№14 Права сексуальных меньшинств в странах Запада и в России: сравнительный анализ

 Дудорова А.С.

Реферат

Объект исследования: права сексуальных меньшинств в сравнительном анализе.

Цель работы: изучение прав сексуальных меньшинств в России и странах Запада

Предмет: механизм влияния различных факторов на правовое положение сексуальных меньшинств

Методы исследования: анализ методических трудов по теме исследования; сравнительный метод, классификационный, метод системного анализа.

Полученные результаты: рассмотрены права сексуальных меньшинств в странах Запада, основные типы прав, в сравнении с правовым положением сексуальных меньшинств в России

Введение

Политкорректность и толерантность – это два основных массива, которым дышит весь современный мир, в идеале, конечно же. В разных странах люди стремятся ко всеобщему равенству и уважению. Однако, непризнание чьих-либо прав нередко выливается в массовое возмущение, получает негативный статус и окраску агрессии. Люди всегда негласно делили общество на группы «нормальный» и «не такой как все». Группа «не такой как все» распадается на множество других подгрупп. В данной работе будут рассмотрены проблемы наличия или отсутствия прав сексуальных меньшинств в разных странах мира, особое внимание будет уделено России, т.к.с каждым годом проблема актуальности данной темы все только возрастает.

Нетрадиционной ориентация человека не должна быть препятствием для осуществления его законных прав и свобод. Современное демократическое общество должно принимать и уважать выбор каждого вне зависимости от вероисповедания, пола, цвета кожи, сексуальной ориентации и так далее.

Актуальность темы прав сексуальных меньшинств определяется тем, что в обществе стали более открыто говорить на тему секса и многие западные страны стали толерантными по отношению к нетрадиционной сексуальной ориентации. Они открыто говорят о членах таких групп, показывают фильмы, о них упоминают в СМИ. Многие знаменитости заявляют о своей нетрадиционной ориентации публично, не боясь негативного отношения. Например, министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс признался в своей гомосексуальной ориентации и предсказал «мега-истерию», однако его признание не вызвало почти никакой реакции среди граждан. Этот факт еще раз доказал высокий уровень толерантности латвийского общества к геям и лесбиянкам, выросший за последние 13 лет, после того, как Латвия присоединилась к ЕС

Если же говорить о России, то отношение к сексуальным меньшинствам не столь доброжелательное. Хоть государство и придерживается нейтральной позиции в данном вопросе, большая часть населения настроена весьма негативно. Важно правильно освещать тему сексуальных меньшинств на телевидении, важно разработать нормы, которые бы защищали представителей сексуальных меньшинств от дискриминации, но при этом, позволяли бы таким людям чувствовать себя в обществе комфортно.

Цель данной работы заключается в изучении прав сексуальных меньшинств и их сравнительный анализ на примере России и некоторых стран Запада.

В рамках работы планируется решить следующие задачи:

— изучить факторы, влияющие на отношение общества к представителям сексуальных меньшинств;

— проанализировать историю становления и развития прав ЛГБТ сообществ на Западе;

— изучить факторы и специфику российского общества, которая позволяет, либо противостоит развитию прав сексуальных меньшинств.

Объектом исследования являются сексуальные меньшинства с точки зрения их прав.

Предмет исследования данной работы – изучение механизма влияния западного и российского общества на реализацию прав сексуальных меньшинств.

Методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых, научные и публицистические работы.

При написании работы использовался метод анализа методических трудов по теме исследования; сравнительный метод, классификационный, метод системного анализа.

Гипотеза состоит в предположении о существовании невозможности реализации в России прав сексуальных меньшинств в том объеме, в котором они предоставлены западными странами.

Новизна исследования заключается в том, что общество динамически развивается. О проблемах, связанных с ЛГБТ сообществом говорят открыто и много. Важно не только дать права, но и закрепить юридическую и фактическую возможность пользоваться ими и реализовывать на практике. Кроме того, проблемы трансгендеров становятся актуальными с каждым годом, ведь количество людей пришедших к решению смене пола выросло. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложение.

  1. 1.                  Сексуальные меньшинства

1.1.            Определение «сексуальные меньшинства»

Сексуальные меньшинства – это собирательный термин, который используется для обозначения людей других сексуальных ориентаций, отличных от гетеросексуальности. Данный термин может иметь различные интерпретации, от достаточно узких, включая лишь гомосексуалов, до достаточно широких, включая всех лиц, чья сексуальная ориентация, сексуальные предпочтения или сексуальное поведение выходят за рамки привычных полоролевых моделей. Однако чаще сексуальными меньшинствами обозначаются гомосексуальные и бисексуальные люди [11]. Помимо гомосексуалов и бисексуалов, к числу сексуальных меньшинств относят и трансгендеров, хотя последних можно отнести к гендерным меньшинствам.

