В. Половое воспитание школьников: Программа и методические рекомендации для педагогических специальностей. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011; Атемасов А.В.Сексуальная культура юноши: Программа и методические рекомендации к спецкурсу для старшеклассников школ, учащихся средних специальных учебных заведений и студентов вузов мужского пола. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.
 [18] См.: МСМ: общественное мнение, стигма и дискриминация. Дайджест № 1. Составитель С. Тюрин. – М.: СПИД инфосвязь, 2007.
[19] См.: Атемасов А.В. Вклад И.С.Кона в развитие психологической науки // Вопросы психологии. 2011. № 3. – С. 84 – 91; Атемасов А.В. Значение сексуальной культуры и причины ее недооценки // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 2. – С. 93 – 99; Атемасов А.В. Сексуальное образование в России. В поисках решения проблемы // Философские науки. 2011. № 7. – С. 83 – 89; Атемасов А.В.Осведомленность молодежи в вопросах пола и половой жизни как важнейшая проблема воспитания школьников // Воспитание школьников. 2012. № 2. CD-диск (приложение к журналу).http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=37028&SECTION ID=17.
[20] См.: Агарков С.Т. Сексуальность в цивилизации: от пещер до небоскребов (Социогенез сексуальности): учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» / С.Т. Агарков, Е.А. Кащенко. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2010. – С. 456.
[21] См.: Атемасов А.В. Сексуальная культура юноши: Программа и методические рекомендации к спецкурсу для старшеклассников школ, учащихся средних специальных учебных заведений и студентов вузов мужского пола. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.