№14 Представления о сексуальной норме в разных возрастных когортах в современной России

Жарина П. А.

Клинический психолог

Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных направлений. Это связано с тем, что глубокие изменения в профессиональной, бытовой, досуговой деятельности, вызванные повсеместным прогрессом, привели к качественным преобразованиям в отношениях между поколениями.

Прежние моральные, этические, правовые регуляторы поведения в сексуальной сфере отмирают, а вместо них постепенно и противоречиво утверждаются новые, требующие пристального изучения психологов, демографов, культурологов, социологов. Особую актуальность и социальную значимость исследование этой проблемы приобретает в условиях современной России, где в связи с изменениями идеологических позиций, социальных ориентиров, режимов правления, переменчивостью в сфере духовенства, значительно острее, чем когда-либо, стала ощущаться противоречивость в понимании данной проблемы в различных возрастных и социальных общностях.

Сказываются особенности национальных культур, ценностных ориентации отдельных индивидов. Отмечается незащищенность детей и подростков от растущей сексуализации жизненного пространства.[6] Сложившаяся ситуация возникла в связи с тем, что долгое время сексуальное воспитание в нашей стране не определялось как специальная научная и практическая педагогическая задача. Сексуальное просвещении в России проходило через совершенно противоречивые этапы взлетов и падений, от полного раскрепощения, до запрета на уровне правительства.

Даже сейчас, в технократический век, человек не имеет возможности приобщиться к сексуальной культуре,  ведь СМИ, современное искусство дают иные образцы её проявления, становиться, как никогда, сложно разобраться, что есть сексуальная норма. В то же время, в школьной системе образования до сих пор отсутствует какая-либо целостная система сексуального просвещения и воспитания детей разного возраста. Определение критериев сексуальной нормы — достаточно сложная задача вследствие тесного переплетения биологических, социальных и личностных факторов, влияющих на половую жизнь человека, а также многообразия связанных с ней индивидуальных отклонений.

Зависимость понятия нормы от комплекса культурных факторов, религиозных убеждений, морально-этических требований, господствующих в отдельных социальных группах или в обществе в целом, приводит как к чрезмерно широкой трактовке сексуальной нормы, так и к неоправданно жесткому ее ограничению, вплоть до полного отрицания самой возможности многообразия сексуального самовыражения личности.     Только разработка четких научных критериев сексуальной нормы позволяет провести границу между тем, что следует считать нормальным и здоровым, и тем, что рассматривается как ненормальное, патологическое, а значит, требующее определенной коррекции. Искаженные, неправильные  представления о сексуальной норме нередко создают у людей значительные трудности в личной жизни и могут вести к формированию у них сексуальных дисгармоний и дисфункций.[5]

Немецкий сексолог С. Шнабль (1981) считает, что на понимание нормы в сексологии оказали влияние три основных ее понятия. Первое — норма как некий моральный постулат, этическое требование, то есть своего рода идеальный образец сексуального поведения, предписанный обществом. Такого рода нормы появлялись и менялись в процессе исторического развития общества, что зависело от господствующих религий или классов, установившихся культурных и моральных норм. Их объявляли абсолютными и «естественными», хотя порой они противоречили элементарному здравому смыслу. Во втором случае норма — средняя величина, выведенная из частотных характеристик тех или иных сексуальных проявлений. При таком подходе нормальными считаются такие сексуальные проявления, которые встречаются у большей части людей, а к ненормальным относят все то, что наблюдается сравнительно редко.[1]

И.С. Кон выделял три основных аспекта в определении нормы сексологических проявлений:

– понятие нормы употребляется в моральном смысле, обозначая такое поведение, которое считается правильным в свете существующей системы нравственности.

– мы говорим о норме в статистическом смысле: как в среднем ведут себя люди в данном обществе, когда в среднем начинается половая жизнь, с какой интенсивностью она развивается и т. п.

– мы говорим о норме в физиологическом смысле, имея в виду оптимальный режим для данного организма.

