№4 Психотерапия и психология сексуальности


 

ФРОЛОВ Павел Анатольевич — психиатр, психотерапевт, Хабаровский центр позитивной психотерапии.

ЧЕРЕПАНОВА Елена Викторовна — психолог-сексолог, психотерапевт, Московский центр позитивной психотерапии.

 

СЕКСУАЛЬНОСТЬ КАК АКТУАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ В ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Понятие сексуальности объединяет целый комплекс социальных, психических и физиологических процессов и неразрывно связано с жизненным миром личности в целом. Включая в себя весь спектр сексуальных влечений, переживаний и мотиваций сексуальной активности, сексуальность в центре внимания различных методов психотерапии.

Одним из таких направлений современной новой волны психотерапии является метод позитивной психотерапии, разработанный в 1968 г. профессором Носсратом Пезешкианом, немцем иранского происхождения. Им был предложена качественно отличающаяся от других психотерапевтическая концепция сексуальности. Метод позитивной психотерапии относится к психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической направленностью. Этот центрированный и ориентированный на способности метод удостоен Главной медицинской премии Германии «Ричард-Мартин-Прайс» в области гарантии качества в 1997 г.

Главное назначение позитивной психотерапии – забота о физическом, психическом, социальном и духовном здоровье – единстве тела, разума, эмоций и духа. Характерными особенностями этого оригинального и интересного подхода являются: ориентация на выявление и активацию ресурсов пациентов для решения их внутренних проблем, четкая постановка цели, экономичность, высокая результативность.

Позитивная психотерапия основывается на междисциплинарном и транскультуральном подходе, в которой могут сочетаться различные психотерапевтические направления, и включает в себя: принцип надежды, принцип баланса и пятиступенчатую модель самопомощи:

  • принцип надежды рассматривает сексуальность как позитивный (positum – данное, имеющееся в наличии) естественный и полезный физиологический, психологический и социальный механизм, обеспечивающий выживание человеческого рода. Такая точка зрения исходит из основного гуманистического тезиса позитивной психотерапии о том, что «каждое человеческое существо является хорошим по своей природе» и «наделено множеством способностей и огромным потенциалом», «которые сравнимы с семенами скрытых возможностей, и которые, однако, ещё нужно развить»;
  • принцип баланса позволяет увидеть сексуальность как совокупность физиологических процессов, ощущений и импульсов (тело); социальных ролей (отношения); моделей поведения и мышления (достижения); мотиваций, страхов и идентичностей (будущее/смысл);
  • принцип консультирования направляет процесс:

1) осознания проявления сексуальности (наблюдение)

2) понимания формирования её прямых и смежных мотивов (инвентаризация);

3) признания ценности этих мотивов (стимуляция);

4) изобретения новых, более эффективных моделей сексуального ощущения, переживания, поведения и идентичности (вербализация);

5) формирования мотиваций и прогнозов на основе выгод и ограничений использования новых моделей (расширение целей).

 Согласно представлениям позитивной психотерапии, человеческая жизнь проходит в четырех измерениях –телесной, ментальной, социально-коммуникативной и духовной. Все четыре сферы жизни являются неотъемлемыми составляющими жизни любого человека, несмотря на то, что человек может уделять разную степень внимания этим сферам, и определяются четырьмя основными потребностями/способностями (жить, любить/радоваться, контролировать и создавать будущее). Гармоничное распределение энергии между этими четырьмя областями получило название «модель баланса».

В соответствии с моделью баланса для описания сексуальности обратимся к четырём основным её аспектам: биофизиологическому, когнитивно-поведенческому, социально-психологическому и культурально-ценностному. Все эти сферы взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены на жизненном пути человека. Отклонения в одном или нескольких из этих сфер ведут к трудно прогнозируемым трансформациям во всем сексуальном развитии.

