№3 Законы и законодатели

 
РОМАНКОВ, Леонид Петрович
Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса, 
экс-председатель Комиссии по образованию, культуре и науке  
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
ЭРОТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ. НЕАРХИВНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
В конце 90-х – начале нулевых годов в Комиссию по культуре, образованию и науке Законодательного собрания СПб (председателем которой я являлся), впрочем, как и в администрацию города, поступало много писем от горожан, возмущенных повсеместным распространением  того, что они называли «порнографией» – определенного рода видеоленты и журналы, некоторые телевизионные передачи, магазины секс-продукции и т.п.
С другой стороны, милиция иногда производила не совсем адекватные действия, изымая, например, видеоленты с фильмами типа «Калигула» из продажи и угрожая преследованием за распространением порнографии. Поэтому производители «продукции сексуального характера» тоже желали иметь определенность в этом вопросе.
Было принято решение разобраться в данной проблеме и принять необходимые меры как со стороны исполнительной власти, так и в форме законотворческих инициатив. Нами была создана рабочая группа, в которую вошли, в частности, Лев Щеглов, Михаил Толстой, Андрей Толмачев и другие компетентные  лица.
Предстояло:
·                       дать основные дефиниции по терминологии в области «продукции сексуального характера»;
·                       определить градации отнесения «продукции сексуального характера» к той или иной категории;
·                       определить механизм принятия необходимых «мер предосторожности» при распространении различных категорий такой продукции;
·                       закрепить указанные правила в нормативных документах.
Определения:
сексуальное влечение – совокупность переживаний, присущих человеку, как носителю генов определенного пола,
сексуальные действия – совокупность действий, направленных на удовлетворение сексуального влечения;
продукция сексуального характера – продукция средств массовой информации, иная печатная и аудиовизуальная продукция, в том числе и реклама, сообщения и материалы, передаваемые и получаемые по компьютерным сетям, коммуникационным линиям, а также различные изделия и средства, основным предназначением которых является удовлетворение потребностей, связанных с сексуальным влечением, за исключением лекарственных средств, изделий медицинского назначения, научно-популярных, учебных и публицистических материалов по вопросам пола;
зрелищные мероприятия сексуального характера – публичный показ в любой форме продукции сексуального характера и (или) сценические действия, целью которых является воплощение сексуальных действий;
специально отведенное место – территория и (или) помещение, предназначенные для рекламы и распространения продукции сексуального характера и проведения зрелищных мероприятий сексуального характера
Градации:
Порнографическая продукция – продукция сексуального характера, в которой имеют место не оправданные художественным контекстом:
а) сцены или изображения сексуальных действий с несовершеннолетними (педофилия);
б) сцены или изображения сексуальных действий с трупами (некрофилия);
в) сцены или изображения сексуальных действий  с животными (зоофилия);
г) сцены или изображения сексуального насилия;
«Жесткая» эротическая продукция – продукция сексуального характера, в которой имеют место не оправданные художественным контекстом сцены или изображения «эрекции и/или проникновения» при осуществлении гетеросексуальных или гомосексуальных коитусов, группового, орального, анального коитуса, различных видов мастурбации.
«Мягкая» эротическая продукция — продукция сексуального характера, в которой имеют место не оправданные художественным контекстом сцены или изображения группового, орального или анального коитуса без «эрекции и проникновения».
Механизмы:
Для отнесения продукции сексуального характера и публичных зрелищных мероприятий сексуального характера к той или иной градации проводится экспертиза.
В состав органа, экспертирующего продукцию сексуального характера обязательно входят: специалист(ы) по сексопатологии, искусствовед(ы), юрист(ы).
Экспертиза продукции сексуального характера включает в себя два этапа:
·         исследование  продукции  сексуального  характера на наличие в ней признаков продукции, по которым она может быть отнесена к порнографической, «жесткой» или «мягкой» эротической продукции;
·         заключение искусствоведческой экспертизы о том, оправдано ли использование этих признаков художественным контекстом.
« Меры предосторожности»:
Оборот порнографической продукции (при наличии соответствующего экспертного заключения, признающего данную продукцию порнографической) запрещается.
