Киберсекс как новое явление в сексологии

Артемьева Ольга Александровна,

психолог, к.э.н., доцент кафедры «Логистика и маркетинг»

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

 

 

 

 

Виртуальный мир — виртуальное все:

виртуальные деньги, виртуальные люди,

виртуальные подарки… Виртуальные чувства?

 

Изучая информационные источники, посвященные теме исследования, мы сталкиваемся с тем, что, в основном, они посвящены или теме зависимостей (здесь много и статистики, и данных опросов, и интервью, и конечно вывод один: как и все зависимости, киберсексуальная — деструктивна для личности и требует серьезного лечения), либо это просто статьи из серии «плюсы и минусы виртуального секса».

Давайте посмотрим на данное явление с несколько иной стороны: предположим, что киберсекс — это просто она из сторон новой действительности? Мир изменился в условиях цифровизации, уже два поколения, миллениалы и центениалы, выросли в реальности, где любое, в том числе и сексуальное, взаимодействие частично перенесено в он-лайн пространство.

Анализ современного интернет-трафика показывает, что значительную его часть (более 50%) занимают материалы сексуального и порнографического характера; за последние 10 лет потребление данного контента выросло в 15 раз, вовлеченность мужчин и женщин в процентном соотношении практически равна, что доказывает постоянный интерес и гипер-востребованность к ресурсам данной направленности.[3]

Каковы основные формы виртуальной сексуальной активности?

  • Аудио-визуальные варианты (просмотр фото-, кино-, видеоматериалов эротического или откровенно порнографического содержания);
  • Сексуальные (эротические) квесты. Это развлечение основано на применении очков виртуальной реальности, все приключения происходят в смоделированном мире, куда участник «попадает», надев VR-очки, выбирает интересный ему сценарий. Мозг верит в созданную иллюзию, поэтому воспринимает её как часть реальной жизни, обеспечивая полное погружение. Многие разработчики этого направления обещают в скором времени к визуальным иллюзиям добавить и тактильные: дуновения ветра, капли дождя, падающие на лицо, прикосновения персонажей, в том числе, и эротизирующие;
  1. Компьютерные секс-игры этого жанра имеют эротическое или порнографическое содержание (подобно эротическим фильмам), поэтому эти игры предназначены для взрослой аудитории.

Наиболее распространённые сценарии компьютерных эротических игр:

  1. Игры на раздевание. Целью этих игр является выполнение игроком заданий, в результате чего на экране демонстрируются эротические сцены различной степени откровенности, чаще всего это фотография девушки, которая либо постепенно обнажается при переходе по уровням, либо фотография складывается в виде паззла;
  2. Игры — имитаторы знакомств. Целью игры является соблазнение компьютерного персонажа посредством приёмов из реальной жизни. В начале игры уровень доверия к играющему со стороны компьютерной имитации реального партнёра низкий. По ходу игры, в соответствии с её правилами, игрок должен повышать уровень доверия, который чаще всего отображается на экране числом или шкалой, после достижения определённого уровня игрок считается победителем;
  3. Эротические приключения. В этих играх пользователь погружается в виртуальную реальность и живёт жизнью своего персонажа на экране компьютера. Цель игры определяется её сценарием, например разгадка какой-то тайны. При этом сюжет подобных игр акцентирован на эротике и сексе;
  4. Аркадные эротические игры. Смысл их в том, чтобы, выполняя простые с точки зрения приложения умственных усилий, но требующие определённой сноровки действия, достигнуть заданного целью игры результата. Например — управлять движением по экрану шарика, выбивая им различные фигуры и зарабатывая на этом очки. Естественно, оформление и сюжет этих игр тоже носят эротический оттенок;
  5. Хентай-игры (эроге). Игры, выполненные в японском стиле хентай. Могут представлять собой сценки эротического и порно содержания с элементами раздевания, соблазнения и аркады. Часто такие игры выпускаются в формате Flash. Также, достаточно большое распространение среди хентай-игр получили так называемые визуальные новеллы, которые по сути своей гораздо ближе к манге, но, тем не менее, считаются компьютерными играми;
  6. Карточные игры. Эти эротические игры отличаются от обычных тем, что за победу игрок получает не виртуальные балы или деньги, а соперник, как правило, с себя снимает элемент одежды. Игра продолжается до полного раздевания;
  7. Симуляторы секса — игры, в которых игрок имитирует половой акт, меняя разные позы или темп секса, цель игры — как можно скорее достигнуть виртуального оргазма.
  1. Отправка сексуальных селфи и секстинг, секс + текстинг = секстинг. Это пересылка личных фотографий и интимных сообщений. Термин появился в 2005 году в Новой Зеландии. По статистике женщины в четыре раза чаще мужчин отправляют смс с провокационными снимками. Психологи объясняют это тем, что женщины таким образом повышают самооценку и востребованность у противоположного (или своего) пола.
  2. Активные виды сексуального общения в чатах, один из видов секстинга, где люди используются специальные он-лайн ресурсы для виртуального секса с незнакомцами.
  3. Киберпроституция, заключается в оказании виртуальных сексуальных услуг за деньги. Подобная практика оказания секс-услуг широко распространена во всем мире и еще может называться «Вебкам», взаимодействие строится на общении веб-модели и наблюдателя (мембер) в онлайн видео-чате. Веб-модель выполняет сексуальные пожелания мембера, за что он платит, что и является основным заработком модели и студии. При этом, в большинстве стран мира, в том числе и России, киберпроституция не является уголовно наказуемой, так как нет физического взаимодействия между проституткой и клиентом;[1]
  4. Отдельную группу составляют виды виртуальной сексуальной активности, использующие различного рода приспособления (шлемы, костюмы, теледильдоника (возможность заниматься сексом на расстоянии с помощью специальных гаджетов, возможно испытать реальное проникновение и получить приятные ощущения как самому, так и доставить удовольствие виртуальному партнеру), секс с роботами и др.);
  5. Сайты знакомств. Особое внимание хотелось бы уделить последнему виду виртуальной сексуальной активности, то есть сайтам знакомств. По данным аналитики японского холдинга Nomura Instinet Марка Келли, в 2020 году объём мирового рынка онлайн-знакомств вырастет до $12 млрд. Сегодня в мире насчитывается около 8000 сервисов для онлайн-знакомств, и с каждым годом их количество увеличивается на тысячу. Условно они разделяются на три категории:

