№3 Психосоциальная матрица

ДЕРЯГИН, Геннадий Борисович,
доктор медицинских наук,  доцент
КРИМИНАЛЬНАЯ СЕКСОЛОГИЯ КАК НОВАЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Криминальная сексология – комплексное научно-практическое направление сексологии, уголовного права и судебной медицины, освещающее междисциплинарный комплекс наиболее значимых проблем, связанных с расследованием и профилактикой преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы граждан.
Криминальная сексология тесно связана со многими науками, в первую очередь, с уголовным правом, криминалистикой, психологией, психиатрией, судебной медициной, этнографией, историей.
Сексологические познания даже у специалистов медицинского, психологического, юридического профилей находятся на крайне низком уровне. Они более сформированы распространенными мифами, агрессивными стереотипами, нежели научными данными. Это является препятствием для целостного понимания проблем не только общества в целом, но и конкретных людей, мотиваций их действий; представляет также опасность сексизма, заблуждений и неверных решений в случаях расследования половых преступлений или при подозрениях на их совершение.
С целью научной организации и объективизации проведения следственно-оперативных мероприятий при половых преступлениях, профилактики следственных и судебных ошибок, негативных общественных явлений, связанных с сексуальной стороной жизнедеятельности человека, выпускники юридических факультетов вузов должны иметь элементарные научные сексологические знания, уметь применять их в аспектах действующего законодательства.
В Московском университете МВД РФ с 2008 – 2009 учебного года криминальная сексология внедрена в учебный процесс в качестве обязательной учебной дисциплины для некоторых факультетов (подготовки специалистов криминальной милиции, подготовки психологов и, в перспективе, подготовки следователей). Разработана соответствующая учебная рабочая программа, рассчитанная на 36 аудиторных часов.
В результате изучения дисциплины курсанты (слушатели) должны:
знать:
·  историю развития сексологии, в том числе – судебной сексологии;
·   основные сексологические термины;
·   классификации и сущность форм полового поведения;
·   биологические, социальные и культуральные факторы, влияющие на половое поведение;
·   психо-социальные, правовые и транскультуральные вопросы сексуальной ориентации;
· психо-социальные и биологические аспекты проявлений сексуальности со стороны представителей различных возрастных групп и полов;
·   психо-социальные, медицинские, правовые и биологические аспекты деструктивной сексуальности;
· комментарий к уголовному законодательству в области ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы граждан;
·    тактику следственных и экспертных действий при половых преступлениях.
уметь:
·   грамотно применять теоретические знания в практической деятельности при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий, а также для повышения объективности рассмотрения дел о половых преступлениях в суде;
·   грамотно анализировать законодательство относительно преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
·     организовывать квалифицированную юридическую помощь жертвам сексуального насилия, лицам, подвергшимся сексуальной эксплуатации, представителям сексуальных меньшинств в случаях нарушения их прав;
·  грамотно и эффективно взаимодействовать со специалистами медицинских направлений, психологами, специалистами по социальной работе, интерпретировать их заключения;
·  разрабатывать профилактические программы и осуществлять научно обоснованную профилактику экстра- и внутрисемейного сексуального насилия.
владеть навыками:
·  обнаружения, фиксации и изъятия специфических следов и вещественных доказательств, в том числе биологического происхождения, при преступлениях сексуального характера;
· грамотного составления процессуальных документов и протоколов следственных действий с использованием специальной терминологии;
·    грамотной интерпретации специальной терминологии и сленга;
· грамотного взаимодействия с подозреваемыми (обвиняемыми) в преступлениях сексуального характера, их жертвами, в том числе и с представителями различных сексуальных субкультур;
·  взаимодействия со специалистами медицинских направлений, психологами, специалистами по социальной работе в случаях преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Обязательны для изучения следующие темы дисциплины:
№ п/п Наименование раздела дисциплины
1 Сексология как наука. Криминальная сексология. Сексуальность человека
2
Классификации форм полового поведения
Границы сексуальной нормы
3
Парафилии: их степени и критерии, связанные с ними явления
4 Варианты парафилий
5
Сексуальное поведение молодежи в России;
Аутоэротическое поведение;
Инцест;
Проституция
6 Серийные сексуальные убийства
7 Сексуально-религиозные секты
8 Гомосексуализм; Педофилия
9 Уголовное законодательство о половых преступлениях
10
Криминологическая характеристика сексуального насилия и развратных действий;
Сексуально виктимное поведение молодежи
11 Первоначальные следственные действия
12 Осмотр места происшествия при сексуальном преступлении;Вещественные доказательства биологического происхождения, подлежащие судебно-медицинскому исследованию
Зачет
В рамках изучения дисциплины курсанты (слушатели) по очной форме обучения должны выполнить следующие письменные работы:
1. Текущий программированный контроль на практических занятиях;
2. Реферат (один);
3. Итоговый тест, состоящий из вопросов разных разделов изучаемой дисциплины.