Существует мнение, что фраза «сексуальные меньшинства» по отношению к гомосексуальным или бисексуальным людям не является корректной и может вызвать обиду [5]. Вопрос о приемлемости объединения столь разрозненных групп людей в группу меньшинств является дискуссионным. Несомненно, численно эта группа людей (при любом толковании) является меньшинством, однако у членов этой группы отсутствует общее чувство принадлежности к единой группе. Существующие у одних исследователей мнения относительно того, что объединяющим критерием является единая «гей-культура» оспариваются другими авторами, так как то, что принято обозначать ЛГБТ-культурой, может быть весьма различным, поэтому многие гомосексуалы и не могут идентифицировать себя с какой-либо ЛГБТ-культурой [11].

На сегодняшний день более актуальный и корректный термин для обозначения групп сексуальных меньшинств — аббревиатура ЛГБТ-сообщество (LGBT образовано от первых букв «лесбиянки», «геи», «бисексуалы», «трансгендеры»).

В понятие «сексуальные меньшинства» не включаются группы лиц, чьи сексуальные пристрастия определяются медициной как девиантные или патологические, либо реализация сексуальных пристрастий которых происходит не по взаимному согласию двух взрослых дееспособных лиц и тем самым нарушает права других людей или права животных либо уголовное законодательство, в частности, зоофилы, некрофилы, педофилы.

Термин «sexualminorities» в английском языке не несёт каких-либо оскорбительных или негативных коннотаций и употребляется в юридических документах как собирательное понятие. Примером такого словоупотребления может служить Sexual Minorities Rights Act, принятый в Великобритании и относящийся только к гомосексуалам, бисексуалам и лесбиянкам. В то же время, среди носителей русского языка встречается широкая трактовка термина «сексуальные меньшинства», включающая и всякого рода сексуальные девиации. [11].

Во многих странах существуют довольно сильные и влиятельные группы (религиозные), выступающие за признание гомосексуалов, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров «сексуальными девиантами» или «первертами» (извращенцами), грешниками, морально падшими и развращёнными личностями.

Но в противовес данному мнению стоит сказать, что отнесение к ЛГБТ группе не является перверсией, например, гомосексуализм — не болезнь.

Все люди с точки зрения биологического начала – бисексуальны, поэтому предпочтение в выборе отношений с определенным полом вполне естественны.

1.2.            Факторы, влияющие на отношение к сексуальным меньшинствам

Чтобы выяснить, как общество относится к сексуальным меньшинствам достаточно провести социальный опрос. Но, чтобы понять, почему общество относится к ЛГБТ сообществу именно так, придется исследовать факторы, влияющие на общественное мнение и предопределяющие положение сексуальных меньшинств.

Если рассматривать культуру становления и развития прав сексуальных меньшинств с позиции развития истории различных государств, то можно выделить некоторые факторы, которые повлияли на отношение к сексуальным меньшинствам со стороны общества и самого государства. Рассмотрим данные факторы.

I. Религия: влияние религии на жизнь общества нельзя недооценивать. В светских государствах оно менее заметно, но в государствах с официальной религией тенденция влияния и навязывания выражена крайне ярко. Так, в Саудовской Аравии права ЛГБТ не признаются. Однополые браки запрещены и не регистрируются, однополые связи запрещены законом (в качестве одного из видов наказания – смертная казнь). Сексуальные контакты между мужчинами являются тяжким преступлением и преследуются согласно нормам шариата, на которых построена правовая система. Соответственно, менталитету общества свойственна резко негативная оценка личностей, которые относят себя к сексуальным меньшинствам. Но, нельзя утверждать, что такие меры действенные и в государствах, подобных Саудовской Аравии, нет ЛГБТ движений. Они есть, просто люди вынуждены скрывать свои естественные предпочтения, жить в страхе и замкнутости. Многие представители ЛГБТ сообществ просто уезжают за пределы страны.

II. Культура: речь идет не только о сексуальной культуре, но и о культуре общества в целом. Культура всесторонне развитого общества позволяет проявить если не активную, то нейтральную позицию по отношению к сексуальным меньшинствам. В отличие от слепых религиозных последователей, образованный человек, человек с определенным уровнем сформировавшейся культуры способен понять, что общество развивается и ее основной ячейкой развития по-прежнему остается семья. Легализация однополых браков и снятие запрета на усыновление однополыми парами детей позволяет расширить общественные устои.