— сервисы, основанные на совместимости характеров

— на местоположении

— предназначенные для специальной аудитории.

 

Таблица 1. Классификация сайтов знакомств по видам

По сексуальным предпочтениям: приложение для гомосексуалов   Partner,   Grindr,    Her Only Women
поиска партнёров для групповых связей Feeld
для свингеров Op3n
для любителей БДСМ Whiplr
для асексуалов Asexual Сupid
По интересам:  для любителей фантастики  Trek Passions
найти человека, который ненавидит то же, что и вы Hater
для любителей верховой езды Equestrian Cupid
партнёры, разделяющие музыкальные вкусы Tastebuds
По политическим убеждениям: для тех, кто разделяет взгляды Дональда Трампа Trump Singles
По предпочтениям в еде: партнёры, придерживающиеся безглютеновой диеты   Gluten-Free Singles
По локации: французское приложение для знакомства с людьми, которые посещают одни и те же места Happn
предлагающий одиноким людям указывать своё местоположение Magnet
По уровню дохода: сайт знакомств для обеспеченных людей — для тех, кто в поиске «спонсорских» отношений Luxy,  Sudy
По особенностям внешности: исключительно для высоких людей Tall Friends
для мужчин с бородой и их почитательниц Bristlr
для мужчин и женщин с лишним весом Feabie
для тех, кто считает себя несимпатичным человеком Ugly Dating
для людей, уверенных в собственной привлекательности BeautifulPeople
По роду деятельности: с возможностью выбора партнёра по профессии LinkYou
американский сайт знакомств для фермеров Farmers Only
По вероисповеданию: христианские знакомства ChristianMingle,
только для православных, «Прихожане.ру»
иудейские знакомства Sara&Rashel
  мусульманские знакомства Nikah.su.
По национальности: татарский сайт знакомств Аnaem
азиатский сайт знакомств  AsiaMe
еврейский сайт знакомств JSwipe

*разработано лично автором на основе статьи О.Такмазьян «Обзор рынка онлайн-знакомств: сколько зарабатывают приложения и какие бизнес-модели используют»

В таблице 1 приведена классификация основных сервисов знакомств, но следует отметить, что в отличии от набирающих популярность нишевых сервисов, ориентированных на строго определённую целевую аудиторию, основными игроками рынка онлайн-дейтинга остаются классические сайты и приложения для знакомств и свиданий, таких как Tinder, Badoo, eHarmony, Match [4] Согласно рейтингу аналитического сервиса SEMrush, составленному для дейтинговых приложений, лидер по количеству упоминаний в запросах поисковиков — Badoo, аудитория приложения насчитывает 423 млн человек, а среднее время, которое пользователи проводят на Badoo в сутки, составляет 108 минут. Разработчики постоянно предлагают пользователям новинки: видеочат, поиск двойников знаменитостей, прямые трансляции.

