№6 Половое просвещение

  РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАБОЛЕВШЕМ

КАЩЕНКО Евгений Августович

– доктор социологических наук, профессор,

заведующий кафедрой междисциплинарной сексологии факультета психологии ГЭТИ,

г.Москва

 Прежде чем рассуждать половом просвещении вопросе, стоит определить эту основную дефиницию, под которой подразумевают ознакомление с информацией о сексуальности и часто называют сексуальным просвещением. Видов и способов подачи такой информации множество, как и ее качества. Вот последнее-то и вызывает возмущение противников полового просвещения, которые часто говорят об ознакомлении с сексуальностью, как о практике пользования презервативом или способах совершения полового акта. Но это все равно, что учить задувать свечки, вместо изучения религиоведения.

 Невежество это или заблуждение? Трудно судить, но вспоминаются слова Жан-Жак Руссо о том, что «никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими».

Оптимальный взгляд на половое просвещение, предложенный специалистами ООН, звучит примерно так: половое просвещение есть соответствующий возрасту и культуре подход к связанному с половой жизнью и сексуальными отношениями преподаванию, обеспечивающему передачу и усвоение научной, реальной и объективной информации. Половое (сексуальное) просвещение дает возможность осмыслить собственные ценностные ориентиры и взгляды, приобрести навыки принятия решений, ведения диалога и снижения рисков, связанных со многими аспектами сексуальной жизни. И проводиться оно может только с учетом национального менталитета.

Поэтому все гораздо сложнее и шире, так как преподавание «про это» включает виды сексуальной культуры и стратегии полового поведения, нормы, ценности, установки, традиции, принятые в сексуальности, межличностные отношения и этику взаимоотношений мужчин и женщин на различных возрастных этапах. Физиология половой сферы – чаще только разовая лекция, где идет ознакомление с репродуктивной сферой и вопросами интимной гигиены. А девиациям уделяется то количество времени, которое необходимо для осознания разницы между нормальным и извращенным поведением в сексуальности. Гораздо труднее найти, почувствовать грань между эротикой и порнографией, определить критерии того и другого. Немалое время должно быть предоставлено типам, видам, характерам людей, изучению гармоничных отношений и выработке жизненной позиции по отношению к различным явлениям сексуальности, религиозным, светским, национальным и моральным ценностям в деликатной области знаний.

В российском менталитете живет исключительная скромность и стыдливость рядом с хамством, пошлостью и невежеством. Грамотная оценка этой ситуации под влиянием на отечественную сексуальную культуру различных цивилизаций, средств массовой информации, интернета, социального окружения – вот первостепенное условие достойного полового просвещения. А типичные для невежд запреты, легкомысленные утверждения «С возрастом дети поймут», «Мы обошлись, и подростки смогут» формируют в обществе прямую угрозу семьи, партнерским отношениям, плодят к зрелости клиентов для психологов, пациентов для сексологов, несчастную паству для церкви. Выбирая путь отторжения сексуальной грамотности, мы губим себя и наших близких. Предлагая профессиональные знания о поле, даем перспективу радостному общению, счастливому будущему, устраняем комплексы, указываем нравственные ориентиры.

Во все времена вполне понятна позиция большинства церквей, которые против полового просвещения. Этот консервативный институт просто обязан быть оппонентом в решении вопроса «быть или не быть» сексуальной грамотности. Сотни лет по священным книгам-«учебникам» с четкими указаниями действий преподают так называемый половой вопрос; усваивают поощрения и наказания за отступления от принятых заветов и норм; священники выслушают, дают советы, наставления или порицания. Интересно, что с Библией и Кораном знакомы практически все ученые-сексологи, а учебники по современной сексологии священники не считают нужным читать. Конечно, это право каждого. Но все до поры до времени. Как и бывшее сопротивление освоению космоса, изучению компьютерной грамотности, овладению психологическими методами и техниками помощи людям…

В современном общественном мнении сложились две основные позиции по отношению к половому просвещению. (Попытка их перечислить есть в интернете: Понкин И.В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации. – URL: http://www.ni-journal.ru/rez/8831581f в журнале «Национальный интерес» института национальной стратегии реформ). Сторонники одной говорят о технической стороне секса: где, как, сколько раз, – т.е. это основные вопросы, которые подвергаются критике их оппонентами. Сторонники второй точки зрения на половое просвещение акцентируют внимание на морально-нравственной стороне. В их аргументах чаще звучат понятия «любовь», «чувство» и вопросы: кто, когда, почему?

Эти два полюса никогда не придут к примирению!

Причина – банальная: обе стороны игнорирую проблему единства телесного и чувственного компонентов. А именно в этом заключается проблема. И решение ее – в третьем пути: в единении духовного и физиологического, нравственного и телесного. Чаще всего на одной стороне баррикад люди с религиозными взглядами, а на другой – с биологическим подходом. Объединить их сложно, но можно – через социокультурную концепцию сексуальности, где любовь – стержневое понятие. Или пойти еще вперед и освоить идеи приверженцев тривиумального подхода, где учитываются в единстве соматосексуальное, психосексуальное и социокультурное развитие. Именно здесь соединяются в одно русло разные потоки, формируя ключевую концепцию, где господствует гармоничное единение души и плоти в социокультурном окружении.