III. Государственный строй и уровень экономического развития: государство со стабильной экономикой, устойчивым политическим строем способно двигаться и развиваться прогрессивно. Разумеется, нельзя сказать, что страны, в которых права сексуальных меньшинств представлены максимальным спектром (Нидерланды, Дания, Норвегия) являются идеальными по показателям стабильного экономического роста и политической устойчивости, однако, если сравнивать аналогичные критерии с другими государствами (Украина, Молдавия), то картина становится ясной.

IV. Уровень открытости и имплементации с другими государствами: ЕС крупнейший конгломерат государств, который диктует общие правила, необходимость подстраиваться под единые стандарты. Истории известно немало ярких примеров, когда государство с негативной или нейтральной политикой по отношению к сексуальным меньшинствам, после вступления в ЕС активно начинало регламентировать и регулировать на законодательном уровне права данной группы.

V. Возраст: в эпоху всеобщей информатизации и глобализации люди стали более открытыми, образование стало демократичным и в обиход широко вошло слово и понятие «толерантность». Все эти факты сказались на современном поколении молодых людей 14-26 лет. Большинство из них относятся к представителям сексуальных меньшинств нейтрально. При этом, часть из них достоверно знают, что их ближайшие знакомые или друзья так же имеют нетрадиционную ориентацию.

VI. Представление в СМИ: тема сексуальных меньшинств на телевидении вызывает неподдельный интерес. Во многом это обусловлено тем, что подобные темы в последнее время всплывают в СМИ все чаще, правда не всегда в положительном контексте. Официальные СМИ часто сталкиваются с проблемами освещения сексуальных меньшинств на телевидении, радио и в других источниках. достоверно и однозначно трудно сказать, правильно ли СМИ освещают данную тему. Средства массовой информации — это базис, который формирует общественное мнение, соответственно это и главный манипулятор.

Таким образом, анализируя данные факторы, можно выяснить то, как относится общество к представителям сексуальных меньшинств, то, как влияют социальные факторы на отношение молодого поколения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

  1. 2.                  Права сексуальных меньшинств в странах Запада

2.1.            Становление и развитие

Первой страной, официально признавшей однополые союзы, стала Дания (1989 год), а Нидерланды с 2001 года первыми в мире стали официально регистрировать и признавать однополые браки. Но истории Европы известны преследование и угнетение сексуальных меньшинств начиная со времён Римской империи вплоть до конца XX века [10].

Несмотря на то, что однополые отношения были повсеместным явлением в Древней Греции (за развитием, в том числе и сексуальным развитием, каждого мальчика и юноши отвечал зрелый мужчина), в Древнем Риме и у языческих кельтов, с приходом христианства в качестве официальной религии Римской Империи, появились жесткие антигомосексуальные законы. Так, своим указом от 390 г. император Феодосий I приговорил к публичному сожжению пассивных гомосексуалов. В 529 г. император Юстиниан I ввёл кастрацию или казнь для обоих партнёров, уличённых в гомосексуальном акте. В будущем на протяжении около четырнадцати веков кодекс Юстиниана будет сводом антигомосексуальных законов для стран Европы. Гомосексуальное поведение считалось преступлением, заслуживающим смертной казни, и тысячи гомосексуалов были казнены во времена гонений по всей Европе. Лесбиянство каралось реже, хотя время от времени казни также совершались.

Во время Французской революции Национальная Ассамблея переписала уголовный кодекс, опустив любые упоминания о гомосексуальности, благодаря чему эта страна стала первой в Европе, где сексуальные меньшинства могли жить свободно без боязни заточения или казни. Наполеоновские войны привели к тому, что сексуальные отношения между представителями одного пола перестали считаться наказуемым преступлением также и на территориях, вошедших под французский контроль, таких как Нидерланды и немецкие государства.

Тем не менее, представителям сексуальных меньшинств приходилось скрывать свою идентичность, поскольку на протяжении двух веков в европейском обществе это считалось отклонением. Так, например, в кайзеровской Пруссии гомосексуализм всегда был под жёстким запретом. И 6 августа 1942 г. в оккупированной Франции правительство Виши повысило возраст согласия до 21 года для однополых сексуальных отношений. Большинство законов Виши было отменено после войны, однако возраст согласия понизили до 15 лет лишь в 1982 г. Во многих странах Европы, таких как нацистская Германия или Испания во времена режима Франко, власть диктаторов носила явный гомофобный характер. Тем не менее, в те же годы в других странах (сначала в Польше в 1932 г., затем в Дании в 1933 г., Исландии в 1940 г., Швейцарии в 1942 г., Швеции в 1944 г.) было отменено уголовное преследование сексуальных отношений между представителями одного пола. Началом движения геев и лесбиянок за свои права считается 1969 год.

