№4 Сексуальное пространство: просвещение и образование

 

КАЩЕНКО Евгений Августович 

— доктор социологических наук, профессор,

зав.кафедрой сексологии, ученый секретарь РНСО

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕКСОЛОГИИ

Прошло около сотни лет с тех пор, как Николай Бердяев заявил о том, что «вопрос о поле и любви имеет центральное значение для всего нашего миросозерцания». Но до этого и век спустя данный вопрос так и остается в этом центре: мы созерцаем, наблюдаем, занимаемся, замалчиваем и стыдливо мечтаем об «ЭТОМ», стесняясь произносить вслух слово «секс». В результате: низкая сексуальная информированность населения, рост сексуально мотивированных преступлений, по числу абортов и «молодых мам» мы впереди планеты всей, СМИ третируют зрителей и читателей маньяками, педофилами, не толерантным отношением к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией, федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не допускает изображения или описания действий сексуального характера детям в возрасте до 16 лет.

Почти столетие ученые, педагоги, воспитатели, психологи, сексологи говорят о необходимости создания системы половой социализации в стране. Иначе и невозможно, так как формирование высокого уровня сексуальной культуры и повышение качества сексуального здоровья — одно из условий здорового и безопасного образа жизни. Но вот парадокс: разговоры идут, а организации полового просвещения школьников нет, сексуальное образование родителей и педагогов не проводится, половое воспитание в семье не меняется, половая социализации граждан России оставляет желать лучшего.
Жизнь диктует нам новые правила, условия, законы и их претворение. В Европе XXI века появились: сексологи-психотерапевты, хирурги-специалисты по сексуальному здоровью, врачи-специалисты по сексуальному здоровью, сексологи-консультанты, сексологи-исследователи, антропологи-сексологи, социологи-сексологи, философы-сексологи, педагоги-сексологи. Они преподают, исследуют, оказывают помощь, лечат, изучают, консультируют, получают правительственные заказы, общественные и персональные гранды, финансируются из разных источников, проводят масштабные проекты и публикуют результаты своей работы.
Шагая по своему пути с учетом особой сексуальной культуры и менталитета, Россия начала XXI века пытается изменить отношение к проблемам, сформулированным учеными Российского научного сексологического общества:
• Актуальна ли массовая подготовка консультантов, педагогов-сексологов и психологов-сексологов в нашей стране?
• Какова концепция организации сексологического образования в России?
• Что собой должна представлять модель половой социализации?

Причин негативного отношения к сексологии в нашем государстве несколько:
— Историческая принадлежность общества к православию, табуирующему тему секса. При этом исповедовать, помогать грешному священники берутся, но запрещают пастве посещение психологов и сексологов.
— Власть имущие в большинстве своем люди инволюционного возраста, со сниженной в силу естественных причин сексуальной активностью. С возрастом они забыли о потребностях юности, перегорели в зрелости и бессознательно ломают жизнь молодежи.
— Половое просвещение и воспитание всегда было направлено на детей. Здесь сломали сотни копий практически все, кто брался за это направление. Почему? Потому что взрослые брались просвещать детей, будучи невежественны сами.
Не случайно первая идея концептуального взгляда на проблему звучит так: «Учить надо взрослых людей!»
С сексуальным образованием в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация: оно отдано на откуп врачам, словно они единственные специалисты, способным донести до населения информацию, знания, привить умения и навыки половой жизни. Привычные для России парадоксы: полиция сама себя защищает, чиновники для себя принимают законы, медики себя же лечат, — а люди… живут!
В России историческое преимущество оказалось у врачей-сексологов – единственных, чья специализация официально закреплена и утверждена. В 2013 году отмечается даже 50-летие сексологической службы. До 1988 года они находились, мягко говоря, на «нелегальном положении», назывались «сексопатологами», с 2002 года – врачами-сексологами. На их плечах лежат до сих пор задачи не только лечения, но и просвещения, психотерапевтической помощи, образования. Именно врачи ездили по стране с лекциями о сексе от общества «Знание», именно они вводили курс «этика и психология половой жизни», именно они писали первые книги о сексуальности…
В конце ХХ века стали востребованы хирурги-специалисты по сексуальному здоровью, соединившие свои умелые руки и пластику половых органов. К сократившемуся в 90-е годы корпусу сексопатологов поспешили на помощь андрологии, урологи, гинекологи, психологи, но их знания в области сексуального здоровья требовали более широкой квалификации. Врачи-сексологи составили ядро педагогического корпуса, который стал передавать им свои знания.
Вторую идею нашего концептуального взгляда на проблемы организации сексуального образования можно сформулировать так: «Необходимо использовать накопившийся положительный опыт врачей-сексологов для сексуального образования других специалистов».
Благодаря собственному энтузиазму, настойчивости отдельных личностей и пониманию некоторых диссертационных советов в области философии, социологии, культурологи, истории и психологии появилась неравнодушная группа сексологов в нашей стране. Доктора и кандидаты наук, предметом исследования которых было проявление сексуальности, в этом смысле назвали себя сексологами. Таких ученых в разных дисциплинах можно пересчитать по пальцам.
Пять лет назад группа ученых РНСО, в числе которых были профессора С.Т.Агарков, Е.А.Кащенко, Н.Д.Кибрик, И.С.Кон, А.А.Ткаченко, Л.М.Щеглов и другие специалисты в области сексологии, организовали курсы повышения квалификации для психологов. Именно эта категория специалистов оказалась наиболее восприимчива к профессиональной информации о сексуальности. Так как консультирование, оказание психологической помощи клиентам требовали знаний о половых отношениях (до 50% психологических проблем связаны с вопросами сексуальности. Согласно приказа Минздрава, возникла потребность в парном приеме врача-сексолога и психолога-сексолога, так как подавляющая часть обращений за врачебной помощью (до 80%) составляли сексуальные расстройства психогенного характера. Курсы РНСО стали готовить специалистов-психологов со знаниями сексологии, так как система подготовки врачей-сексологов к тому времени уже существовала. Возможности РНСО на тот момент не позволяли организовывать более двух наборов групп психологов для очного обучения, а сегодня организованы очные и дистанционные курсы для психологов-сексологов, где учатся специалисты из Воронежа, Иркутска, Екатеринбурга, Ростова на Дону, Санкт-Петербурга, Смоленска и др.городов. Однако и эти психологи выпадали из сложившейся в стране системы обучения: не было и нет специализации психолог-сексолог, силами РНСО оказалось сложно проводить профессиональную переподготовку по данной специальности, ученые советы по психологии с большим недоверием относятся к темам, где заявлены предмет или объект, связанный с психологией сексуальности. Все это наводит на третью идею: «Необходимо вводить новую специализацию в области психологии – «психолог-сексолог».

