№2 Психосоциальная матрица

РОЗИН, Вадим Маркович

Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник

Института философии РАН

ЛИСТ ОЖИДАНИЯ. СЕКСУАЛЬНОГО

Работая в Интернете, я случайно попал на сайт «Путешествия», прочел несколько объявлений о попутчиках и был поражен. Вот навскидку три первых попавшихся на глаза.

«Все равно куда, с 18 Декабря 2011 по 15 Февраля 2012.

Фото (0).

 Сvetlana, 29 лет, Россия, Москва.

•          Ищу попутчика в возрасте от 28 до 40 лет.

•          Материальная поддержка: хочу найти спонсора.

•          Цель поездки: Романтическое путешествие.

Рассмотрю достойное предложение от мужчины-спонсора. Отвечу только на письмо с фото. Пишите мне на почту: caracvati81@mail.ru. (Тупые, эконом-отдых и примитив – в мусорку).

16 Декабря 2011 22:01. Ответить. Ответов (1)»

«Все равно куда, с 19 Декабря 2011 по 1 Февраля 2012.

Фото (2).

 Marina R, 24 года, Россия, Москва.

•          Ищу попутчика в возрасте от 28 до 40 лет.

•          Материальная поддержка: хочу найти спонсора.

•          Цель поездки: Романтическое путешествие.

Составлю компанию интересному, доброму, тактичному мужчине. Интересует Европа на 3 – 5 дней. Шенген открыт. Или Азия (Китай и Гонконг). (Рассмотрю только достойные предложения + Ваше фото). Мат. поддержка обязательна. Пишите на milanroma@inbox.ru, здесь я не… Далее. 16 Декабря 2011. 21:53. Ответить»

«Малайзия, с 20 Декабря 2011 по 20 Января 2012, на 8-14 дней.  

«Фото (2).

Олег, Россия, Москва.

•          Ищу попутчицу в возрасте от 20 до 30 лет.

•          Материальная поддержка: готов стать спонсором.

•          Цель поездки: Романтическое путешествие.

Доброго времени суток! Приглашаю хорошую, интересную девушку, обязательно москвичку и некурящую, для совместного отдыха на острове Борнео, отель Shangri-la 5*. Перелет Emirates. P.S. Объявление не для профессионалок.

16 Декабря 2011 19:58. Ответить.          Ответов (1)»           

На первых двух фото милые молодые, достаточно красивые девушки, похоже, офисные работники московских (Санкт-Петербургских и пр.) фирм, вполне вероятно, приехавшие из провинции (сейчас таких в столице пруд пруди).

Я оторопел. Как так, думал я. А если урод, а если сексуальный маньяк, а если просто жулик или бандит, торгующий наивными провинциалками? Ведь можно испортить всю жизнь. И что, если не будет никакого желания с ним спать, а не спать нельзя – заплатил за весь отдых, да и просто может бросить в этом Гонконге, останешься одна, без языка, денег и защиты… страшно подумать…

Но тут же я сам себе возразил, мысленно воспроизводя аргументы моих офисных дам. «Ну да, рискованно. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Мне обязательно нужны деньги на отдых, а они сами не знают, куда их девать. А здесь пойдут на пользу. К тому же этот офис надоел до тошноты: одно и то же каждый день, механическая работа до самой ночи, сальные взгляды генерального, а надо держаться, не подавать виду. И устаешь до чертиков. Ничего не хочется, никого не хочется видеть. А расслабишься, все равно никто тебе не посочувствует. Для каждого своя рубашки ближе к телу, подтолкнут быстрее идти ко дну, конкуренция.

А тут надежда. Новый год, море, рестораны, возможно, если повезет, и любовь. Завралась, конечно, всего лишь секс, какая там любовь за деньги. Но, вдруг, повезет, вдруг, настоящее. Так хочется. Ну, да, рискованно. Но я буду осторожна, десять раз проверю, прежде чем дать согласие. Приму все предосторожности, поставлю спираль, заставлю его надевать каждый раз (а вдруг не захочет), ну, ладно, продублирую таблетками, в конце концов, возьму какие-то деньги на обратную дорогу.

К тому же и он рискует, а что если и я “пиранья окуловна”, как себя представляет одна из наших девушек в Интернете?» (Я, конечно, не проводил обследования, но и так понятно, что часть девушек, дающих подобные объявления, таким способом живут за счет «попутчиков» или зарабатывают деньги.)