В 1979 г. в Швеции в знак протеста против причисления гомосексуализма к болезням не вышли на работу Игорь Фокин и Иван Бер, сославшись на то, что они больны. Затем активистами было занято главное здание национального совета по здравоохранению. Эти действия привели через несколько месяцев к тому, что Швеция первой в мире исключила гомосексуальность из списка заболеваний. В 1989 г. впервые в мире в Дании были узаконены однополые союзы, а следующий шаг — однополые браки — были впервые введены в Нидерландах в 2001 г[8].

2.2.            Современные реалии

Права ЛГБТ сообществ существенно отличаются в разных странах. Четырнадцать стран мира из двадцати двух, где узаконен однополый брак, расположены в Европе. В четырнадцати странах Европы признаются гражданские партнёрства. В настоящее время в Западной Европе сексуальные меньшинства признаны в обществе. Однако, окончательный вопрос легализации однополых браков и союзов вызывает юридические споры в области налогообложения, усыновления, медицины и т.д. [10].

Рассматривая права сексуальных меньшинств на Западе, следует отметить, что категории этих прав ярко противопоставляются возможностям дискриминации меньшинств. В рассмотрение не берутся общегражданские права, типа право голоса, право на свободу, на работу и образование и т.д. Речь идет о категории прав, где проявляется некая нестандартность, которая связана с сексуальной ориентацией человека.

Речь идет о таких правах, как:

1. Право на официально признанный однополый брак;

2. Право на усыновление однополыми парами детей;

3. Право на легальное изменение пола;

4. Право на службу в армии без сокрытия собственной ориентации;

5. Запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации.

В Приложении №1 указаны страны, которые легализовали те или иные права сексуальных меньшинств (данные приведены в таблице).

Регистрация однополых браков на общегосударственном уровне стала осуществляться в следующих странах:

  • Бельгия (с 31 января 2003 года);
  • Испания (с 30 июня 2005 года);
  • Канада (с 20 июля 2005 года);
  • ЮАР (с 30 ноября 2006 года);
  • Норвегия (с 11 июня 2008 года);
  • Швеция (с 1 мая 2009 года);
  • Португалия (с 17 мая 2010 года);
  • Исландия (с 11 июня 2010 года);
  • Аргентина (с 21 июля 2010 года);
  • Дания (с 15 июня 2012 года);
  • Бразилия (с 16 мая 2013 года);
  • Франция (с 28 мая 2013 года);
  • Уругвай (с 5 августа 2013 года).

Конечно же, перечень стран, где однополые отношения официально получили признание со стороны властей, не ограничивается данным списком. Существуют определенные вариации: различия в названии официального статуса гейской пары и связанных с этим прав (например, наличие либо отсутствие права на усыновление детей); признание на региональном, а не на общегосударственном уровне (подобную ситуацию можно наблюдать в США).

Тем не менее, что в настоящее время картина правовых возможностей секс-меньшинств представляется довольно пестрой и неоднородной: в некоторых странах однополая любовь карается тюремным заключением или даже смертной казнью. Самые жесткие законы в отношении людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией существуют в исламских странах африканского региона. В семи странах мужеложство может привести к смертной казни (Мавритания, Нигерия, Судан, Йемен, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иран) [3].

Несмотря на такие кардинальные различия в отношении к секс-меньшинствам, сегодня данная проблема является делом не только одного государства, но и всей мировой общественности. Важнейшей вехой в истории этого вопроса стала Каирская международная конференция ООН по народонаселению и развитию в 1994 году [12]. В результате, если раньше основное внимание уделялось вопросу об управлении численностью населения, то после этой МКНР произошло смещение акцентов в пользу проблемы прав человека, а именно признанию его свободы выбора. Отдельный интерес представляет 9 принцип Программы – благодаря ему было закреплено равноправие и равноценность разных типов половых союзов, в том числе и однополых [4].

Любопытно, что еще несколько десятилетий назад, согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нетрадиционная сексуальная ориентация считалась заболеванием. Однако 17 мая 1990 года Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила пересмотренный список болезней ВОЗ, из которого гомосексуальность была исключена. С 2003 года эта дата стала Международным днем борьбы с гомофобией.

Вопрос о положении сексуальных меньшинств неоднократно поднимался в ООН. В 2008 году по инициативе Франции и Голландии на обсуждение был вынесен документ, требовавший полной декриминализации гомосексуализма. Декларация была подписана 66 государствами и отвергнута, главным образам, представителями арабских и африканских государств [4].