Распространение «жесткой» эротической продукции допускается в специально отведенных местах, которые не могут быть расположены:
·         на расстоянии ближе 200 метров от образовательных учреждений для несовершеннолетних (лиц, не достигших 18 лет), ритуальных объектов, культовых зданий и сооружений;
·         в помещениях органов государственной власти, специализированных учреждений культуры и искусства для несовершеннолетних;
·         не допускается распространение  «жесткой» эротической продукции на уличных лотках, в уличных павильонах, подземных переходах, на общественном транспорте.
·         Распространение «мягкой» эротической продукции допускается только в запечатанном виде, снабженном ясно читаемой надписью «продажа лицам моложе восемнадцати лет не разрешается».
Распространение «жесткой» или «мягкой» эротической печатной продукции  посредством почтовой связи допускается только в запечатанной непрозрачной упаковке.
При проведении публичных зрелищных мероприятий сексуального характера, за исключением кино-видео показа, не допускается неимитированная демонстрация половых сношений.
Демонстрация «жесткой» и «мягкой» эротической продукции по телевизионным каналам допускается с 1 часа до 4 часов по местному времени. Демонстрация должна предваряться сообщением (заставкой) о ее характере и нежелательности просмотра несовершеннолетними.
Не ограничивается демонстрация такой продукции, при условии кодирования сигнала — защите аудиовизуальной продукции при помощи специальной обработки телевизионного сигнала, исключающей возможность ее просмотра без специальных технических средств (декодирующих устройств).
 В соответствии с предложениями Комиссии по культуре было выпущено распоряжение губернатора:
РАСПОРЯЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
от 3 октября 2000 года N 1060-р Об усилении контроля за оборотом продукции эротического характера
(с изменениями на 25 января 2001 года)
В целях упорядочения реализации продукции эротического характера в Санкт-Петербурге:
1. Образовать комиссию по экспертной оценке продукции эротического характера в составе согласно приложению.
2. Утвердить Положение о комиссии по экспертной оценке продукции эротического характера.
3. Согласиться с предложением государственного унитарного предприятия «Информационно-издательский центр Администрации Санкт-Петербурга «Петроцентр» об оказании организационной поддержки комиссии по экспертной оценке продукции эротического характера в осуществлении ее полномочий.
4. Считать утратившими силу:
абзац третий пункта 2 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 25.01.1993 N 45-р «Об упорядочении распространения эротических изданий в Санкт-Петербурге»;
распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 17.07.1997 N 734-р «О комиссии по экспертной оценке печатной продукции эротического характера».
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на исполняющего обязанности вице-губернатора Санкт-Петербурга — председателя Комитета по печати и связям с общественностью Потехина А.В.
Губернатор Санкт-Петербурга В.А.Яковлев
Приложение
к распоряжению губернатора Санкт-Петербурга
от 03.10.2000 N 1060-р
 УТВЕРЖДЕНО
распоряжением губернатора
Санкт-Петербурга
от 03.10.2000 N 1060-р
Положение
о комиссии по экспертной оценке продукции эротического характера
(с изменениями на 25 января 2001 года)
1. Общие положения
1.1. Комиссия по экспертной оценке продукции эротического характера (далее – Комиссия) является постоянно действующим координационным и консультативно-совещательным органом Администрации Санкт-Петербурга, созданным в целях выработки и реализации единой согласованной и эффективной городской политики в сфере защиты нравственности и здоровья граждан в связи с оборотом аудиовизуальной и печатной продукции, а также зрелищных мероприятий и иной продукции эротического характера (далее — продукция эротического характера).
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите прав потребителей», законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.
1.3. Решения Комиссии носят рекомендательный характер.
2. Основные задачи Комиссии
Основными задачами Комиссии являются:
 2.1. Обеспечение взаимодействия структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга и государственных органов Санкт-Петербурга, а также учреждений, предприятий (организаций) Санкт-Петербурга независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы по осуществлению контроля за оборотом продукции эротического характера.