В этом отношении они не столько «пираньи окуловны», сколько продавцы, торгующие сексуальностью. В последнюю входит и нужное клиенту времяпровождение, и собственно секс, и представительство на людях, даже имитация определенных аспектов семейной жизни. Именно поэтому иногда (а скорее очень редко) на почве торговли сексуальностью может возникнуть и подлинное чувство.

Все логично, подумал я, но в голове не укладывалось прочитанное, девушек было жалко. Почему-то по ассоциации вспомнил поразивший многих в конце 70-х рассказ Георгия Семенова «Фригийские васильки». Там герой, уже немолодой холостой мужчина, влюбляется в совершенно незнакомую юную девушку, которая отдается ему и проводит с ним отпуск, а потом, так же, как появилась, неожиданно и неизвестно куда исчезает. Герой понимает, что его просто использовали. С одной стороны, героиня рассказа олицетворяет собой мечту и осуществление несбыточного, а с другой – в ее поведении приоткрывается что-то ужасное. Семенов за два десятилетия до нашего времени гениально угадал черты нового эгоизма и новые буржуазные отношения людей (или все это было уже?)

Вспомнил я и другую вещь, прекрасный роман Януша Вишневского «Одиночество в сети». Сначала не мог понять почему, а потом сообразил: ведь Вишневский, по сути, сумел показать внутренний мир людей, чем-то похожих на наших офисных девушек. Конечно, его герои – Якоб и Она, более интеллектуальны, чем они, и возможно, менее маргинальны (хотя тоже неизвестно), однако все же похожи. Я стал перечитывать роман Вишневского, стараясь понять, в чем же сходство.

О чем роман «Одиночество в сети»?

Его герои – очень современные люди. «Он», Якуб – известный ученый, генетик, «Она» – служащая фирмы. Оба не просто пользуются Интернетом, а живут в нем. Она именно с помощью Интернета нашла Якуба и влюбила его в себя. Все их общение идет в Интернете, и лишь в конце романа они встречаются и целую ночь любят друг друга. Чтобы потом расстаться и никогда не видеть друг друга. Как Он однажды сказал: «Жизнь по преимуществу печальна. А сразу потом умираешь». Оба героя любят технику и искусство, восхищены разумом и достижениями научно-технического прогресса. Оба постоянно пьют, слушают музыку, периодически мастурбируют, а Он одно время употреблял кокаин. Делают они это, чтобы испытывать и поддерживать себя в состоянии прекрасного переживания, которое, отчасти, возвышенное эстетическо-эротическое, отчасти, слегка наркотическое. При этом никаких нравственных угрызений совести, просто иногда констатация – «я грешная, развратная женщина». Онпредельно одинок, Она – почти нет. Оба живут, как будто реализуют кем-то (Хемингуэй, Ремарк?) написанный сценарий: творчество, любовь, вино, жалеют себя и друг друга и одновременно любуются собой. При этом хорошо понимают свою обусловленность со стороны семьи, родины (они поляки), разных обстоятельств.

 Сначала показалось, что мало общего с интернетовскими девушками, но я чувствовал, тем не менее, определенное сходство… только вот в чем? Наконец, сообразил. И герои Вишневского, и наши офисные девушки живут в двух разных мирах и совершенно по-разному, прямо как множественные личности, неважно, что их здесь всего по две в одном теле. Одна личность обычная и живет обычной жизнью: человек ходит на работу, иногда имеет мужа (жену) и семью, иногда нет, что-то покупает или развлекается и т.д.; главное – эта жизнь в определенном отношении публична, т.е. протекает по принятым людьми обычаям и отчасти наблюдаема.

Вторая личность живет в мире сценариев и поступков, которые предельно интимны, закрыты для других, то есть в этом смысле не публичны. Человек в этой второй ипостаси реализует главным образом свои мечты, часто не совпадающие с прозой обычной жизни, он живет внутренней жизнью, о которой, как правило, не догадываются даже близкие и родные. Здесь личность сама себе государство, микрокосм, и удовлетворяет эта жизнь принципу «реализации мечты и желаний».

Замечу еще, что анонимность современной личной жизни позволяет обеим личностям с успехом пользоваться одним и тем же телом. Красиво отдохнув с молодым или не очень молодым человеком на курорте, наша героиня погружается в будни офисной жизни, всеми фибрами души ненавидя ее.