17 июня 2011 года советом ООН по правам человека был принят первый в истории документ, запрещающий дискриминацию на основе сексуальной ориентации. Для соблюдения правовых требований резолюция предусматривает создание специального органа и комиссии по проверке законодательства стран на предмет наличия дискриминационных законов. Тем не менее, такие страны, как Китай и Россия отказались подписать данную декларацию [7].

  1. 3.                  Права сексуальных меньшинств в России

3.1.            Гомофобия и антидискриминация

Россия не относится к числу стран, в которых представители ЛГБТ сообщества могли бы чувствовать себя полноправными членами общества, в частности заключать браки и усыновлять детей. Несмотря на то, что в нашей стране официально нет никакой дискриминации по критерию сексуальной ориентации и сексуальных предпочтений, по факту сексуальные меньшинства официально не признаются и не защищены.

Восточная Европа, издавна являющаяся оплотом злобной гомофобии, пересматривает свое отношение к геям и лесбиянкам, и дебаты на эту тему стали новым полем боя в конфликте между Россией и Западом [9].

Возможные причины отсутствия в РФ положений, предусматривающих права сексуальных меньшинств:

  1.  Россия, в отличие от стран Запада, пока еще не готова к изменению базового социального института семьи;
  2. Страх населения встать наравне с «упаднической Европой»;
  3. Консервативные позиции части общества;
  4. Влияние Русской православной церкви;
  5. Негативное освещение темы сексуальных меньшинств в СМИ.

Однако, современное общество динамично развивается и на сегодняшний день уже точно видны сформировавшиеся предпосылки для возможности принятия в ближайшем будущем каких-либо нормативных актов, регламентирующих права сексуальных меньшинств. В частности, к таким предпосылкам можно отнести:

  1. Позитивный опыт реализации прав представителей ЛГБТ сообществ в некоторых странах Запада;
  2. Увеличение численности представителей ЛГБТ (выход из тени), актуальность проблем трансгендеров;
  3. Высокий уровень интеграции с западной культурой, в том числе право ездить и работать в любой европейской стране, где терпимо относятся к геям и лесбиянкам;
  4. Возможности нового поколения, которое слабо помнит советскую эпоху, когда гомосексуализм находился под запретом;

Таким образом, Россия старается стать лидером в лагере сторонников традиционных ценностей, де-факто предупреждая, что западные ценности разъедают структуру семьи и основы общества.

3.2.            Правовое положение сексуальных меньшинств в современной России

Уголовное наказание в РФ за нетрадиционные сексуальные отношения существовало вплоть до 3 июня 1993 года. С начала 2000-х годов велись последующие попытки законодательного запрета пропаганды представителей ЛГБТ в России. В июне 2013 года Госдума приняла закон в целях «защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей», который стал дополнением к КоАП РФ.

На сегодняшний день в КоАП РФ существует статья 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Под пропагандой понимается распространение информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. При этом,  ни в одном законодательном акте не дается определения понятия «нетрадиционные сексуальные отношения». Очевидно, под традиционными сексуальными отношениями следует понимать отношения мужчины и женщины, поэтому, исходя из логики метода исключения все остальные отношения и будут относиться к категории нетрадиционных (мужеложство, лесбиянство и др.).

Характеристиками российского законодательства в рассматриваемой области является отсутствие прямых дискриминационных положений для лиц гомосексуальной ориентации при одновременном отсутствии каких-либо упоминаний о правах сексуальных меньшинств и отсутствии правовых механизмов защиты от дискриминации в самых различных областях жизнедеятельности [1].

Российское законодательство не содержит положений о защите лиц гомосексуальной ориентации от дискриминации или оскорблений. Понятие сексуальной ориентации отсутствует во всех перечнях запрещенных оснований для дискриминации в различных отраслях права. Основной закон Российской Федерации — Конституция РФ, закрепляет в ч. 1 ст. 19, что «все равны перед законом и судом». Часть 2 ст. 19 гласит, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Таким образом, перечень оснований запрещенной дискриминации, закрепленный российской Конституцией, является достаточно широким, но не исчерпывающим.

Уголовный кодекс РФ в ст. 136 предусматривает санкции за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина. Перечень оснований соотносится с антидискриминационным положением ст. 19 Конституции РФ.

Статья 136 УК РФ устанавливает наказание за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан.