Абсолютно справедливо, что изучение поз по Камасутре, тренировка влагалищных мышц, поглаживание или наращивание пениса, натягивание кондомов и разглядывание порнокартинок, освоение техники орального и анального секса – не лучший, а чаще тупиковый путь в получении информации. Некоторые специалисты называют это направление «практической сексологией» – частью большего. Но почему противники полового просвещения видят только это направление? Да потому, что «шарлатанов от сексологии» стало очень много на экранах ТВ, потому что такие занятия дают организаторам быстрые и легкие деньги, потому что СМИ на своих шоу формируют фантастическую сексапильность, далекую от реальной жизни. Технике секса учить намного легче, чем формировать высокий уровень сексуальной культуры.

Половое просвещение – это тяжелый труд, которому нас никто прежде не учил. Между тем, в ряде стран, особенно на Востоке, этой проблеме уделяли внимание столетиями. Есть интересный опыт в Германии, Великобритании, Финляндии и других странах. ООН разработана специальная программа, где учитывается этот положительный опыт. Согласно нему программы эффективного полового просвещения могут:

  • сократить неверную информированность;
  • увеличить объем достоверных знаний;
  • прояснить и укрепить позитивные ценности и взгляды;
  • развить навыки, позволяющие принимать информированные решения и действовать, исходя из них;
  • получить более широкое представление о групповых интересах сверстников и о социальных нормах;
  • повысить уровень общения с родителями или другими пользующимися доверием взрослыми.

В нашей стране – свое, как всегда особенное, отношение к интимной сфере. Но взять лучшее и сложить с тем, что можно сделать в нашем обществе можно и нужно. Специалисты в области сексуального просвещения в нашей стране сосчитаны на пальцах. Профессионалов в области детства и юношества попросту нет в этой деликатной сфере. В лучшем случае самобытные интересные личности, которым небезразлично будущее подрастающего поколения. Но без участия ученых-сексологов эти люди способны только ухудшить ситуацию, а не овладеть ею (как, например, произошло с известными «сексуальными энциклопедиями» Н. Фроловой).

 Спросите себя, владеете ли Вы сексуальной лексикой? Способны про «это» рассказать своему ребенку, если он спросит? Можете ли поговорить с любимым человеком о ваших сексуальных отношениях без мата? Знаете ли Вы свои возрастные проблемы, кризисные этапы, особенности предстоящего климакса (о котором Вас могли, но не сумели, предупредить родители)? Что надо делать, если пропадает эрекция, которая прежде не подводила? Почему женщина требует оргазма? Куда пропало сексуальное влечение и как теперь себя вести? Вопросов наверняка будет больше, чем правильных ответов. А мы читаем статьи сторонников запрета полового просвещения. Директора школ бояться приглашать сексологов. В государственных психологических центрах сексологов нет. Родители молча кивают головой и получают очередные запреты или молчаливое равнодушие.

Чтобы половое просвещение было, и было достойным, необходимо в первую очередь самим взрослым повысить сексуальную грамотность. Серия книг «Откровенный разговор про это» всю проблему не решит. На это уйдут годы, если не десятилетия при сегодняшнем шквале законодательных запретов и отсутствии действенного участия государства в данном направлении работы. Именно государство может создать телефоны доверия, бесплатные консультации сексологов для населения, подготовку грамотных специалистов педагогов-сексологов и журналистов. Сегодня, кроме как у врачей-сексологов, которые призваны лечить, нет ни одной официальной должности в государственных структурах, где кто-то отвечал бы за вопросы связанные с сексуальностью. Музеи и выставки эротики, театральные постановки, выпуск газет и телепрограмм про это, научные форумы по сексуальному образованию создают и организуют в нашей стране только энтузиасты.

Правильный лозунг «сексуальное воспитание и просвещение должно проводиться в семье» выглядит лукавым закрытием темы. В семье о сексе говорить не принято, родители с детьми общаться на «эти» темы не умеют, старики давно плюнули на свою сексуальность. Замкнутый круг получается, на который одни ополчились, другие – боятся, и ничего не могут понять третьи. Одно время было много сторонников полового просвещения. Когда убедились, что им должны заниматься профессионалы, которых на всю страну не хватает, число противников возросло. По статистике сторонников и противников полового просвещения сегодня примерно 50 на 50 процентов. И ситуация не меняется в лучшую сторону.

В этих условиях действует небольшая горстка людей из Российского научного сексологического общества, которая не столько говорит и спорит, сколько инициирует и создает. Например, серию книг «Откровенный разговор про это» для взрослых, детей и подростков. Плюс очные и дистанционные курсы по обучению психологов-сексологов, педагогов-сексологов и родителей. Переподготовку и второе высшее образование по сексологии. Участие в просветительских теле- и он-лайн передачах. Статьи и публикации в Интернете. Много чего, но мало в действительности. Для нашей страны этого мало…

Полтора века назад Федор Михайлович Достоевский отмечал устами Ивана Карамазова, что «множество русских… только о вековечных вопросах говорят в наше время». Гений писателя отметил черту народа, который и сегодня, собираясь как прежде по трактирам, а сегодня – в интернете, только и делает, что говорит. Говорим и мы и о половом просвещении. А когда и кто работать будет? В современном стремительном информационном мире лучше будет всем, когда в интернете появится профессиональная информация о сексуальности, когда исследования будут достоверными, когда новые знания будут доступными большинству.