Здесь, особенно у психолога, естественно, могут возникнуть вопросы: действительно ли в данном случае можно говорить о двух личностях, и похожи ли личности героев Вишневского на личности офисных девушек? Вопросы законные. Что я понимаю под личностью? Инстанцию в человеке, обеспечивающую самостоятельное поведение, выбор, иногда «строительство» себя (другое дело, что из этого строительства реально получается; как правило, не совсем то или совсем не то, что задумывалось). Еще одна характеристика – одна личность отличается от другой, т.е. каждая личность задает вполне определенное, уникальное поведение человека.

Труднее ответить на второй вопрос, поскольку у нас нет знаний о мотивах и реальном поведении офисных девушек. Единственно, что можно предположить – встречается как то, так и другое. Если жизнь мечтами и фантазиями, которые, тем не менее, можно осуществить, так перестраивает психику человека, что он уже не властен над собой, то в этом случае – две личности в одном теле (обычная и новая), если не перестраивает, то – одна. Есть и еще одно обстоятельство.

Офис и маргинальность стоит понимать расширительно. Офис – это любая работа, где до тебя никому нет дела, где ты предельно одинок, хотя общаешься со многими, где ты трудишься по необходимости, а не из-за любви к делу. Маргинал не обязательно только тот, кто приехал из провинции или из маленького городка. Это и тот, кто не понимает высокой культуры, удовлетворяясь только массовой. И тот, кто живет «голыми схемами» и сценариями, пытаясь любой ценой их реализовать. Наблюдения и анализ показывают, что сегодня в России каждый третий, а то и второй, может быть отнесен к категории «маргинал», поскольку без корней, без традиций, со странной сдвинутой нравственностью или вообще без таковой. В поисках объяснения своего неблагополучия, как правило, мнимого, поскольку многие живут еще хуже или хуже жили, но не считают свою жизнь плохой, российский маргинал выходит сначала на простое, чаще всего причинно-следственное объяснение происходящего, а затем сам попадает в раскинутую им сеть объяснений-толкований.

И вот уже мир, в котором живет маргинал, повернут на него, воспринимается именно таким, каково исходное объяснение неблагополучия. В старые, чуть было не сказал «добрые», советские времена врали и притворялись, ведя двойной образ жизни. Но социальная жизнь все же была упорядочена и нормирована. Да, многие из нас иронически относились к идеологии и пропаганде, но было хотя бы от чего отсчитывать. Построение коммунизма, борьба с империализмом, воспитание советского человека, абсолютный приоритет государства над личностью, тотальный контроль и планирование жизни. Существовали не только страх, но и гарантированные, известные всем социальные блага и практики. Траектория жизни была четко обозначена и кому-то и кому положено (как считалось) – доступна.

Миллионы россиян, когда все это устроенное и привычное распадается, стали выстраивать свою жизнь «по своему уму», беря в образец то западное право (в стране, которая никогда не жила по праву), то демократические свободы (а это что такая за птица?), то более привычные и понятные феодальные отношения («ты мне, а я тебе», все честь честью и по справедливости), то просто ставя вперед свои собственные интересы. Ценностями становятся – личность, семья, деньги, благосостояние, успех, здоровье, опора и защита, неважно от кого последние исходят, можно и от государства, но лучше от тех, кто имеет реальную власть.

Но было еще одно серьезное обстоятельство. Становление новой социальной системы в России совпало (вряд ли случайно) с серьезными глобальными трансформациями. Создание транснациональных корпораций, волны миграции, терроризм, технологическая и идеологическая экспансия Запада, победное шествие по всему миру ТВ, Интернета, мобильной связи – вот только некоторые примеры глобальных процессов, распространяющихся по всей планете и в России.

 …Но разве так было не всегда? Добрачные отношения, измена и адюльтер были распространены уже в древнем мире. И разве не всегда человек жил не только в обычном мире, удовлетворяющем принципу реальности, но и в своих мечтах? Согласен. Но все эти отклонения от нормы, на которые обычно общество закрывало глаза, не вели к расщеплению личности, к появлению второй ипостаси человека, живущей мечтами и, главное, практически реализующей их с помощью Интернета, мобильной связи и туристического обслуживания. Разве это могло быть доступно человеку прошлых эпох?

Я признаю, что новые условия жизни и возможности не ведут автоматически к появлению двойственной личности (при одинаковых условиях одни встают на этот путь, а другие – нет). Требуется что-то еще: особая настроенность личности, психика, легко, поддающаяся диссоциации, невозможность себя реализовать в обычной жизни и др.