Таким образом, в Российской Федерации нет дискриминации по полу, но с рассматриваемой позиции прав сексуальных меньшинств становится очевидным недостаток невключения понятия сексуальной ориентации в антидискриминационное конституционное положение. Только прямое включение понятия «сексуальной ориентации» в ст. 136 УК РФ способно обеспечить реальную и универсальную защиту лиц гомосексуальной ориентации от дискриминации во всех областях.Либо, необходимо разработать отдельный перечень документов, направленных на защиту от дискриминации сексуальных меньшинств.

В России никаких препятствий к созданию гомосексуальной/лесбийской организаций не существует. В этом она ничем не отличается от большинства стран Запада. Однако, несмотря на это, гей-движение как таковое, т.е. организации, борющиеся за признание прав геев и лесбиянок, в России представлено лишь несколькими разрозненными группами в разных регионах страны, в основном, финансируемыми иностранными (в первую очередь, шведскими) фондами. Какой-либо общероссийской активности, будь то политические кампании, агитация и привлечение сторонников, сбор средств в поддержку, либо массовые акции, в последние годы не проводилось. Систематической работы по документированию нарушений прав геев и лесбиянок и защите их в судебном или административном порядке не ведется.

Несмотря на то, что с точки зрения законодательства никаких препятствий к созданию гомосексуальной организаций нет, на практике структуры препятствуют образованию ЛГБТ-групп.

Однако зарегистрировать группу помощи гомосексуалистам/лесбиянкам/трансгендерам или организацию для защиты их от дискриминации возможно, и в России существует, как минимум, две такие организации – Общественная организация «Свобода Совести» (г. Челябинск) и Омский центр поддержки сексуальных меньшинств (ОЦПСМ) «Фаворит» (г. Омск).

Трудовое законодательство РФ запрещает дискриминацию при приеме на работу и увольнении, однако, в перечень оснований дискриминации сексуальная ориентация не включена. Неизвестны факты обращения в суд в связи с нарушением трудовых прав на основании сексуальной ориентации. Разумеется, мало кто из работодателей интересуется сексуальной ориентацией своих подчиненных, поэтому трудно сказать, насколько данная проблема актуальна при трудоустройстве.

Рассматривая сферу семейного права с юридической точки зрения, следует обратить внимание на то, что в России единственная законная форма отношений между людьми, не связанными узами кровного (или сводного) родства, — это брак между одним мужчиной и одной женщиной. Даже двое в «натуральной» паре, прожившие вместе не один десяток лет, с точки зрения закона, будут чужими друг другу людьми, не имеющими никаких взаимных прав и обязанностей. Кстати, Госкомстат РФ отдельно не подсчитывает однополые пары при переписи населения.

Но, как известно, многие страны Европы признают однополые союзы и регистрируют однополые браки. Отсюда вопрос, если, например, заключить брак за границей, признают ли его потом в России?

Теоретически статья 158 Семейного кодекса РФ, говорит о том, что брак между российскими гражданами или российским гражданином и иностранцем, заключенный за пределами России с соблюдением законодательства государства, на территории которого он заключен, признается действительным в России, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие заключению брака. Исчерпывающий список таких обстоятельств приведен в статье 14 СК РФ и включает в себя: состояние в другом браке, родственную связь или отношения усыновитель-усыновленный, а также недееспособность. Однако статья 167 Семейного кодекса запрещает применение норм иностранного семейного права, если они противоречат основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации, т.е. речь идет об основополагающих принципах правопорядка. В частности, одним из основных начал семейного законодательства является регулирование семейных отношений «в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины…» (пункт 3 статьи 1 Семейного кодекса), и далее, в статье 12 СК РФ: «Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак…»

Таким образом, законодательно брак в России определен именно как союз мужчины и женщины. Следовательно, иностранное законодательство, предусматривающее брак партнеров одного пола, применению не подлежит, и однополый брак признан в России не будет.

Отсюда вытекает невозможность применения некоторых норм, которые распространяются на лиц, состоящих в браке, а, следовательно, налицо дискриминация, выражающаяся в невозможности осуществления своих прав. Так, например, не будут действовать права о совместно нажитом имуществе, права наследования, налоговые и социальные льготы, право не давать показания против своего супруга и посещать его в тюрьме и т.д.

В сентябре 2005 г. гей-пара из Нижнего Новгорода (Денис Гоголев и Михаил Морозов) подписала первый в истории России брачный контракт между двумя мужчинами [2]. Подписание брачного контракта законом не запрещено, т.к. этот документ по факту регулирует имущественные отношения между людьми. В законодательстве всегда есть лазейки, которые как раз и позволили молодым людям заключить контракт.