2.2. Оказание содействия структурным подразделениям Администрации Санкт-Петербурга в разработке и реализации программ и проектов по совершенствованию системы контроля за оборотом продукции эротического характера.
3. Функции Комиссии
В соответствии с возложенными на нее задачами Комиссия осуществляет следующие функции:
3.1. Организует и проводит комплексную экспертизу продукции, определяет, относится ли она к продукции эротического, порнографического характера или не является таковой, затем выдает соответствующее заключение.
 3.2. Определяет специальные помещения для розничной продажи печатной продукции эротического характера, осуществляет разработку и утверждение критериев выбора этих помещений.
 3.3. Разрабатывает методические рекомендации и процедуру их применения в сфере регулирования оборота продукции эротического характера.
4. Полномочия Комиссии
Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Вносить в установленном порядке предложения на рассмотрение губернатора Санкт-Петербурга и структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга.
4.2. Рассматривать проекты правовых актов Администрации Санкт-Петербурга по вопросам, связанным с оборотом продукции эротического характера.
4.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга, а также учреждений и организаций Санкт-Петербурга необходимые материалы.
4.4. В случае необходимости создавать временные рабочие и экспертные группы для рассмотрения отдельных вопросов, входящих в компетенцию Комиссии.
4.5. Заслушивать доклады и отчеты членов Комиссии, председателей экспертных и рабочих групп о результатах выполнения возложенных на них задач.
4.6. В случае необходимости для проведения комплексных экспертиз привлекать к работе Комиссии на возмездной основе соответствующих специалистов и создавать постоянно действующие рабочие группы экспертов (пункт в редакции распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 25 января 2001 года N 108-р).
4.7. Принимать участие в подготовке и проведении международных и иных мероприятий (конференций, семинаров, конгрессов и т.п.) по направлениям деятельности, отнесенным к компетенции Комиссии.
4.8. Осуществлять иные функции и полномочия, необходимые для решения задач, возложенных на Комиссию.
5. Порядок работы Комиссии
5.1. Состав Комиссии утверждается губернатором Санкт-Петербурга.
5.2. Комиссию возглавляет председатель, который руководит деятельностью Комиссии, утверждает планы работы, повестку дня, определяет место и время проведения заседаний Комиссии. Комиссия может также созываться по требованию не менее одной трети от установленного числа членов Комиссии.
5.3. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
5.4. В период отсутствия председателя его обязанности исполняет иное лицо, уполномоченное Комиссией.
5.5. Комиссия утверждает регламент своей работы.
 5.6. Вопросы, выносимые на рассмотрение Комиссии, определяются исходя из ее компетенции на основе годового плана работы и поручений губернатора Санкт-Петербурга (пункт в редакции распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 25 января 2001 года N 108-р).
 5.7. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов Комиссии. Решения Комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.
(Пункт в редакции распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 25 января 2001 года N 108-р).
 5.8. Комиссия разрабатывает порядок проведения комплексной экспертизы (пункт дополнительно включен распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 25 января 2001 года N 108-р).
(Пункты 5.8-5.9 считаются соответственно пунктами 5.9-5.10 — распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 25 января 2001 года N 108-р).
 5.9. На заседаниях Комиссии ведется протокол, который подписывается всеми членами Комиссии, присутствовавшими на заседании.
 5.10. Комиссия информирует о своей работе Правительство Санкт-Петербурга, общественность Санкт-Петербурга через средства массовой информации, государственные и иные заинтересованные органы и организации по их запросам.
6. Порядок проведения экспертизы
 6.1. Комплексная экспертиза продукции эротического характера, распространяемой на территории Санкт-Петербурга, может проводиться Комиссией как по собственной инициативе, так и по обращениям физических или юридических лиц.
 6.2. Комплексная экспертиза продукции эротического характера включает в себя два этапа:
 — исследование продукции эротического характера в целях определения наличия или отсутствия в ней признаков порнографии и сцен сексуального насилия (абзац в редакции распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 25 января 2001 года N 108-р);
 — заключение искусствоведческой экспертизы об оправданности использования эротических мотивов в художественном контексте материала.