К первому составляющему аспекту сексуальности можно отнести соматосексуальное развитие, представляющее собой процесс последовательных возрастных (рождение, рост, созревание, зрелость, инволюция и старость) изменений нейрогуморальных, сосудистых и урогенитальных механизмов сексуальности на протяжении жизни человека.

Биологические факторы в значительной мере контролируют половое развитие от момента зачатия до рождения ребенка, а по достижении половой зрелости – способность к размножению. Кроме того, эти факторы оказывают влияние на сексуальное влечение, сексуальную активность и (косвенным образом) на сексуальное удовлетворение.

Психологический аспект сексуальности проявляется в чувствах, эмоциях, переживаниях, мыслях, фантазиях и определяется индивидуальным восприятием себя и партнера. Он характеризуется изменениями психического мира человека в процессе становления и развития сексуальности: формирования полового самосознания, полоролевого поведения и психосексуальных ориентаций и предпочтений, а также возрастной динамикой сексуальности в зрелом возрасте и инволюционном периоде.

Психосексуальное развитие – один из аспектов индивидуального психического развития. Он охватывает первые четыре возрастных периода становления и динамики сексуальности. Его окончание знаменует вступление в период зрелой сексуальности.

Хотя основы всех компонентов сексуальности закладываются при их становлении, половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации тесно взаимосвязаны и представляют собой динамичные структуры, меняющиеся не только в процессе их формирования, но и в течение всей последующей жизни.

Психологический аспект играет главенствующую роль в становлении половой самоидентификации человека в процессе развития.

Поведенческий аспект сексуальности описывает сексуальное поведение и тесно связан с психологическим и социальным аспектом. При обсуждении сексуального поведения сексуальные проявления классифицируются на «нормальные» и «аномальные».

Осознание ребенком своей принадлежности к мужскому или женскому полу формируется главным образом под влиянием психосоциальных факторов, поскольку половые отношения между людьми регулируются с помощью законов, запретов, а также общественного мнения, убеждающего нас в необходимости следовать в нашем сексуальном поведении принятым нормам.

Происходит становление гендерной идентичности, формирование всего репертуара гендерных сценариев и ролей, брачных и внебрачных стратегий. Претензии, ожидания, представления каждого пола о себе и другом поле, понимание гендерных ролей в данном обществе и установки на принятие или непринятие этих ролей включаются в социальную жизнь в соответствии с имеющими место в обществе неписаными гендерными «правилами игры». Гендерные роли, выражающие определенные социальные ожидания, проявляются в поведении в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Другими словами, гендерные роли рассматриваются как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.

Сексуальная культура в полной мере отражает этнические и религиозные особенности общества, а также своеобразие эпохи.

Чтобы лучше понять наиболее часто встречающиеся особенности национального характера, необходимы знания о том, в каких условиях шло формирование сознания личности, что является определяющим в ее нравственной  культуре.

Оценки «морального» или «правильного» различны у разных народов и в разные века. У каждого народа есть свой особый духовный внутренний мир, который отражает социальные, географические, этнические, языковые и другие особенности. Язык, религия, быт и нравы получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента. Понятие «культура» охватывает не только характеристику общества, но и индивидуальную культуру личности.

В этой сфере значимое место занимает культура чувств, культура отношений и сексуальная культура.

В позитивной психотерапии Носсрат Пезешкиан предложил разделить характерологические свойства на две группы: базовые (первичные) и поведенческие (вторичные) актуальные способности, которые развиваются из двух базовых способностей, присущих любому человеку: способности любить и способности познавать.

Первичные актуальные способности способствуют удовлетворению базовых потребностей человека, то есть создают внутреннюю гармонию, вторичные – удовлетворят запросам общества, то есть создают внешнюю гармонию.

В позитивной психотерапии эти универсальные  характеристики повседневных навыков, норм поведения, устремлений и мотиваций, называются актуальными способностями, которые проявляются в актуальных конфликтах. Дифференциально-аналитическая концепция Пезешкиана позволяет оценить как норму, так и аномалии характера, а также выявить причины явных и скрытых межличностных конфликтов.