Васильченко Г.С. к выделяемым И.С. Коном трем аспектам определения нормы сексологических проявлений, добавляет еще два:

– возрастной и конституциональный. [4]

И.С. Кон утверждал, что разные поколения Россиян можно разделить по признаку их отношения к сексуальности и к гендерным отношениям. Так, поколение, родившееся  после 1965 года сформировавшееся после 1980 г. — поколение гласности, когда сексуальность открылась как тема, доступная к обсуждению, как тема не стоящая  под запретом, после обсуждения, которой может последовать наказание. В этот период социуму того времени только становилась доступна мысль о том, что сексуальность — нормальная часть повседневной жизни. [2]

Поколение «нулевых» сформировалось и до сих пор формируется по другому пути, благодаря информационным ресурсам, всеобщей доступности, которая не имелась у людей прошлых поколений, нынешняя молодежь находится в состоянии информационного «сексуального изобилия». Но то же понятие можно использовать и для характеристики отношения представителей старшей возрастной группы по отношению к младшей: избыток информации на интимные темы не ограничен навыками ее фильтрации.

Таким образом, между двумя ближними поколениями существуют значительные информационные различия, а также различия в степени толерантности отношения к собственной и чужой сексуальности. Для обоснования этой теории мною было проведено исследование в отношении представлений о сексуальной норму у испытуемых обеих групп. Всего в исследовании участвовало две группы людей, в возрасте старше 40 лет (20 участников) и старше 18 лет (20 участников). Исследовались отношение к различным видам секса, сексуальным ориентациям и гендерным взаимодействиям. Исследование проводилось с использованием психологических методик:

  1. Методика «незаконченного предложения». Её преимущество заключается в индивидуальном подходе и свободе размышлений. Методика позволяет выявить иррациональные проявления, нелогичное поведение и неосознаваемые отношения.
  2. Методика П. Вержеса, с помощью которой можно выявить структуру социальных представлений, на которой базируются представления о сексуальной норме респондентов разного возраста. Важность применения ассоциативных методик для исследования социальных представлений объясняется тем, что именно они дают возможность получить символический, имплицитный материал — ключевой для анализа представлений.

Общая предпосылка исследования непосредственно связана с социально-общественными процессами, происходящими в нашей стране на протяжении жизни исследуемых поколений. Сексуальная норма, как феномен динамический, неотъемлемо связана с историей и ее становлением. Между поколениями существует пробел в понимании и становлении сексуальных норм в рамках стремительно меняющихся общественных отношений. Старшее поколение во время полового созревания и времена юношества было ограничено в источниках информации об интимной жизни, а также находилось в рамках современной им общественной морали. Эротические фильмы были под запретом и сексуальные нормы не формировались самостоятельно, а передавались из поколения в поколение.

У представителей второй обследованной группы информационные порталы, имеющие отношение к интимным проблемам, существуют в больших количествах. У более молодого поколения был выбор, слушать и перенимать представления о сексуальных нормах у своих родителей или же строить свои на просмотренных, прочитанных источниках. Проведенное нами исследование частично подтверждает это.

Респондентами пройден ряд методик, основываясь на результате которых, мы может сделать вывод, что во многом представления о сексуальных нормах между групп опрошенных,  схожи друг с другом.

По результатам методики П. Вержеса отличия были выявлены лишь в отношении к сексуальным меньшинствам, к стабильным отношениям и к сексу на одну ночь, что может говорить об особенностях воспитания и исторических аспектах.

Сравнительный анализ ответов на вопросы методики «неоконченных предложений» испытуемых обеих групп показал, что основные отличия в понимании сексуальной нормы заключаются в отношении к разновидностям секса и к сексуальным ориентациям.

На основе представленных данных можно сделать вывод, что младшее поколение обладает большей сексуальной раскрепощенностью, в отличии от старшего.

Предложения, касающиеся возраста, количества партнеров, отношения к сексу до свадьбы, онанизму и оргазму примерно одинаковы и находятся на одном уровне.

Возраст вступления в половую жизнь у обеих групп респондентов находится примерно на одном уровне – от 16 до 18 лет.

Реакция на онанизм или секс своих родственников у обеих групп одинаковая – смущение, неловкость, желание уйти.

Опрошенные респонденты-женщины в одинаковой степени испытывают как клиторальный, так и вагинальный оргазм.