 6.3. По итогам экспертизы Комиссия составляет соответствующее заключение в соответствии с порядком проведения комплексной экспертизы.
(Пункт в редакции распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 25 января 2001 года N 108-р).
 6.4. Оплата проведения комплексной экспертизы по запросам судебных органов, органов, прокуратуры, органов внутренних дел и других государственных органов производится за счет средств, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели. Во всех других случаях оплата работы экспертов производится за счет лиц, подавших заявление на проведение комплексной экспертизы.
Основные понятия, необходимые для деятельности Комиссии также,как и критерии оценки продукции эротического характера и детальный порядок проведения экспертизы были утверждены на заседании Комиссии по экспертной оценке продукции эротического характера 18 января 2001г. (Протокол № 4, изменен 15 марта 2001г. Протокол №6).
В состав Комиссии под председательством вице-губернатора А.Потехина вошли заместители председателя комиссии — доктор мед. наук, профессор Лев Щеглов и искусствовед профессор Виктор Боковня, представители Комиссии по культуре ЗАКСа, Комитета по культуре, ГУВД, Юридического комитета, адвокат Никита Филатов
и другие специалисты.
Состав Комиссии был дополнен распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 25.01.2001 N 108-р
О внесении изменений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 03.10.2000 N 1060-р
1. Внести в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 03.10.2000 N 1060-р «Об усилении контроля за оборотом продукции эротического характера» следующие изменения:
1.1. Включить в состав комиссии по экспертной оценке продукции эротического характера (далее — Комиссия) следующих лиц:
Авербах Лев Григорьевич — генеральный директор общества с ограниченнойответственностью   «КОРИС  ассистанс  (Санкт-Петербург) (по согласованию)
Иванов Владимир Алексеевич — заместитель председателя   Комитета   по информации,  печати  и телекоммуникациям  Правительства  Ленинградской  области
Тимченко  Александр Иванович — ведущий специалист отдела социально-культурной  политики  Комитета  по  культуре Правительства Ленинградской   области (по согласованию)
Шмаков Андрей Арнольдович — директор  Санкт-Петербургского государственного унитарного  предприятия  «Городской центр размещения рекламы» (по  согласованию)
Комиссия прежде всего разработала ряд нормативных документов:
КОМИССИЯ ПО ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ ПРОДУКЦИИ ЭРОТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Комиссии по экспертной оценке
продукции эротического характера
Протокол от 18 января 2001г. № 4
С изменениями от 15 марта 2001г. Протокол №6
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЭКСПЕРТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОДУКЦИИ ЭРОТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
— Продукция эротического характера — продукция средств массовой информации, иная печатная и аудиовизуальная продукция, в том числе реклама, а также зрелищные мероприятия эротического характера, сообщения и материалы, передаваемые и получаемые по коммуникационным линиям, а также различные изделия и средства, удовлетворяющие потребности, связанные с сексуальным влечением, за исключением медицинских, научных, научно-популярных, учебных и публицистических материалов по вопросам пола.
— Зрелищные мероприятия эротического характера — любые формы публичного показа действий связанных с сексуальным влечением, выставки эротической продукции.
— Экспертная деятельность — деятельность по подготовке и представлению соответствующего заключения по вопросу отнесения продукции и зрелищных мероприятий к продукции и зрелищным мероприятиям эротического характера и условиям их распространения, либо — запрещения.
— Заключение комплексной экспертизы — экспертное заключение в виде краткого описания продукции, определения характера изображений, текстов и т.п., и выводов. Комплексная экспертиза проводится не менее чем двумя экспертами (сексологом и искусствоведом).
2. ПРИ ОЦЕНКЕ ПРОДУКЦИИ ЭРОТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ЭКСПЕРТЫ УЧИТЫВАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ КРИТЕРИИ:
а) Имеются ли в экспертируемой продукции следующие признаки:
— наличие сцен или изображений сексуальных действий с животными (зоофилия);
— наличие сцен или изображений сексуальных действий с лицами, не достигшими половой зрелости (педофилия);
— наличие сцен или изображений сексуальных действий с трупами (некрофилия);
— наличие сцен или изображений сексуального насилия.