Первичные способности (терпение, время, контакты, доверие, надежда, сексуальность/нежность, любовь, вера/смысл/религия) позволяют описать эмоциональное содержание ситуации.

Тогда как вторичные (аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, вежливость, искренность, усердие/деятельность, обязательность, бережливость, послушание, справедливость, верность) – поведение и конфликт ожидания. В зависимости от условий актуальные способности развиваются неравномерно и по-разному у разных людей (Пезешкиан Н., 1996). Каждая из них способна выступать в альтернативной форме и отражать аномалию развития характера: из них строится наше поведение и формируется характер.

С точки зрения теории позитивной психотерапии, все способности заложены в человека изначально, это неотъемлемые атрибуты человека, составные части, из которых состоит его личность. Актуальные способности в потенциальной форме заложены в человека от рождения в виде так называемых базовых способностей, способности к любви – установлению эмоциональных отношений и способности к познанию – установлению связей между событиями и явлениями. Результатом же воспитания являются степень развития и формы проявления тех или иных актуальных способностей человеком.

В отличие от психоанализа, который, как известно, придает сексуальности особое, почти сакральное, значение в происхождении, развитии и разрешении человеческих конфликтов, сексуальность в теории и практике позитивной психотерапии не является самой значимой частью поведения человека или какой-то отдельной ценностью. Она является лишь одной из 24 актуальных способностей, и не только инстинктом, но и заученным во внешних проявлениях поведением. На сексуальность влияют сфера социального обучения, развитие актуальных и базовых способностей, например сексуальное нарушение на фоне завышенных требований к пунктуальности или в связи с чрезмерно выраженной мотивацией к достижениям.

С точки зрения дифференциального анализа, различают: секс, сексуальность и любовь. Секс относится к телесным функциям; сексуальность – к особенностям характера, которые являются критериями симпатии и антипатии. Любовь – это отношение к носителю способностей, которого мы любим не за его качества, а просто самого по себе.

Отношение человека к собственному телу может быть открытым и смелым: человек может признавать свое тело или, наоборот, испытывать страх и недоверие к нему. Причиной такого отношения, как правило, является тот опыт, который человек приобрел в этой области в течение своей жизни.

В то время как секс базируется на физических качествах человека, сексуальность относится к его психическим, личностным и поведенческим качествам. В развитии сексуальности существенную роль играет пример родителей: их отношение к потребности ребенка в нежности и ласке и то, как влияла сексуальность на другие актуальные способности.

Сексуальность распространяется на качества и способности человека в той мере, в какой они касаются половых партнерских отношений. К ним относятся социальные нормы и актуальные способности.

Эмоциональное отношение, которое может быть направлено на целый ряд объектов в самых различных формах, называется любовью. Любовь – это свойственная каждому человеку способность устанавливать эмоциональные отношения с самим собой и со своим окружением. В развитии способности любить и быть любимым центральную роль играет пример родителей. Следствием способности к любви является признание человеческого равноправия и ответственности.

Любовь – контрольная и оценочная инстанция, оказывающая влияние на личную оценку секса и сексуальности. Она обладает уникальным свойством, которого нет ни у секса, ни у сексуальности: с человеком, которого любят, идентифицируются. Способность любить и быть любимым требует постоянного внимания к физическим и поведенческим признакам. Любовь в сочетании с сексом и сексуальностью подтверждает неповторимость человека.

Сексуальность, согласно теории позитивной психотерапии, не является, как впрочем, и все остальные способности, результатом привития этих способностей ребенку.

Если говорить о сексуальности и о ее проявлении, то придется признать, что она проявляется не в возрасте физического созревания, а присуща человеку и с самого раннего возраста, когда вся его телесность еще не разделена на несколько частей. Она – отражение связи со своим собственным телом. Ребенок в ходе своего развития и освоения этого мира узнает и осваивает также и внутренний мир, частью которого является и его физическое Я, его тело. В ходе этого познания ребенок узнает себя, пытается понять, что за тело ему досталось, что там и как в нем устроено. В связи с этим и для этого и существуют классические в нашей детской культуре игры «в доктора».