В большинстве стран абсолютным лидером по количеству скачиваний среди мобильных приложений для знакомств является Tinder. Его аудитория насчитывает 50 млн человек в 196 странах, среднестатистический пользователь проводит в Tinder 77 минут в сутки.

Важно выяснить, почему люди пользуются сайтами знакомств и в чем секрет их популярности. В ходе исследования, проведенного «Лабораторией Касперского» и B2B International выяснили, что поиск партнёра — не самая распространённая цель регистрации на сервисах для интернет-знакомств. Также в ходе опроса выяснилось, что 57% пользователей лгут о себе, большинство из них (67%) оказались женатыми мужчинами. Соотношение полов на сайтах или в приложениях, как правило, не сбалансировано. В целом, по информации сайта Dating Sites Reviews, специализирующегося на обзорах дейтинговых сервисов, на 40% женщин приходится 60% мужчин.[4]

 

Рис.2 Причины использования сайтов знакомств.

Причины Всего

%

Мужчины

%

Женщины

%

Для развлечения 48 51 43
Чтобы найти друзей 41 41 41
Приятно провести время с интересным человеком 24 28 18
Чтобы найти себе пару 19 20 17
Для секса 13 18 5
Для брака и создания семьи 11 12 10
Проверить, не изменяет ли партнёр 5 5 5
Другое 4 3 7
Воздержались от ответа 12 10 14

Большинство психологов, изучающих посетителей сайтов знакомств, сравнивают использование данных сервисов с шоппингом, где существует своеобразный «рынок» со своими канонами, трендами, спросом и предложением. Зачастую, для пользователей, такое общение является травматичным, так как постоянное желание соответствовать запросам данного «рынка», а также невостребованность и несоответствие требованиям данных ресурсов может привести к серьезным расстройствам личности.

Также можно отметить, что многим пользователям стыдно признаться, что они используют эти ресурсы, так как для многих это — признание своей неспособности выстроить социальные отношения в офлайн пространстве. Но в то же время, следует отметить, что подобная стигматизация постепенно снижается и использование дейтинг-сервисов становится значимой частью личностной коммуникации, особенно среди подрастающих поколений.[2]

Итак, мы видим огромное количество видов и форм сексуального взаимодействия в он-лайн пространстве, неудивительно, что молодые люди часто начинают предпочитать его офлайн сексуальной коммуникации. Виртуальный секс привлекает молодых людей не только безопасностью и легкодоступностью, но и возможностью замаскировать свои комплексы и реализовать самые смелые фантазии.

Большую роль также сыграло распространение порнографии и секс-игрушек, позволяющих получить быструю разрядку, кроме того, от установления новых знакомств и сексуальных связей молодежь отпугивает публичность, появившаяся в эпоху соцсетей.

Но часто знакомства, флирт и ухаживания начинаются в интернете, а потом переходят в офлайн; для цифрового поколения стало нормальным знакомиться через сервисы интернета. Многим кажется, что заводить знакомства с помощью Tinder и других платформ проще и безопаснее, чем лично, для молодежи коммуникация сразу в реальности бывает сложна, они боятся ошибиться, получить отказ.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что мы не можем оценивать киберсекс с позиции «хорошо или плохо», это просто неотъемлемая часть современного мира, где сексолог в своей работе должен учитывать эти особенности современности и, возможно, использовать некоторые инструменты виртуальной секс-индустрии в своей работе.

 

Литература:

  1. Бурова В.А. /Социально-психологические аспекты интернет-зависимости/электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberpsy.ru/articles/burova-internet-addiction
  2. Кащенко Е. Sex: реальный и виртуальный. -: Изд. решения, 2019. -244.
  3. Косицина Д.С., Кора Н.А. Киберсексуальная зависимость как один из видов аддикций.-:Современные научные исследования и разработки, Научный центр «Олимп» (Астрахань), 2018.- с 181-184.
  4. Такмазьян О. Обзор рынка онлайн-знакомств: сколько зарабатывают приложения и какие бизнес-модели используют/электронный ресурс. Режим доступа: https://vc.ru/services/68840-obzor-rynka-onlayn-znakomstv-skolko-zarabatyvayut-prilozheniya-i-kakie-biznes-modeli-ispolzuyut
  5. Электронный ресурс Wikipedia.