б) Имеются ли в экспортируемой продукции следующие признаки:
— наличие сцен или изображений “эрекций и/или проникновения” при осуществлении гетеросексуальных или гомосексуальных коитусов, группового, орального, анального коитуса, различных видов мастурбации;
— наличие сцен сексуальных действий, сопровождающихся мочеиспусканием и/или дефекацией.
в) Имеются ли в экспертируемой продукции наличие сцен или изображений группового, орального или анального коитуса без “эрекции и проникновения” и без детальной демонстрации изображения контакта гениталий.
г) Не провоцирует ли экспортируемая продукция сексуально-агрессивное поведение.
3. ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
а) при наличии признаков, перечисленных в п.п. а) и г) п.2, не оправданных художественным контекстом, продукцию следует отнести к порнографической;
б) при наличии признаков, перечисленных в п.п. б) п.2, не оправданных художественным контекстом, продукцию следует отнести к “жесткой эротике”;
в) при наличии признаков, перечисленных в п.п. в) п.2, не оправданных художественным контекстом, продукцию следует отнести к “мягкой эротике”, при этом на внешних сторонах обложки не допускается изображение мужских или женских гениталий”.
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
а) При признании экспортируемой продукции порнографической рекомендовать изъятие таких сцен или изображений, или запретить ее распространение.
б) При признании экспортируемой продукции “жесткой эротикой” рекомендовать ограничить ее распространение специально отведенными местами (например, секс-шопы, салоны “Интим”).
в) При признании экспертируемой продукции “мягкой эротикой” рекомендовать снабдить продукцию явно видимой надписью “Продажа лицам до 18 лет не разрешается”, а полиграфическую продукцию к тому же запечатывать в прозрачную пленку. Может быть также рекомендован запрет на ее распространение в местах и помещениях, определенных специальным решением Комиссии по контролю за оборотом продукции эротического характера.
г) если по результатам экспертизы продукция не отнесена к категориям порнографической, “жесткой” или “мягкой” эротики, то никаких ограничений на ее распространение не накладывается.
5. ЗРЕЛИЩНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
5.1.При экспортировании зрелищных мероприятий определяется:
а) доступность участия несовершеннолетних в качестве зрителей;
б) участие несовершеннолетних в качестве исполнителей;
в) осуществление половых сношений в процессе исполнения мероприятия;
5.2.Заключение фиксирует наличие или отсутствие признаков, перечисленных в п.2.
5.3.Может быть рекомендовано изъятие признаков по п.2 или рекомендовано запрещение мероприятия.
 Ответственный секретарь Комиссии К.П.Карасев
Администрация Санкт-Петербурга
Комиссия по экспертной оценке продукции эротического характера
Утверждено
на заседании Комиссии по экспертной оценке продукции эротического характера Протокол от 15.03.2001г. №6
Критерии определения мест реализации продукции эротического характера
1. Порнографическая продукция не подлежит продаже.
2. Продукция эротического характера, отнесенная к жесткой эротике (критерии утверждены решением Комиссии по экспертной оценке продукции эротического характера Администрации Санкт-Петербурга), реализуется только в специальных магазинах “секс-шоп”, салонах “Интим” и т.п., отвечающих требованиям, предъявляемым к торговым предприятиям. Дополнительным условием деятельности таких предприятий устанавливаются требования к витринам:
— их непрозрачность,
— запрет демонстрации (выставления) на витрине образцов продукции.
3. Не допускается оборот продукции эротического характера, отнесенной к “мягкой эротике” (критерии утверждены решением Комиссии по экспертной оценке продукции эротического характера Администрации Санкт-Петербурга):
3.1. в государственных учреждениях, на производственных предприятиях, в детских, учебных, культовых, детских лечебно-профилактических учреждениях, воинских частях, учреждениях культуры (кроме музеев, выставочных залов, галерей), спортивных объектах.
3.2. на территориях, прилегающих ближе 100 метров от образовательных и иных учреждений для несовершеннолетних (лиц, не достигших 18 лет), ритуальных объектов, культовых зданий и сооружений. Расстояние определяется между входами для посетителей на объекты торговли и ближайшими к ним входами на вышеназванные объекты.