В ходе этих изысканий появляется определенный сенсорный опыт, который, конечно, предоставляет ребенку возможность обнаружить какие-то удивительные и приятные ощущения. Это просто физическое удовольствие, такое же, как и все остальные.

Понимание же особой роли определенных частей тела со специфическим к нему отношением обретается ребенком по мере выстраивания отношений со взрослыми, их реакцией к такого рода исследовательской активности ребенка.

Одной из целей позитивной психотерапии является выявление и изменение базовых концепций человека по отношению к своему телу, деятельности, социальным контактам, будущему (балансная модель) и расширение этих концепций, предоставление человеку большей свободы выбора.

Базовые концепции касаются обширных сфер поведения и охватывают всю личность в целом. Они фигурируют в отношении человека к самому себе, к партнеру, к группе и т.д. Эти концепции прививаются ребенку определенным опытом отношений и примером со стороны родителей. Родители, либо заменяющие их взрослые, становятся теми значимыми объектами, поведение и отношение которых является идеальной моделью, отправной точкой в познании мира и в формировании своего представления о нем. Такого рода познание не является прямым научением с присущими ему атрибутами в виде контроля и поощрения или наказания, а моделирование, простую имитацию, подражание конкретным формам поведения родителей и их отношения к чему-либо.

Таким образом, ребенок наблюдает, имитирует, а затем интериоризирует все поведенческие паттерны родителей, и их эмоциональные отношения ко всем доступным для наблюдения частям жизни и ее явлениям.

Одна из четырех концепций модели для подражания – это концепция «Я», которая включает в себя все представления человека о самом себе и эмоциональные отношения к разным частям этих представлений. Важной частью этой концепции является восприятие своей телесности и отношение к ней, составляющей которой уже и является сексуальность.

Если детям не особенно мешать, то они довольно неплохо начинают понимать, как они устроены, что у них в этом теле есть такого интересного, и как можно от всего этого получать удовольствие, раз уж тебе все это досталось. Но взрослые обычно препятствуют этому увлекательному процессу познания и получения удовольствия, и поэтому у ребенка в какой-то момент происходит отделение просто физической нежности, которая есть в отношениях между всеми людьми, между родителями и детьми в том числе от чего-то не очень приемлемого и принимаемого родителями, что позже получит название сексуальности.

Обычно дети неплохо адаптируются к поведению родителей и учатся пользоваться своей сексуальностью втайне от них. Но иногда родителям в значительной степени удается влиять на развитие сексуальности детей, тем самым сексуальность отграничивается от остальной телесности, и помещается в какие-то границы и рамки. Поэтому сексуальность может не просто не развиваться достаточно свободно и спокойно и не просто вводиться в определенные рамки, то есть регулироваться и дифференцироваться, а в прямом смысле подавляться. Поэтому часто у клиентов, имеющих трудности в сексуальной сфере, сексуальность развита недостаточно. Это выглядит по-разному, но во взрослости всегда выражается в нелюбви к сексу, отвращении к любым его проявлениям, в неспособности получать удовольствие от своего тела и от тела партнера.

Дети, в отличие от взрослых, очень чувствительны в эмоциональном смысле, для них важно не столько вербальное содержание сказанного, сколько его эмоциональный контекст. Это особенно важно в детстве, когда способность понимать, проводить аналогии и постигать все рационально находится в острой нехватке. Тогда ориентация на эмоциональный контекст опыта родителей спасает ребенка и покрывает его дефицит знаний и собственного опыта.