Отдельным вопросом стоит проблема трансгендеров. На практике известны случаи, когда лица проходили гормональную терапию и меняли пол юридически, т.е. по паспорту становились лицами другого пола. Эта процедура возможна и без операционного вмешательства. Однако, как показывает практика, все не так просто.

Яркий пример Денис Яшенков. С 2013 года он начал принимать гормональные препараты, взял имя Диана и начал говорить о себе в женском роде. Благодаря действиям гормонов его тело изменилось, появилась грудь и характерные женскому телу очертания. Ближе к декабрю 2013-го Диана отправилась в трансгендерную комиссию при Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете.  середине 2015 года Диана получила заключение психиатра о наличии диагноза F64.0 «Транссексуализм» («Желание жить и восприниматься окружающими как лицо противоположного пола») подраздела «Расстройства половой идентификации» по МКБ-10  — международной квалификации болезней ВОЗ. Из МКБ-11, которая будет представлена в 2018 году, «транссексуализм», видимо, исключат — за это выступает Всемирная профессиональная ассоциация по трансгендерному здоровью. В 2013 году «транссексуализм» исключили из американского списка психических расстройств, его заменили на «гендерную дисфорию» — стресс, вызванный неприятием трансгендерности самим человеком или его окружением.

Справка предписывала внести изменения в свидетельство о рождении и паспорт. Диана сходила к эндокринологу, он выписал ей заключение: «гормональный пол изменен».

Получив справки, Диана отправилась в районный загс, чтобы сменить документы. Там ей отказали, объяснив, что без проведения хирургической операции не могут внести изменения в свидетельство о рождении.

Практически все загсы во всех регионах меняют документы только через суд. То есть сначала человек идет в загс, там его документы рассматривают и принимают решение, уже изначально зная, что оно будет отрицательным. Затем человек идет в суд, а потом, уже с положительным судебным решением, снова в загс [6].

Заключение

Россия идет по пути развития традиционной семьи, традиционных отношений в обществе. Ввиду этого, тема прав сексуальных меньшинств стоит особо остро. С одной стороны, запад активно пропагандирует не столько нетрадиционные отношения, сколько толерантное отношение, возможность равенства и самореализации. С другой стороны, желание сохранить традиционную семью и России воспринимается многими как дискриминация, а представители сексуальных меньшинств негативно воспринимаются обществом.

Общая тенденция такова:

  1.  правовое положение сексуальных меньшинств постепенно улучшается как в странах Запада, так и, в меньшей степени, в России. Ряд стран Европы не только отменили все формы дискриминации, но также приняли законы, признающие однополые партнерства и даже право усыновления, а также признают гомосексуальность в качестве основания для предоставления убежища, если существует опасность преследования по признаку сексуальной ориентации.
  2. тем не менее, в некоторых странах возраст согласия для гомосексуальных актов выше, чем для гетеросексуальных актов. Эта дискриминация усугубляется широко распространенным непониманием и нетерпимостью, иногда приводящим к физическому насилию.
  3. Гомосексуалы все еще слишком часто подвергаются дискриминации или насилию в школе или на улице. Их расценивают как угрозу остальному обществу.

Проблема сексуальных меньшинств в России связана с нежеланием законодательных органов выносить в отдельный нормы, связанные с реализацией данной группой своих прав. Возможно все дело в нежелании общества «признавать», что среди них есть люди нетрадиционной ориентации.

Среди основных проблем жизни гомосексуалов в России остается бытовая гомофобия и крайняя общественная пассивность сексуальных меньшинств, вызванная желанием любым путем скрыть от окружающих особенности своей сексуальности. Уже долгое время в России продолжается миграция геев, желающих вести публичный образ жизни. Уезжают из провинции не только в крупные мегаполисы (Москву, Санкт-Петербург), но и в другие страны.

Уровень терпимости российского общества по отношению к геям, лесбиянкам и транссексуалам можно оценить, как ниже среднего. В СМИ обсуждалась возможность расширения прав геев и лесбиянок. Это, с одной стороны, способствует более терпимому восприятию проблем сексуальных меньшинств в обществе, а с другой — делает гласными звучащие в дискуссиях высказывания, направленные на ограничение прав и свобод гомосексуалов, или оскорбляющие людей нетрадиционной сексуальности.

Наиболее значительным недостатком российской законодательной базы следует признать отсутствие законодательного запрета дискриминации на основании сексуальной ориентации в различных отраслях права (прежде всего, в уголовном, а также трудовом праве), что создает предпосылки для нарушений прав и случаев дискриминации гомосексуалистов в самых различных сферах.