В приведённых таблицах отражено различие в социальных представлениях у разных возрастов, но заметна она в понятиях, которые относятся к разновидностям секса и сексуальным ориентациям. Это можно связать с тем, что поколение, сформировавшееся после 90-х годов, было больше подвержено влиянию информационных потоков (в первую очередь, через сети Интернет).

Также можно предположить, что этому способствовало снятие запретов на обсуждения сексуальных тем, в связи с этим уровень сексуальной раскрепощенности значительно выше, чем у респондентов старшего возраста.

Литература:

1. Доморацкий В. «Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств», — М. 2009

2. Кащенко Е.А. Основы культурной сексологии. Курс лекций: Учеб пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3. Кащенко Е.А. Основы социокультурной сексологии. М., 2002.

4. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988. С. 257-293.

5. Кон И.С. Введение в сексологию: Учебное пособие. М.: Олимп, ИНФРА — М, 1999.

6. Кон И.С. Человеческая сексуальность на рубеже XXI века. В поисках сексуальности. СПб. 200

7.Кибрик Н.Д, Прокопенко Ю.П Супружеская секс-терапия 2015

8. Райх В. Сексуальная революция. СПб-М., 1997.

Приложения:

Опросник по методике «Незаконченных предложений.

Пол _____ Возраст ______

1 Объективным возрастом вступления в половую жизнь я считаю _____________________________

2 Анальный секс я считаю _______________________________________

3  У «порядочной» девушки должно быть максимум половых партнеров ?  (сколько) ______________

4 У «порядочного» парня должна быть максимум половых партнеров? (сколько) ___________________

5 Я считаю секс до свадьбы ______________________________________

6 Я считаю оральный секс ______________________________________

7 Просмотр порно для меня ______________________________________

8  Флирт для меня _____________________________________________

9  Флирт с другим человеком помимо моего супруга/партнера я считаю ________________________

10 Свинг (обмен сексуальными партнёрами между парами) в сексе я считаю ____________________

11 Узнав об измене супруга(и)/партнера я отреагирую (как?) ________________________________

12 В сексе должен доминировать (какой пол?) _____________________

13 БДСМ (сексуальные отношения, затрагивающие ролевые игры в господство и подчинение)  для меня ______________________________

14 Я пробовал секс со своим полом ________________________________

15 К гомосексуалам я отношусь как к _____________________________

16 Секс втроем для меня ________________________________________

17 Если я застану секс своих детей/родителей, я ____________________

18 Онанизм я считаю _________________________________________

19 Если я застану своих детей/родителей за онанизмом, то я ____________________________

20 Я испытываю оргазм, если _____________________________________

21 Я испытываю только вагинальные или только клиторальный оргазм. (нужные подчеркнуть, или подчеркнуть оба) ______________________

22 Я испытывал(а) оргазм в своей жизни (сколько раз) _______________

23 К записи домашнего порно я отношусь как _______________________

24 Для меня больше приемлем секс МЖМ или ЖМЖ ________________

25 Вы произносите дополнительные фразы в сексе для увеличения сексуального желания? ________

26 Часто вы меняете позы в сексе? ________________________________

27 Сколько поз вы используете? __________________________________

28 Как вы относитесь к парам, чей возраст сильно отличается друг от друга? ___________________

29 Девственность для меня _______________________________________

30 Считаете ли вы себя бисексуалом ______________________________

31 К людям, которые могут себе позволить поцеловаться с представителем своего пола, я отношусь __________________________

32 Приемлемым возрастом для начала просмотра порно, я считаю _____

===============================================

Пример опросника по методике Вержеса.

«Секс на одну ночь». Стабильные отношения.
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
Минет. Куннилингус.
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
Гомосексуальность. Гетеросексуальность.
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
Анальный секс Вагинальный секс.
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.

Результаты исследования по методике «неоконченные предложения» (I группа) Таблица 1.