Таким образом, даже если на рациональном уровне ребенок не понимает смысла происходящего, он оценивает эмоциональный отклик родителей на то или иное событие, и затем встраивает его в свой внутренний мир и систему значимых отношений. Нередко родители не могут четко сформулировать цели воспитания. Носсрат Пезешкиан особенно выделил вторичный, наивно-первичный и двойственный типы воспитания. Этим трем типам соответствуют определенные формы конфликтной готовности, которые, однако, не обязательно приводят к открытым конфликтам.

Под наивно-первичным типом понимается одностороннее, недифференцированное (чрезмерное) акцентирование первичных и недооценка вторичных способностей. В основе такого развития лежат интуитивно-сенсорный поиск смысла жизни, сенсорное удовлетворение и фантазии. Традиции семьи служат гарантом привязанности и защищенности. Эмоциональные отношения, прежде всего, направлены на «Я», «Ты» и семью.

Аналогично ориентирована и структура потребностей, которые, как зеркало отражают приоритетные связи, преобладавшие в процессе воспитания и заимствованные у значимых персон. Для сохранения значимых отношений и увеличения доверия, демонстрируется вежливость, подчас кажущаяся льстивой и неприятной.

Следует выделить «сексуально-выжидающий», «наивно-религиозный», «информирующий», «претенциозный», «жалостливый» типы реакций. Могут быть предъявлены жалобы на сексуальные дисфункции.

В основе вторичного типа лежат вторичные способности. Средства познания действительности ограничиваются до логики, которой подчиняются смысл и интуиция. Здесь значительный вес приобретают традиции, когда они служат направляющей линией или основным критерием. Согласно ориентации вторичного типа на достижения, предпочтение отдается тем социальным отношениям, которые способствуют способности к достижению.

К разновидностям вторичных реакций относится: «успешный тип», «перфекционист», «сексуально-активный тип», «скептик-интеллектуал», «ханжеский тип». Могут быть предъявлены жалобы на преждевременную эякуляцию и вялотекущий оргазм.

Суть смешанного типа заключается в сочетании непоследовательности предъявления требований к ребенку с отсутствием эмоционального контакта с ним и характеризуется двойственными связями воспитания: первичные и вторичные способности непоследовательно акцентируются одним или несколькими лицами, воспитывающими ребенка.

Они ведут себя противоречиво и ориентируются на тенденции наивно-первичного и вторичного типа реагирования. Их действия по отношению к ребенку непоследовательны. В ситуации «двойного принуждения» ребенок не может выработать поощряемого стиля поведения.

И как результат двойственного воспитания – вырастает «нерешительный» и «неуверенный» тип, «сексуально-разрядочный», который любит партнера до тех пор, пока у него есть чувство, что тот ему принадлежит, «разрядочный невротик» (временное повышение активности чередуется с внезапным ослаблением ее), «вечный искатель» (противоречивое отношение к религии).

В позитивной психотерапии для описания одного из аспектов модели для подражания используется так называемая концепция «Ты». Она представляет собой набор представлений человека (которые переносятся из родительской семьи) о том, как должны складываться отношения между партнерами в семье.

Если говорить о наших культурально обусловленных трудностях, то, конечно, эти трудности связаны, в том числе, и с лингвистическими особенностями нашего языка. В русском языке нет слов, позволяющих описать на приемлемом эмоциональном уровне сексуальную жизнь человека вообще. Есть несколько категорий таких слов, каждая из которых обладает специфическим эмоциональным контекстом.

Первая категория слов – это терминология специалистов в области сексологии и сексопатологии. К реальной человеческой сексуальной жизни они не имеет никакого отношения.

Есть другая часть лексики для описания секса, которую называют ненормативной.

Есть ещё одна часть лексики – инфантильно-наивная терминология, которая, собственно, чаще всего используется людьми в нашей культуре для описания и достижения договоренностей в сексуальной жизни. Вот из этих довольно ограниченных вариантов доступной лексики, каждой паре приходится составлять приемлемую для нее терминологию, чтобы говорить о сексе, учиться обсуждать сексуальную жизнь и эффективно, в смысле с удовольствием, взаимодействовать в постели.