Лучшие реферативные сообщения заслушиваются при проведении семинарских занятий, с последующим их обсуждением в форме свободной дискуссии.
Обучение указанной дисциплине завершается сдачей курсантами (слушателями) зачета.
Мы провели оценочное исследование необходимости преподавания указанного курса на примере отношения слушателей к указанной дисциплине и к некоторым проявлениям сексуальности, имеющим юридическое значение.
Целью исследования являлось установление достижения или не достижения педагогической цели в первый год обучения через манифестацию отношения респондентов к некоторым проявлениям сексуальности, имеющим юридическое значение, к криминальной сексологии как учебной дисциплине в целом.
По специально разработанной методике, путем случайной выборки нами в добровольном порядке проведен анонимный опрос слушателей 5-го курса факультета подготовки специалистов криминальном милиции до изучения курса и после его изучения (весенний семестр 2009 г.). Всего опрошено: до чтения курса 67 человек, а после чтения – 105. При этом появление достоверной разницы между ответами слушателей на один и тот же вопрос однозначно свидетельствует об изменении мировоззрения, следовательно, должно расцениваться как достижение педагогической цели. Статистическая обработка по­лученных данных прово­дилась при помощи па­кета прикладных программ STATISTICA 5.0 for Windows с использованием дескриптивных методов.
Результаты исследования:
Таблица 1
Отношение респондентов к половому образованию детей, %
Вопросы Ответы «да» Р
До чтения курса После чтения курса
Может ли половое образование в школах способствовать:
А – развитию сексуальных извращений, увеличению полового насилия? 31,3 16,3 < 0,001
Б – профилактике сексуальной преступности, снижению ее уровня? 67,7 88,9 < 0,001
В – профилактике сексуальных отклонений и извращений? 61,3 75,3
Г – гармоничным партнерским отношениям, укреплению семьи? 72,6
84,7
< 0,05
Допустимо ли половое просвещение в школах? 83,6 92,4
Из представленной таблицы следует, что произошло достоверное переосмысление слушателями (офицерами МВД) своего отношения к научному половому просвещению детей, при этом слушатели считали, что половое просвещение, в среднем, необходимо начинать с возраста 13,16 + 0,20 лет. По вопросу, кто должен вести соответствующие уроки, мнения разделились, но большинство высказалось, что это должны делать подготовленные специалисты.
 Таблица 2
Отношение респондентов к проявлениям сексуальной жизни, %
Явления сексуальной жизни Ответы Р
До чтения курса После чтения курса
Натуризм (нудизм):
Отрицательное отношение
Индифферентное отношение
Положительное отношение
25,3
68,7
6,0
16,2
80,0
3,8
< 0,05
Порнография:
Отрицательное отношение
Индифферентное отношение
Положительное отношение
16,4
79,1
4,5
23,8
71,4
4,8
Эротическое искусство:
Отрицательное отношение
Индифферентное отношение
Положительное отношение
3,0
73,1
23,9
2,9
65,7
31,4
Отношение к мерам по запрету порнографии:
Категоричная поддержка запрета
Категорично против запрета
Поддержка ограничительным мер
28,4
10,4
61,2
20,0
5,7
74,3
< 0,05
Легализация проституции:
Отрицательное отношение
Затруднились в ответе
Положительное отношение
14,9
23,9
61,2
10,5
15,2
74,3
Мужской гомосексуализм:
Отрицательное отношение
Индифферентное отношение
Положительное отношение
83,6
14,9
1,5
53,3
44,8
1,9
< 0,05
Женский гомосексуализм:
Отрицательное отношение
Индифферентное отношение
Положительное отношение
40,3
43,3
16,4
22,9
62,8
14,3
< 0,05
Мастурбация:
Отрицательное отношение
Индифферентное отношение
Положительное отношение
13,4
82,1
4,5
7,6
76,2
16,2
Отношение к гомо- и бисексуалам:
Их надо лечить
Посадить в тюрьму
Изолировать иным способом
Уничтожать физически
Помогать адаптироваться к обществу
Оставить в покое
31,3
4,5
11,9
7,5
11,9
32,9
28,0
2,0
4,0
1,0
26,0
39,0
< 0,001
Кроме того, после чтения курса достоверно возросло количество утвердительных ответов с 29,8% до 56,7% (p < 0,001) на вопрос о необходимости более терпимого отношения к представителям сексуальных меньшинств, поддержки гарантии их прав.