   Незаконченное предложение    Варианты ответов
1.    Анальный секс я считаю…    Приемлемым 10Нормой 6

Сексом для геев 4

2.    БДСМ для меня…    Допустим в легкой форме 12   Интересные 6Странные 2
3.    Секс втроем для меня…    Это интересноПриемлем

Смотря с кем

Недопустим

4.   Свинг в сексе я считаю…    Разнообразие  5Возможным 5

Неприемлемым 6

Изменой 4

5.    К гомосексуалам я отношусь …   Как к обычным людям 10Как к травмированным 6

Как к больным 4

6.    К записи домашнего порно я отношусь как …    К чему то интересномуКак к норме

Я пробовал

7.    Вы произносите дополнительные фразы в сексе для увеличения сексуального желания?    Да 11Редко 7

Нет 2

Таблица 2. Результаты исследования по методике «Неоконченные предложения» (II группа)

  Незаконченное предложение   Варианты ответов
1.    Анальный секс я считаю…    Неестественным 7Болезненным 6

Противным 4

Нормальным 3

2.    БДСМ для меня…    Неприемлем 10Извращение 5

Уместен в меру 3

Мерзок 2

3.    Секс втроем для меня…    Измена 11Извращение 3

Недопустим 3

Интересен 3

4.    Свинг в сексе я считаю…    Изменой 15Не допустимым 3

Извращением 2

5.    К гомосексуалам я отношусь как …    К больным 7К уродам 6

Отрицательно 5

Мерзким 2

6.    К записи домашнего порно я отношусь     как …    Глупому занятию 4Бреду 6

Интересному занятию 8

7.    Дополнительные фразы в сексе для       увеличения сексуального желания?    Нет 16Сейчас нет 3

Анализ ассоциативных рядов по методике Вержеса.

Отношения к понятию «Секс на одну ночь» (I группа).

Таблица 3

Ассоциации Частота встречаемости
1.

Страсть

18

2.

Алкоголь

16

3.

Курортный роман 2
4. Эмоции

11

5.

Не разборчивость 8
6.

Опасность

7

7.

Плохой секс 2

8.

Деньги

4

9. Проституция

7

10

Пикап

3

11 Флирт

14

12

Интрига 6
13 Болезни

9

14

Опустошение

5

Отношения к понятию «Секс на одну ночь» (II группа). Таблица 4

  №   Ассоциации   Частота встречаемости

1.

                 Заболевания                         14
2. Опасность

5

3. Легкомыслие

13

4.

Алкоголь 7

5.

Отчаяние 3

6.

Глупость 11

   7.

                Неразборчивость                           9
8. Одиночество

9

9. Поиск

4

  10              Безответственность                          16

Отношение к понятию «Стабильные отношения» (I группа ) Таблица 5

Ассоциации Частота встречаемости

1.

Стабильность 9

2.

Любовь

18

3. Оргазм

9

4.

Эмоции 3

5.

Качественный секс 10
6. Страсть

3

7.

Девушка/Парень

14

8. Семья

12

9.

Дети 6

10.

Брак

9

11. Ответственность

8

12. Забота

14

Отношение к понятию «Стабильные отношения» (II группа) Таблица 6

Ассоциации Частота встречаемости

1.

Семья  20

2.

Дети 18

3.

Брак 16

4.

Труд 3

5.

Развитие

11

6. Чувства

15

7. Ответственность

9

8. Понимание

8

9. Поддержка

16

10. Любовь

5

Отношение к понятию «Гомосексуальность» (I группа) Таблица 7

Ассоциации Частота встречаемости

1.

Люди 15
2. Мода

12

3. Манерность

5

4.

Борьба 10

5.

Непонимание

7

6.

Одиночество

4

7.

Мерзость 3

8.

Парады 4

9.

Болезнь 9

10

Голубой цвет 8
11. Психологическая травма

15

12. Скрытность

9

13. Театральность

9

14. Страх

5

15. Вычурная одежда

3

Таблица отношения к понятию «Гомосексуальность» (II группа). Таблица 8

Ассоциации

Частота встречаемости

1.

Мерзость  18

2.

Уродство 16

3.

Больные 11

4.

Отклонение 20

5.

Против природы 9
6. Извращение

17

7. Отвратительно

18

8. Показуха

8

9. Болезни

11

10. Парады

7