Если говорить о сексуальности, то у нее, как и у любой другой человеческой актуальной способности, есть разные степени развития. Как любая другая актуальная способность, сексуальность может быть развита от практически нулевых до чрезмерных значений.

Для обозначения асексуальности, снижения сексуальности используется термин гиполибидемия. В общем, дефицитарная сексуальность – это недостаточный интерес к сексу, недостаточная в нем заинтересованность, неспособность получать удовольствие от собственно самого процесса физического сексуального взаимодействия со своим партнером или со своим собственным телом, если этого партнера нет. Существует целая цепь состояний в отношении к сексу: от полного неприятия и отвращения до другой крайности, когда секс является главной составляющей и смыслообразующей частью жизни и его значение абсолютизируется.

Мысль о том, что «во всем желательна умеренность и, что любая вещь, доведенная до крайности, становится источником зла», относится в равной мере и к сексуальности тоже. Человек не может заниматься сексом на протяжении всей жизни в одинаковой степени интенсивно. Ценность сексуальности относительна, а человек склонен ко всему привыкать и адаптироваться. Поэтому очень важно уметь не просто удерживаться в границах использования сексуальности, но и получать удовольствие от сексуальной жизни.

В оценке формирования личностного смысла и личностных ценностей особый интерес представляет транскультуральный подход. Носсрат Пезешкиан выделил две принципиально различные по ориентационным приоритетам культуры: западную и восточную, которые способны как сформировать особые устремления отдельного человека и общества, так и создать условия для переработки внутриличностных и межличностных конфликтов.

Согласно концепции дифференциального анализа, приоритеты (ценности) человека или культуры (этноса) могут быть сосредоточены в четырех областях: «Тело/Ощущения», «Достижения/Деятельность», «Контакты/Семья», «Фантазии/Будущее».

В приоритеты, обозначенные условно «Тело» включаются такие ценности, как физическое и психическое самочувствие, внешняя привлекательность, сексуальность, удовлетворенность количеством и качеством сна, принятия пищи.

Вследствие развития данного приоритета в процессе воспитания вырабатываются, например, такие свойства характера, как: чистоплотность, сексуальность, стремление к физическому и психическому комфорту. К приоритетам, названным «Достижения» относятся отношение к работе, ее престижности, авторитетности, карьерные ценности. На их основе формируются, например, бережливость, пунктуальность, послушание, надежность.

Основными ценностями в сфере «Контакты» становятся доверие, терпение, любовь. В приоритетность «Фантазии» включены становление ценностей религии, творчества, интуитивных способов жизни. Ценности человека являются составляющей частью как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону, а образ жизни – повседневную, материально-практическую сторону. Любую культуру можно рассматривать как традиционный образ жизни, выраженный в специфическом наборе обычаев, институтов и артефактов.

«По моим наблюдения, сделанным более чем в двадцати культурах, пишет Носсрат Пезешкиан, в Европе и Северной Америке на первом месте оказываются ценности из области «Тело» и «Деятельность», в то время как на Востоке прослеживается тенденция доминирования областей «Контактов», «Фантазий» и в меньшей степени «Тела».

Западная модель приоритетов (ценностей) ориентируется на ценности сохранения собственного здоровья, внешней привлекательности, сексуальности, карьерном росте, престижности. Приоритеты заставляют изменять жизнь и отдавать этим сферам основную часть энергии, сил и времени. Восточная модель приоритетов нацелена в первую очередь на контакты между людьми, близкие эмоциональные отношения, поиск смысла жизни. Эти области становятся значимыми.

Каждая актуальная способность в отдельности, как и характер в целом, проявляется в тех же четырех измерениях, в которых они развивались. Так, например, сексуальность физически проявляется в сексуальном акте («Тело»); иногда является способом достижения внесексуальных целей, например, «карьерный рост» («Деятельность/достижения»); может являться способом коммуникаций («Контакты»); занимать определенное место в системе ценностей и убеждений («Будущее/Фантазии»).