Но какая же любовь ожидает наших героев? Поскольку обычно они совершенно не знают друг друга и их отношения строятся на сугубо деловой основе – ты мне удовольствие, а я тебе содержание и, если повезет, то и удовольствие, поскольку чувства не поддерживаются остальными структурами личности, а следовательно, невозможны ни идеализация (уж какая тут идеализация!), ни родственность душ, ни интерес к личности другого, ни сочувствие, ни умение поддержать другого или пойти на компромисс при конфликте (подобное умение складывается не за один день). Однако без идеализации другого, родственности, интереса, сочувствия, умения смягчать конфликты любви не существует. То есть ни о какой любви в данном случае не может быть и речи?

Остается секс. Но так ли все просто? В конце концов, ведь спутникам по отдыху хочется отдохнуть, развлечься, получить удовольствие. Пусть временно, но вместе, однако они не могут отказаться от своих привычек, тем более на отдыхе.

Кстати, во что выливается при таких условиях сексуальность, в каком направлении она эволюционирует? Нетрудно сообразить: секс ставится на получение максимального наслаждения. Действительно, если сексуальные чувства не поддерживаются любовью и личностью, то они быстро теряют новизну и приедаются. Но программа взаимоотношений и отдыха еще не закончилась. Чем же она должна питаться? Новыми наслаждениями. Откуда их взять? Если только секс, брать приходится из него. Для этого нужно изобретать новое использование тела, органов любви, добавлять алкоголь, легкие наркотики. На какое-то время это дает пищу для угасающих на глазах чувств, они оживают. Потом нужно изобретать что-то еще. Покруче. Понятна моя мысль: секс эволюционирует в направлении к патологии. А чтобы оправдать ее, стараются снять все нравственные препятствия, заявляя, как, например, Фуко, что главное – это расширение зоны удовольствий.

 Для меня эта позиция абсолютно неприемлема в силу тех последствий, которые она за собой влечет. Наркотики – не музыка, а удовольствия – не цель и смысл жизни человека.

Но если даже секс не становится патологичным, «любовь в сети» и на курортах имеет разные и часто весьма негативные последствия для обычных интимных взаимоотношений. Поскольку такая «любовь» способствует культивированию второй личности в человеке, живущей мечтами и их реализацией, поскольку она провоцирует секс вместо любви, постольку такая «любовь» обедняет и обычные интимные взаимоотношения и жизнь. Дело в том, что обе рассматриваемые здесь личности в человеке не разделены китайской стеной. Нельзя в обычной жизни забыть, что было и есть во второй. Если вторая личность оттягивает на себя все, что связано с мечтами и идеалами, но часто вместо этого получает только секс, причем не всегда приятный, что остается в обычной жизни и интимных взаимоотношениях? Остается половая гигиена, чувство долга (если таковое имеется), привычка, но не такая, о которой пишет поэт (привычка свыше нам дана / замена счастья нам она; никакого счастья здесь не наблюдается). Все эти остаточные явления рано или поздно приводят к полному угасанию чувств в человеке… Ну, а дальше? А дальше начинаются маленькие или большие трагедии.

В Интернете есть много сайтов, где эту проблему обсуждают. Все решения условно можно разделить на два типа. Одни советуют измениться самой женщине (мужчине), ну, там заняться собой, изменить партнеру, сделать вид, что он не интересен, и пр. Другие единодушно говорят: он (она) не любит, а потому нет чувств. При этом, что значит «не любит» никто не обсуждает, это как бы само собой понятно. А на самом деле непонятно: что собой представляет современная любовь, какое место в ней отводится сексу, какое половой гигиене, как справляться с проблемами в этой области и т. д. и т. п.

При этом я сомневаюсь, что и современные психологи и сексологи в состоянии ответить на подобные вопросы, в состоянии по-настоящему помочь. Уже само название практики – «сексология» настораживает, ведь речь-то идет не столько о сексе, сколько о любви и правильной жизни. Когда в центр ставят секс и получение максимальных наслаждений, получают именно то, что мы имеем сегодня. Очень ранние сексуальные отношения, курение и выпивка, а иногда и наркотики, понимание интимных отношений только как получение удовольствия, неразличение в этой области нормы и патологии. Результат – исчезновение желаний чуть ли не у каждого второго–третьего или импотенция. Есть и еще один эффект: все меньше мужчин и женщин могут зачать детей, их сперма и яйцеклетки оказываются дефектными.