Из вышеизложенного следует, что после изучения курса криминальной сексологии у слушателей отметилось достоверное уменьшение уровней гомофобии и эмоциональных реакций на какие-либо законные сексуальные проявления. Вероятно, в результате более осознанного и уравновешенного отношения к указанным в таблице явлениям, причем лично значимые ценности на примере собственного отношения к порнографии и эротике не подверглись достоверному изменению.
При чтении курса лекций особое внимание было обращено на вопросы расследования половых преступлений, характеристики личности жертвы преступления и преступника, что нашло отражение в достоверном переосмыслении слушателями своей готовности к расследованию половых преступлений (p < 0,01) и ролей сторон в сексуальном насилии (p < 0,001).
Возросло с 83,6% до 97,1% и число слушателей, считающих необходимым и полезным занятием изучение криминальной сексологии юристами. Здесь следует отметить, что в подавляющем большинстве слушатели проявили заинтересованность в изучении дисциплины и успешно справились с зачетом. Средняя оценка качества преподавания криминальной сексологии, выставленная слушателями профессору, составила 4,85+0,05 баллов по пятибалльной шкале. При этом респонденты имели возможность указать на недостатки чтения лекций и проведения семинарских занятий, на какие темы необходимо обратить особое внимание, что было лишним, какие вопросы не были раскрыты в достаточной мере. Некоторые слушатели воспользовались этим и высказали пожелания относительно освещения тем по частным вопросам криминальной сексологии, что нами было учтено в последующем.
В следующем году (2010), учитывая замечания и пожелания слушателей, оценку, выставленную профессору слушателями, удалось поднять до 4,9+0,03 (n = 78). Почти 100% слушателей в следующем году сочли необходимым и полезным занятием изучение криминальной сексологии юристами.
Относительно возраста сексуального дебюта мнения респондентов сильно варьировали – от 12 до 20 лет. Сексуальный дебют с ровесниками юноши допускают в среднем в 15,1+1,1 лет, а девушки – в 15,6+1,1 лет (p < 0,001). Сексуальные связи с детьми взрослыми, т.е. людьми, достигшими 18 лет, слушатели обоих полов допускают, в среднем, лишь с 16 – 16,5 лет, при этом слушатели женского пола проявили большую консервативность взглядов.
Таким образом, в целом, подавляющее большинство респондентов показали достаточную активность в приобретении новых знаний. Это объективно проявилось при сравнительном анализе данных анонимных опросов. Обнаружились переосмысление респондентами бывших установок относительно своих знаний, связанных с расследованием половых преступлений, и с отношением к изучению криминальной сексологии. Более 50% слушателей выразили в анкетах искреннюю благодарность за полученные знания.
У них появилось логичное и спокойное осмысление вопросов сексуального просвещения детей, различных проявлений сексуальности, несостоятельности собственных обывательских стереотипов по многим вопросам, имеющим правовое значение. Это следует интерпретировать как достижение поставленной нами педагогической цели, так как это позволит слушателям мыслить более непредвзято, объективно, логично; грамотно и эффективно применять теоретические знания в своей практической деятельности. Все это является профилактикой следственных и судебных ошибок, нарушения прав граждан.
К сожалению, в сентябре 2012 г. преподавание криминальной сексологии было приостановлено нападками клерикально настроенных элементов и представителей РПЦ. Учебник криминальной сексологии был объявлен пропагандирующим педофилию и толерантность к гомосексуализму, автор «уличен» в пропаганде половых преступлений и всевозможных сексуальных извращений.