№8 СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ

ДОМОРАЦКИЙ Владимир Антонович — доктор медицинских наук, профессор Белорусского государственного университета, г. Минск

 В ряде случаев сексуальные проблемы клиента можно рассматривать через призму жизненных сценариев, описанных Э. Берном. С точки зрения транзактного анализа сценарии создаются, чтобы проводить время жизни. Они основаны на твердых детских решениях и родительском программировании, которое постоянно возобновляется, например, при телефонных разговорах, в переписке или при регулярных контактах с родителями. Когда родители умирают, их инструкции часто помнятся еще более живо.

Выделяют шесть основных классов скриптов (сценариев), структурирующих время всего жизненного пути индивида. Их легче всего понять на примерах из греческой мифологии, где основные варианты жизненного пути человека описаны в виде мифов.

1. Скрипт НИКОГДА. Миф о Тантале, который вечно страдает от голода и жажды, потому что, даже видя воду и пищу, он не имеет возможности напиться и поесть. Людям с таким жизненным сценарием запрещено делать те вещи, которые им больше всего хочется делать. Они проводят жизнь в искушениях и танталовых муках. Они несут родительское проклятье, потому что ребенок в них боится того, чего ему больше всего хочется. Хочется, но нельзя, даже если очень хочется.

Сексуальный аспект скрипта «никогда»: этот сценарий запрещает любовь или секс, или и то и другое. Если запрещена любовь, но не секс – это своеобразная лицензия на неразборчивость в половых связях. Скрипт формирует проституток и альфонсов. Если же запрещен секс, но не любовь – получаются монахи, католические священнослужители. Люди посвящают себя богу, отказываясь от плотских удовольствий. Скрипт создает убежденных холостяков и старых дев, которые целиком посвящают себя каким-то социально значимым вещам, например, карьере или общественной работе.

У людей, следующих сценарию «никогда», существует соблазн перепрыгнуть через запрет. Например, проститутки тоскуют по настоящей любви, как главная героиня в фильме «Красотка». Сценарий «никогда» создает женщин никогда не испытывающих оргазма или мужчин-импотентов, которые будут состоятельны лишь в том случае, если к сексуальному партнеру у них нет любви. Классический случай был описан еще Фрейдом – молодой мужчина не мог совершить половой акт с женой, которую боготворил, но был вполне потентен с проститутками. Потому что там, где секс – там не может быть любви и наоборот. Где настоящая любовь – там нет места низменным плотским чувствам. Объект большой любви возводится на пьедестал, ему поклоняются, им любуются, но со статуями не спят.

Или не столь уж редкий современный вариант: мужчина женат без любви, или любовь уже прошла, супружеский секс вызывает скуку, но есть привычка и все всегда получается. Влюбляется в другую женщину, очень хочет с ней близости, но ничего не получается. Один из московских сексологов работал с такими случаями через растаптывание большой любви, низведения ее до обыденного плотского удовольствия с той другой – тогда у мужчины все получалось, но быстро надоедало.

3. Скрипт ВСЕГДА. Миф об Арахне, которая посмела бросить вызов богине рукоделия Минерве и та, в отместку превратила Арахну в паука, вечно плетущего свою паутину. Такой сценарий создают недоброжелательные родители, которые внушают: «Если ты хочешь делать именно это, ты можешь провести всю оставшуюся жизнь за этим занятием». Это их послание: «Хочешь делать это? Ну и делай всю жизнь!». Это вариант вынужденного воспроизводства, который создают родители, произвольно связывая личность ребенка с каким-то отдельным жизненным фактом: «Если ты пьешь, так продолжай и дальше в том же духе». «Ты забеременела – так твое место на панели!». В результате человек обречен делать то, к чему его приговорили. Он считает, что ничего изменить нельзя. Он обречен так жить дальше. Скрипт «всегда» порождает мужчин и женщин, склонных к беспорядочным половым связям, т. е. промискуитету, проводящих свою жизнь в бесконечной погоне за надеждой на успех в личной жизни.

3. ПОКА НЕ (До тех пор пока). Миф о Язоне, который не мог стать царем до тех пор, пока не выполнит всех заданий. Геркулес не мог стать богом, пока 12 лет не пробыл рабом. «Я не буду счастлив, пока не закончу университет». «Ты не должна иметь сексуальных отношений, пока не выйдешь замуж». Скрипт «пока не» порождает задерганных бытом домохозяек и усталых мужчин-служащих, которые не способны к половому возбуждению и удовлетворению, пока не будет все сделано по дому, пока не улажены дела фирмы. У одного нашего пациента при попытке коитуса часто возникали яркие воспоминания о работе в офисе, ситуациях переговоров с партнерами, и дальше ничего не получалось. Даже если возникло возбуждение, оно легко могло быть прервано мелочами, которые нужно немедленно сделать или что-то проверить. У Жванецкого есть миниатюра: «Когда я закончу институт, потом аспирантуру, защищу сначала кандидатскую, а потом докторскую, вот тогда я, наконец, заживу и смогу гулять, веселиться, тратить много времени на женщин, что я делаю уже сейчас, причем без всяческих подобных хлопот». Сценарий пока не может также побуждать к легкомысленным знакомствам, сексуальным играм, чтобы убить время, пока, наконец, не появиться тот, с которым навсегда. Но время идет, а тот единственный, которого ждут, так и не появляется…