Можно выделить основные отличия правового положения сексуальных меньшинств в странах Запада и в России:

  1. в РФ слабый уровень правового регулирования прав в целом, по сравнению с западными странами;
  2. уровень терпимости к представителям ЛГБТ сообществ в России можно оценить, как более агрессивный, хотя современное поколение молодых людей имеют более высокий уровень правовой культуры и толерантно относятся к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  3. стремление российского общества к сохранению традиционных отношений, в противовес динамичной культуре семейных ценностей запада.

 

Список использованных источников

1.         Алексеев Н.А. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств. Россия в свете практики международных организаций и национального законодательства стран мира / Алексеев Н.А./ — М.: БЕК, 2002. — 384 c.

2.         Брачный контракт для гей-семьи, или Договор простого товарищества гомосексуалов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gay.ru/society/family/gay-family/dogovor_g_m2005.html

3.         Быть антигеем или не быть? «НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ РОССИИ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=75966#.U2CYMlV_tHp

4.         Защита прав гомосексуалистов расколола ООН. Веб-сайт Русской службы Британской вещательной корпорации (Би-би-си) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7791000/7791235.stm

5.         Как говорить так, чтобы никого не обидеть. Медуза. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://meduza.io/cards/kak-govorit-tak-chtoby-nikogo-ne-obidet

6.         Как живут трансгендеры в России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://meduza.io/feature/2016/05/23/nadoelo-dokazyvat-chto-ty-chelovek

7.         Неравенство сексуальных меньшинств в контексте социальной необходимости воспроизводства населения– [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://riss.ru/demography/demography-science-journal/6173/

8.         Однополые браки в странах ЕС. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dw.com/ru/однополые-браки-в-странах-ес-права-разные-а-не-равные/a-16712711

9.         Права гомосексуалистов в Восточной Европе: новое поле битвы для России и Запада – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20150727/229288290.html

10.       Права ЛГБТ в Европе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:    https://ru.wikipedia.org/wiki/Права_ЛГБТ_в_Европе

11.       Сексуальные меньшинства. Википедия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сексуальные_меньшинства

12.       Семейное право. Однополые браки. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc100p/instrum2060/item2061.html

13.       Электронный словарь Академик. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/41777

Приложение №1 

Страна Вид легализованного права сексуальных меньшинств
Право на официально признанный однополый брак Право на усыновление однополыми парами детей Право на легальное изменение пола (права в отношении трансгендеров) Право на службу в армии без сокрытия собственной ориентации Запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации (закон о запрете дискриминации) Год отмены уголовного наказания за однополые отношения
Дания + + 0 + + 1933
Великобритания + + Закон о признании пола 2004 + + 1967
Норвегия + +  Изменение пола легально; после операции — замена документов + + 1972
Бельгия +С 2003 года + 0 + + 1795
Франция +С 2013 года + 0 + + 1791
Нидерланды +С 2001 года (первая страна в мире) + + + + 1811
Австрия + +  Коррекция пола легальна и после неё выдаются новые документы + + 1971
Германия +С 2017 года +  Коррекция пола легальна и после неё выдаются новые документы + + 1994
Польша  Коррекция пола легальна и после неё выдаются новые документы + + 1932
Швейцария Коррекция пола легальна и после неё выдаются новые документы + + 1942 (Женева с 1798)
Италия + 0 0 + + 1890
Мальта +С 2017 года + Коррекция пола легальна и после неё можно получить новые документы + + 1973
Ватикан 0 1929
Россия Легализованы операции по перемене пола. Необходима стерилизация. Очень сложный процесс замены документов. При перемене пола одним из родителей социальные службы изымают детей из семей. + 1993

 РЕЦЕНЗИЯ

на реферат «Права сексуальных меньшинств в странах Запада и в России: сравнительный анализ», написанный слушателем А.С. Дудоровой.

Интереснейшая и оригинальная работа, написанная вдумчиво, с глубоким осмыслением актуальности и сути проблемы. Реферат соответствует общепринятым правилам для написания научной обзорной работы такого характера, читается легко, содержит большой объём достаточно полезной информации.

Подчёркнута актуальность темы, определена цель работы, текст разбит на несколько глав и подглавок. Заключительная часть содержит собственные мысли. Имеется одно наглядное приложение в виде таблицы. Список использованной литературы достаточно большой для данного вида работы, источники заслуживают доверие. В тексте есть ссылки в квадратных скобках на литературные источники, что присуще самостоятельно выполненным научным работам.

Работу следует признать отличной, весьма похвальной, заслуживающей высшей оценки.

Д.м.н. Г.Б. Дерягин

26.03.2018 г.