В нашей культуре родители не склонны формировать позитивного отношения к сексуальности, поэтому чаще формируется скорее отрицательное, либо нейтрально умалчивающее, табуирующее упоминание этой темы вообще.

Конечно, нельзя говорить о сексуальности, выдергивая ее из контекста человеческих отношений. Сексуальность– это одна из способностей человека и она тесно связана с проявлением других актуальных способностей, например с чистоплотностью.

Чистоплотность, как способность поддерживать свое тело в чистоте, значительно влияет на то, насколько проще или сложнее будет становиться сексуальная жизнь человека в современных культуральных условиях.

Доверие – это одна из способностей, которая тесно связанна с сексуальностью, потому что ты должен как-то доверить свое тело и удовольствие, которое оно получает, другому человеку. Поэтому очень часто люди, имеющие вроде как неплохо развитую сексуальность саму по себе, хорошо знающие свое тело и умеющие доставить себе удовольствие, совершенно не могут получить этого удовольствия в сексуальной жизни с партнером.

Конечно, несмотря на то, что, благодаря примеру и модели поведения наших родителей, сексуальность бывает развита в определенной степени к окончанию пубертата, потом мы имеет возможность эту способность развивать так же, как и любые другие актуальные способности.

Поскольку она относится к так называемым, первичным актуальным способностям, которые развиваются не столько благодаря научению, сколько благодаря примеру и моделированию, то для этого, как минимум, нужен другой человек. Поэтому, если эта способность не была в достаточной степени развита в ходе воспитания родителями, то она потом может быть прекрасно развита посредством общения с другими людьми.

Позитивная сексуальная психотерапия находит свое применение в индивидуальном, парном консультировании и терапии сексуальных нарушений.

Отличительной чертой аналитической методологии позитивной психотерапии является дифференциальный анализ, позволяющий определять те способности, которые сосредоточены в области конфликтогенных сфер, с тем, чтобы мобилизовать физические и духовные возможности человека, его способности к интеграции. Это достигается посредством пятиступенчатой терапии.

Пятиступенчатая техника в позитивной психотерапии является терапевтической стратегией, лечебные аспекты которой взаимосвязаны с семейной терапией и самопомощью. Эти пять ступеней включают в себя:

1) наблюдение/дистанцирование;

2) инвентаризация;

3) ситуативное поощрение;

4) вербализация;

5) расширение системы целей.

В ходе терапии мы достаточно часто касаемся темы секса посредствам открытия этой темы для обсуждения. Мы учимся говорить об этом, смеяться над этим, обсуждаем самые разные детали сексуальности и сексуальной жизни, учимся проговаривать слова интимной жизни, превращая сексуальность из недоступной и нелегальной вполне себе в привычную часть своей жизни, объект, доступный наблюдению. Цель терапии – показать взаимосвязь сексуальности с разными сторонами жизнедеятельности. Возможным результатом такой работы могут быть различные осознания. Ведь становятся нормой свойственная многим занятым людям тенденция игнорировать свои телесные ощущения, потребности, в том числе и сексуальные,  склонность удовлетворять социальные потребности за счет сексуальной активности,  попытка «решить» проблему одиночества (несовершенства) путем частой смены партнеров. Визуализация модели сексуальности в четырех предложенных измерениях – стимул для рефлексии и возможной внутренней работы по гармонизации взаимосвязи разных сторон жизнедеятельности личности.

Позитивная психотерапия позволяет выявлять и разумно идентифицировать причины, лежащие в основе проблемы, связанной с сексуальностью, преодолевать существенные дефициты в навыках и умениях, прорабатывать внутренние конфликты и устранять психодинамические страхи. Целенаправленная работа в методе позитивной психотерапии способствует формированию зрелой сексуальности, улучшению психосексуального здоровья личности, профилактике психосексульных и семейных проблем и повышению качества жизни.