4. НО ПОТОМ. Миф о Дамокле, который был царем и наслаждался жизнью до тех пор, пока не увидел, что над головой висит меч, подвешенный за конский волос. Основная идея скрипта: «Ты можешь веселиться сколько угодно, но уж потом, когда начнутся неприятности, тебе не поздоровиться. За всем этим последует расплата, ибо таково предписание свыше». Страх пред грядущими неприятностями заставляет таких людей бояться, когда все идет слишком хорошо: «Что-то у меня все в порядке. Как бы чего не случилось…» Родительское влияние выражено в скрипте в угрозах типа: «Вот когда выйдешь замуж, пойдут дети – хлебнешь горя». Это означает: «Добрые времена пройдут, как опадают лепестки роз, поэтому спеши насладиться цветами пока не поздно». Страх будущих неприятностей, как дамоклов меч весит у них над головой, мешая жить в настоящем, «здесь и теперь». Нередко у женщин с таким сценарием из-за опасений возможного негатива, связанного с половой жизнью (аборты, беременности и дети, от которых не будет житья) снижено половое влечение и сексуальная возбудимость, имеются проблемы с достижением оргазма.

5. ОПЯТЬ И ОПЯТЬ. Миф о Сизифе, который тащил камень в гору, но когда он был уже за шаг до вершины, камень падал вниз, и ему приходилось все начинать сначала. «Вот я уже почти достиг в жизни того, чего хотел, оказался в одном шаге от цели и вот опять. Почему это всегда со мной случается?» Так создаются вечные девушки на выданье и старые холостяки. Или другой вариант: повторные браки, в которых снова и снова возникают старые проблемы. «Почему каждая последующая жена хуже предыдущей?», — вопрошал один наш пациент. В этом случае вроде достиг некой вершины, но по инерции покатил камень дальше, к новой вершине. Так и скачут, но радости от этого мало. В сексуальном плане сценарий «снова и снова» – это плач многих женщин, которым опять чуть-чуть не хватило до оргазма. В последний момент мужчина эякулирует или делает что-то не то, возможно, не без помощи партнерши и она снова остается ни с чем. Это может продолжаться годами.

6. ОТКРЫТЫЙ КОНЕЦ. Миф о Филимоне и Бовкиде – супружеской чете, которая прожила всю свою жизнь согласно предписаниям богов. За это боги в награду превратили их в лавровые деревья. Окончание жизни некоторых людей напоминает тихое шелестение листьев на деревьях. Это сценарий тех людей, которые выполнили свою жизненную программу и начинают вести растительный образ жизни. Они живут тихо и мирно, заботясь только о еде, о том, какой сериал будут показывать сегодня по телевизору. Идея скрипта: «Мы все в жизни уже сделали, а теперь будем ждать, когда нас в рай заберут». Они ничего не хотят видеть впереди, а живут лишь воспоминаниями. Вот раньше были времена, а теперь ничего хорошего. Уйдя на пенсию, часто чувствуют себя обделенными. Они всегда были законопослушными гражданами, делали все, что предписывало государство, а что взамен? Они доживают, тихо шелестя листочками, не знают, чем им заняться в старости и ждут смерти как избавления. Этот сценарий создает быстро стареющих мужчин и женщин, довольствующихся лишь воспоминаниями о прошлом сексуальном опыте. Такие люди расценивают секс в пожилом возрасте как усилие, как утомительную обязанность. Они считают, что слишком стары для этого. Это соображение позволяет им дезертировать с сексуального фронта. Но в норме сексуальность может сохраняться до преклонного возраста, более того, регулярная половая активность, как мы знаем, часто коррелирует с более высоким жизненным тонусом и лучшими показателями здоровья.

Сценарии могут подавлять, преувеличивать или искажать естественные сексуальные потребности, т. к. содержат очень много наносного (мнения родителей, предосторожности взрослых, детские решения, социальное давление). Это следует учитывать при выработке стратегий психотерапии сексуальных дисгармоний и дисфункций.

Следует помнить, что людей, привязанных к сценарию, можно разделить на 2 типа: 1) Люди, руководимые сценарием (у них есть много разрешений, которые позволяют проявлять достаточную гибкость в рамках сценария). Исполнив необходимые сценарные па, они могут позволить себе и поразвлечься.

2) Люди, одержимые сценарием. Они реализуют свой сценарий любой ценой. Типичный пример – деградированный алкоголик или наркоман. Они буквально мчатся навстречу собственной гибели, потому что они – жертвы рокового сценария.

Приведем пример последней степени послушания (буквального следования сценарию). Мать всегда говорила ей, чтобы она берегла себя и носила резиновые сапоги, чтобы не промочить ноги. Она также часто говорила дочери: «Чтоб ты провалилась!» Будучи хорошей девочкой, она была в резиновых сапогах, когда свалилась с моста.

Задача психотерапии в подобных случаях заключается в использовании различных стратегий, которые позволяют людям, привязанным к сценарию, расширить свои горизонты и из одержимых сценарием превратиться в руководимых сценарием. Это уже позволяет им использовать более гибкие и адекватные поведенческие стратегии, в том числе и в супружеских отношениях.

Антисценарии предполагают поведение прямо противоположное сценарию. Делай все наоборот! Мать сыну говорит: «Не пей» — начинает пить еще больше. «Сынок, учись прилично!» — бросают учиться. Любым способом добиваются неудачи, обращаясь при этом к родительской программе с точностью до наоборот, перевертывая ее на другую сторону. Люди с подобными деструктивными антисценариями также нуждаются в психотерапевтической помощи.