№3 СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПРОГРАММЫ ЕГО СОХРАНЕНИЯ

АЛЕКСЕЕВ, Борис Егорович
Профессор, доктор медицинских наук, врач-сексолог и врач-психиатр.
Кафедра сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург
Роль сексуальности как фактора общественного здоровья неизмеримо выросла за последние десятилетия. Над разработкой концепции сексуального здоровья трудятся коллективы ученых развитых стран.
С начала 80-х годов эпидемия СПИД(а) драматически модифицировала место и статус сексуальности в сфере человеческого здоровья. Никогда ранее в истории сексуальному поведению не было посвящено столько исследований. Идея изменения сексуального поведения как основного пути защиты от ВИЧ-инфекции остро поставила вопрос о вмешательстве общества в индивидуальное сексуальное поведение, которое, как считалось, является частным делом.
Выявились две конфликтные позиции. С одной стороны, провозглашение уважения к сексуальным меньшинствам и соответствующее развитие превентивных стратегий, а с другой стороны, консервативная идея – постараться вновь ввести сексуальное воздержание за пределами моногамного супружеского полового акта как единственного эффективного пути профилактики передачи ВИЧ.
Вопрос сексуального здоровья возник в международном культуральном контексте как альтернатива сексуальной морали, которая ранее регулировала поведение, и как альтернатива уменьшению влияния религии на сексуальное поведение людей во многих западных странах, а также в связи с закреплением в культурах нерепродуктивной и внебрачной сексуальной активности, основанной на использовании контрацептивов, защиты и лечения от ИППП.
Разработаны документы, в которых решение этих сложных задач предполагается осуществлять в рамках концепций сексуального здоровья.
Сексуальное здоровье – это переживание психического, психологического и социо-культурального благополучия, связанного с сексуальностью. Сексуальное здоровье проявляется свободным и ответственным выражением сексуальности, которое укрепляет личное и социальное здоровье, обогащает личную и социальную жизнь. Это не только отсутствие дисфункции, болезни и/или немощи. Для поддержания сексуального здоровья необходимо признание и поддержание сексуальных прав всех людей (PAHO/WHO, 2000. – С. 6).
Так, в принятом в 2000 году ВОЗ совместно с Панамериканской организацией здравоохранения и Всемирной сексологической ассоциацией документе «Укрепление сексуального здоровья: рекомендации к действию» предлагается общая модель, основанная на профилактике и лечении ряда клинических синдромов и сексуальных проблем с целью реализации концепции идеального сексуального здоровья, которое рассматривается как фундаментальная часть благополучия личности и основных ее прав.
Клинические синдромы:
1. Клинические синдромы с нарушением сексуального функционирования (сексуальные дисфункции);
2. Клинический синдромы, связанные с нарушением эмоциональности и любви (также известные как парафилии);
3. Клинические синдромы, связанные с компульсивным сексуальным поведением;
4. Клинические синдромы, включающие полоролевой идентификационный конфликт;
5. Клинические синдромы, связанные с насилием и виктимностью;
6. Клинические синдромы, связанные с репродукцией;
7. Клинические синдромы, связанные ИППП;
8. Клинические синдромы, связанные с другими состояниями (PAHO/WHO. 2000. – P. 20).
В число синдромов наряду с традиционными сексуальными расстройствами и отклонениями были включены формы сексуального поведения, приводящие к ИППП, неплановым беременностям, к сексуальному насилию. Согласно этой концепции, сексуальная жизнь, которая основывается на принципе индивидуальной ответственности, должна быть защищена ото всех вредных факторов, нарушающих ее гармоничное развитие. Эротическое удовольствие, включая аутоэротическое удовольствие признаются существенным компонентом сексуального благополучия. Утверждается необходимость научных исследований в сексологии и подготовки кадров. Кроме того, говорится о том, что укрепление сексуального здоровья требует глобальной трансформации локальных культур, которые являются препятствием свободе, сексуальной реализации и благополучию. Действительно, например, такая традиция, как женское обрезание, существующая в некоторых африканских племенах, от которой ежегодно страдают около двух миллионов девочек, с трудом поддается искоренению, несмотря на усилия ВОЗ. Вместе с тем расширительное толкование и применение последнего тезиса не может не вызывать вопросов. Позже он утратил свою категоричность, возобладали иные трактовки, которые предлагают укреплять сексуальное здоровье учитывая культуральные особенности. Большое внимание уделяется клинической модели при индивидуальном лечении сексуальных расстройств. Предполагается принять меры по признанию и уважению сексуальных прав личности.
Соблюдаются ли в нашей стране сексуальные права личности? Думаю – не вполне!
ДЕКЛАРАЦИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРАВ
    Право на сексуальную свободу
    Право на сексуальную автономию, телесную неприкосновенность и безопасность
    Право на сексуальную интимность
    Право на сексуальную справедливость и равенство
    Право на сексуальное удовольствие
    Право на выражение сексуальных эмоций
    Право на добровольные сексуальные союзы
    Право на свободный и ответственный репродуктивный выбор
    Право на сексуальную информацию, основанную на научных исследованиях
    Право на всеобъемлющее сексуальное образование
    Право на охрану сексуального здоровья (PAHO/WHO. 2000 – P. 37).
В отличие от документа ВОЗ, другие документы, принятые в США (2001) и в Англии (2001), в названии которых также звучит сексуальное здоровье, отличаются прагматизмом, они в значительно большей мере направлены на негативные последствия сексуальной активности и на понимание сексуальности как источника проблем, которые должны уменьшаться социальными и медицинскими вмешательствами.