3.3. на объектах мелкорозничной торговой сети, за исключением специализированных павильонов по реализации печатной продукции; в продовольственных магазинах и магазинах смешанного ассортимента; в непродовольственных магазинах с нестационарного оборудования вне специализированных отделов, секций и рабочих мест по продаже печатной продукции.
4. Предприятия, осуществляющие продажу продукции, отнесенной к “мягкой эротике” должно отвечать санитарным и противопожарным нормам и правилам, ГОСТу Р 51303-99 “Торговля. Термины и определения”, ГОСТу 51304-99 “Услуги розничной торговли”, ГОСТу 51305-99 “Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу” и иметь сертификат соответствия на оказываемые услуги розничной реализации товаров. Печатная продукция эротического характера должна быть запакована в прозрачную пленку, иметь явно видимую надпись “Продажа лицам до 18 лет не разрешается”, и выставляться на дальних участках витрин, стеллажей.
5. Указанные критерии имеют безусловный характер в отношении печатной продукции СМИ (или другой продукции эротического характера, отнесенной к СМИ) и рекомендательный характер в отношении остальной продукции эротического характера.
1.2. В наименовании должности члена комиссии Тульнова В.А. заменить слова «7-го отдела» словами «3-го отдела».
1.3. В Положении о комиссии по экспертной оценке продукции эротического характера (далее — Положение):
1.3.1. Пункт 4.6 дополнить словами «и создавать постоянно действующие рабочие группы экспертов».
1.3.2. В пункте 5.6 слова «и квартального планов» заменить словом «плана».
1.3.3. Пункт 5.7 изложить в следующей редакции:
«5.7. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов Комиссии. Решения Комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим».
1.3.4. Дополнить Положение новым пунктом 5.8 следующего содержания:
«5.8. Комиссия разрабатывает порядок проведения комплексной экспертизы».
1.3.5. Пункты 5.8-5.9 считать соответственно пунктами 5.9-5.10.
1.3.6. Дополнить абзац второй пункта 6.2 Положения после слова «порнографии» словами «и сцен сексуального насилия».
1.3.7. Пункт 6.3 изложить в следующей редакции:
«6.3. По итогам экспертизы Комиссия составляет соответствующее заключение в соответствии с порядком проведения комплексной экспертизы».
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на исполняющего обязанности вице-губернатора Санкт-Петербурга — председателя Комитета по печати и связям с общественностью Потехина А.В.
Губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев
В качестве экспертов Комиссии были привлечены искусствоведы и литераторы, в том числе, сексологи: Л.Щеглов и М. Екимов; искусствоведы  В. Боковня, М. Габриэль литераторы Валерий Попов  и Самуил Лурье.
Начинание получило хорошую прессу.
Газета «Коммерсантъ С-Петербург», №10 (2140), 23.01.2001
 «С конца прошлой недели в Петербурге действуют критерии оценки продукции эротического характера. Ничего подобного в городе до сих пор не было. Начальник так называемой городской полиции нравов (речь идет о 3-м отделе милицейского управления по организации работы участковых) Виктор Тульнов считает, что теперь Петербург превратится из криминальной в порностолицу.