Практика обучения привела к созданию специальной литературы для детей и подростков, появлению учебных пособий: «Социогенез», «Онтогенез», «Психогенез» сексуальности, изданных учеными РНСО. Создание кафедры сексологии, куда стали обращаться филологи и историки, культурологи и философы, социологи и физики — специалисты «не психологи» (!) подтолкнуло к появлению социальной программы «Половая социализация развивающейся личности», согласно которой ученые РНСО могли бы готовить консультантов и педагогов в области сексологии. Организовать курсы повышения квалификации не составило большого труда, так как эти люди получали только часть знаний психологов-сексологов и не претендовали на изучение специальных методик и умение применять на практике психологические приемы и знание секс-терапии. Мы предложили данную программу ряду учебных заведений Москвы, занимающихся подготовкой педагогов. Но нас не услышали. Не исключено, что на это повлияла развернувшаяся кампания по сжиганию «сексуальных энциклопедий», ни одна из которых не было написана отечественными учеными! А кому было писать, если в стране не существует педагогов-сексологов?! Низкая сексуальная осведомленность, неумение говорить с детьми на сексуальные темы, незнание мер по формированию сексуальной культуры молодого поколения – это лишь некоторые проблемы, которые можно решить с появлением профессионалов на педагогическом поле со знаниями основ сексологии. К сожалению, в школах напуганы прошлым опытом дилетантов полового просвещения и табуируют тему «секса» еще агрессивнее, чем в советские времена. Однако мы считаем, что «необходимо сексуальное образование для педагогов и подготовка кадров по специализации «педагог-сексолог» или «консультант-сексолог». Именно они, со временем, смогут донести молодежи сексологические знания в необходимом объеме. В этих целях на кафедре сексологии организовано дистанционное обучение по курсу «Основы сексологии» и созданы мобильные группы педагогов РНСО, готовых выехать в регионы и организовать там краткосрочные образовательные курсы.
Мы предлагаем свою программу половой социализации взрослых и детей, суть которой сводится к образованию взрослых, способных просвещать и воспитывать детей. Она включает следующие этапы:
• Работа с родителями, у которых дети в возрасте от 6 до 12 лет.
• Половое просвещение подростков от 12 до 16 лет.
• Половое просвещение и образование молодежи.
• Сексуальное образование педагогов, психологов и воспитателей.
• Повышение квалификации специалистов: врачей, психологов, педагогов, юристов, консультантов.
• Помощь и поддержка для родителей.
Для этих целей РНСО предлагает курсы повышения квалификации, два состава преподавателей, способных проводить сексуальное образование и учебную литературу для каждого возрастного этапа:

В перспективе: магистратура и профессиональная переподготовка, появление новых специализаций и диссертационных советов по психологии сексуальности, создание национального института сексологии — не только коммерческой организации, которую планирует в 2013 году организовать РНСО, а государственного учреждения (с кафедрами медицинской, судебной, социокультурной сексологии и психологии сексуальности, центром сексуального здоровья, научно-исследовательской лабораторией и т.д.).
В ближайшие годы обязательное сексуальное образование планируется ввести во всех странах, подписавших «Европейскую социальную хартию». Однако в России сексуальное образование до сего дня имеет больше декларативный характер, когда с трибун звучат слова о необходимости подобного просвещения и воспитания, реально же проблема отдана на откуп одной общественной организации и ряду энтузиастов (без экономических и финансовых субсидий, без организационной и материальной помощи и т.д.). Хотелось бы, чтобы государство не игнорировало проблемы сексуального образования и просвещения, а повернулось лицом к сексологии.
То, что сексологов не зовут на совместные мероприятия со специалистами, не привлекают к работе над значимыми документами, а руководители-чиновники, по сути , избегают встреч и разговоров с сексологами, а то и просто игнорируют предложения РНСО по подготовке педагогов в сексологии — это только часть проблемы. Самое главное, конечно, решение должно приниматься на государственном уровне — на уровне Министерства образования РФ, Департаментов образования Москвы, Федерации психологов образования России.
Хочется надеяться, что дело сдвинется и сдвинется в самое ближайшее время.