Оба документа делают акцент на общественных мерах по укреплению здоровья (защита, информирование, изменение поведения).
Однако оба документа построены на разных принципах общественного и сексуального здоровья. В английской программе это уменьшение риска, связанного с сексуальным поведением. В программе США – изменение поведения с тем, чтобы искоренить риск в его источнике.
В США стремятся сократить рискованное сексуальное поведение, особенно подростковую сексуальную активность, посредством национальной образовательной стратегии, которая призвана сформировать установку на воздержание.
В Англии развивают стратегию, направленную на уменьшение рисков без воздействия на факторы, влияющие на само поведение. Выбор поведения является делом самой личности. Общество только поощряет информированный выбор вести себя определенным образом, чтобы ограничить негативные последствия.
В американском документе сделан акцент на сексуальном образовании и воздержании, а в английском – на информировании и защите.
Этот короткий анализ позволяет увидеть различные подходы к идее сексуального здоровья, понимание которого расширяется и включает в себя  теперь не только отсутствие сексуальных расстройств, но и отсутствие негативных последствий сексуальной активности.
Подростковый и юношеский возраст рассматривается как период, когда половое влечение настолько повышено, что может быть почти неуправляемо. Несмотря на то, что у большинства юношей и девушек действительно обостряется интерес к сексу, степень выраженности этого интереса варьирует в зависимости от индивидуальных особенностей. Одни молодые люди проявляют повышенный интерес к сексу и нуждаются в частом половом удовлетворении, между тем как другие юноши и девушки не ощущают настоятельных половых потребностей. Средства массовой информации активно пропагандируют секс, что формирует культуральную атмосферу, пронизанную сексуальностью, которая буквально подталкивает некоторых молодых людей к преувеличенному выражению своих сексуальных эмоций. Иные из них испытывают даже чувство несостоятельности от того, что не испытывают ярко выраженного полового влечения. Последние переживают внутриличностный конфликт с развитием впоследствии невротических состояний. Попытки преждевременного, форсированного вступления в сексуальные отношения, вызванные влиянием социального стереотипа референтной группы, часто приводят к неудачам в форме дебютантных сексуальных расстройств как у юношей, так и у девушек.
Половое воздержание в юности едва ли можно назвать неправильным выбором. Однако сексуальная активность в этом возрасте является реальностью. Поэтому программы, направленные на сохранение и укрепление сексуального здоровья, должны строиться исходя из этого факта. Объективные данные свидетельствуют о том, что реализация такого подхода в Англии, а также в Швеции создала условия к снижению уровня незапланированных беременностей и инфекций передаваемых половым путем. Показатели по этим параметрам в Англии и Швеции ниже, чем в  России и в США.
В международном сообществе нет единой позиции по методам укрепления сексуального здоровья. Видимо, расхождения продиктованы политическими и культуральными различиями, а также разнообразными системами здравоохранения. Это еще раз косвенно указывает на значительность места, которое занимает сексуальность в общественных отношениях и в системе общественного здоровья.
Вместе с тем возникает вопрос. А справедливо ли решать проблемы сексуальности человека такими альтернативными способами?
Анализ данной проблемы с позиций биопсихосоциального подхода подсказывает выбор пути компромиссов.
Действительно, биопсихосоциальный подход может служить организующим началом при концептуализации сексуального здоровья и при создании программ по сохранению и восстановлению сексуального здоровья. Когда мы говорим о сексуальном поведении конкретного человека, не может быть готового решения, подчиненного односложной программе. Для одного, например, выбором является половое воздержание; для другого – защищенная половая жизнь; личностные установки и психический склад третьих не приемлют предосторожности в сексе, являясь собственно саморазрушающим поведением. Это секс в наркотическом состоянии или осознанное стремление к заражению ВИЧ. Декларация абстиненции может быть нереалистичной для выполнения и неприемлемой для многих. В то же время сложившийся, особенно в молодежной среде культ секса, провоцирует на половые контакты тех, кто, например, в силу задержки психосексуального развития или слабой половой конституции мог бы воздерживаться и легко переносить абстиненцию. То есть необходимо соблюдать индивидуальный подход при решении задач сохранения сексуального здоровья. Стратегии, принятые в Англии и Швеции наиболее близки к этому, так как предполагают сопровождение развивающейся сексуальности детей и подростков не только посредством государственных институтов, но и на уровне родительской семьи. Родители понимают развивающиеся потребности своего ребенка и помогают ему в их освоении. Такая позиция родителей укрепляет контакт с ребенком, ему есть к кому обратиться за советом по вопросам своих сексуальных переживаний и поведения.
Индивидуальный клинический подход в сфере сексуального здоровья в настоящее время в развитых странах запада расширен в направлении образования, эпидемиологии, экономики и законодательства. Это находит свое отражение в создании государственных программ, направленных на укрепление сексуального здоровья. Клинический аспект, в смысле взаимоотношений врача и пациента, является лишь одной из форм многосторонних воздействий в рамках этих программ.
Кафедра сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова участвовала в российско-шведском проекте «Репродуктивное здоровье и сексуальность подростков. клинические и образовательные аспекты». Полученный опыт показал, что в наших культуральных и социальных условиях так называемое диффузное образование по вопросам сексуального здоровья является одной из наиболее приемлемых форм обучающей профилактической работы в обществе. Диффузное образование заключается в проведении циклов по специальным программам для врачей различного профиля, психологов, педагогов, среднего медицинского персонала и других. Усвоение современного взгляда на сексуальность позволит этим специалистам транслировать его через свою деятельность в широкие слои населения. А это в свою очередь будет способствовать позитивным изменениям на уровне отдельных лиц и семей.