«Принципы работы экспертов и критерии оценки продукции эротического характера» были разработаны на прошлой неделе комиссией по экспертной оценке продукции эротического характера петербургской администрации. В ее состав помимо чиновников городской администрации входят представители педагогических организаций, врачи, сотрудники ГУВД. Подавляющим большинством голосов (при двух против) комиссия установила, что считать мягкой, что жесткой эротикой, а что и вовсе следует отнести к порнографии (см. вынос). Распространяться эти правила будут только на продукцию средств массовой информации, печатную и аудиовизуальную продукцию, включая рекламу, зрелищные мероприятия эротического характера, на изделия, удовлетворяющие сексуальным потребностям. Исключение составят медицинские, научные, учебные и публицистические материалы по вопросам пола. Отделять мягкую эротику от жесткой, а жесткую от порнографии комиссия будет за счет тех самых предпринимателей, которые и будут представлять эту продукцию на экспертизу. Принятие критериев оценки эротической продукции привело в ужас начальника 3-го отделения управления по организации работы участковых Виктора Тульнова (он входит в состав комиссии) – именно его подразделение в ГУВД следит за петербургскими нравами. Господин Тульнов считает, что в отсутствие федерального закона о нравственности, который ждет третьего чтения в Госдуме, не стоит устанавливать на городском уровне какие-то свои правила. По его мнению, благодаря введенным правилам, эротическая продукция начнет расползаться по городу из секс-шопов по самым обычным торговым точкам, где легко сможет попасть на глаза несовершеннолетним. К тому же, по его мнению, рамки порнографии значительно расширились. По словам председателя комиссии и.о. вице-губернатора Александра Потехина, говорить о «расширении рамок» нельзя. Потому что никаких правил распространения эротической продукции в Петербурге не было. «В городе сложилась ситуация, при которой, с одной стороны, торговцы могли беспрепятственно продавать эротическую, а зачастую и порнопродукцию, с другой, правоохранительные органы могли привлекать торговцев по своему усмотрению», – пояснил в интервью «Ъ» господин Потехин. В этой связи недовольство полиции нравов понятно. Вероятно, их настроения разделят бизнесмены. Всем им навязывают правила работы. Другое дело, как эти правила будут исполняться. Как отметил Александр Потехин, все решения комиссии по экспертной оценке продукции эротического характера носят всего лишь рекомендательный характер. «Правда, пока все они выполнялись», – отметил господин Потехин. Ольга Драмарецкая.
Почти три года успешно работала Комиссия. Новый порядок устраивал и торговцев секс-продукцией, которые сами охотно приносили макеты новых журналов и видео материалов, и соглашались с требованиями Комиссии об исключении тех сцен, которые не удовлетворяли установленным критериям, и жителям города, число жалоб от которых резко сократилось.
Может быть, были недовольны некоторые работники ГУВД, потерявшие возможность произвола.
 На основе опыта работы Комиссии Законодательное Собрание Петербурга стало разрабатывать проект Федерального Закона
Но в 2003 году грянул гром. Московские политические силы, стремящиеся сместить губернатора Яковлева, что, вообще говоря, было вполне оправдано с точки зрения его беззастенчиво коррупционной деятельности, не нашли ничего лучшего, как обличить его в разгуле порнографии. Понятно, что упреки в коррупции смотрелись бы смешно из Москвы, пораженной этим недугом в еще большем размере, а вот одеться в тогу защитников морали было беспроигрышно.
Появилась явно заказная статья в Ленинградской правде.
«Сексуальная революция им. Потехина
В январе 2001 года администрация Санкт-Петербурга наконец определила, что такое эротика и что такое порнография. Решение, принятое комиссией по обороту сексуальной продукции под предводительством и.о. вице-губернатора Александра Потехина, было сенсационным, беспрецедентным и произвело настоящий переворот в секс-индустрии города на Неве, да и, пожалуй, всей России. Все, что прежде в Питере считалось порнографией (сцены половых актов с показом анатомических и физиологических особенностей, а также изображение группового, анального и орального секса), теперь после соответствующего экспертного заключения должно было перейти в разряд эротики. Запретными остались только четыре темы: педофилия, зоофилия, некрофилия и садомазохизм….»
Каждый, кто прочтет внимательно и беспристрастно документы Комиссии, поймет всю нелепость аргументов авторов этой и подобных ей статей. Но политический заказ был выполнен, и Комиссии пришлось остановить свою работу.
Жаль, потому что в Петербурге были впервые в России ясно и четко разработаны критерии оценки эротической продукции, установлены механизмы воздействия на распространителей, накоплен громадный практический опыт.
Во многих субъектах РФ появились свои Комиссии по образцу петербургской, естественно с некоторыми вариациями в зависимости от квалификации местных законодателей.
 А в Уголовном кодексе РФ до сих пор существует ст. 242 – «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов», которая  фактически не работает, т.к. в российском законодательстве отсутствует юридическое определение порнографии.