Сексологи России: откуда россиянам знать о сексе?

Андрей Фостер — психолог-сексолог

Детеныши животных получают знания от своих родителей, взрослых особей о том, как охотиться, как добывать пищу, как выживать. Часть навыков они получают в процессе игры с другими детьми. Процесс их взросления происходит довольно быстро по человеческим меркам и определяется в первую очередь половой зрелостью, способностью продолжать свой вид, дать роду продолжение во времени и пространстве.

«Человеческий детеныш» находится в процессе взросления значительно дольше – до 18-20 лет (а некоторые и всю жизнь).  Это обусловлено тем, что человек вынужден перенимать несопоставимо большую часть знаний, адаптироваться к жизни в социуме, получать разнообразные навыки и информацию, необходимые для выживания. Этот процесс в этологии называют неотенией, затяжным взрослением, когда особи достигают половой зрелости, но при этом имеют определенные признаки невзрослых особей.

Значительным аспектом социализации для человеческого индивида является получение знаний и опыта  его сексуальности. Сексуальность человека значительно шире, чем у других животных. Она включает в себя не только биологические и психические стороны жизни, но и социальные. Как же современные жители России получают знания о сексе, как наши соотечественники изучают сексуальность?

Психологи-сексологи провели в России исследование на тему: «Где и как люди получают знание о сексуальности».  Учитывая предыдущий опыт работы наших сексологов, результаты большей частью были предсказуемы. Так, почти 20% россиян ответили, что получают знания «на себе», на своем собственном опыте. Если к этому числу добавить 8,3% респондентов, которые сказали, что нигде не получали знания о сексе и сексуальности, получается, что более четверти жителей России развиваются сексуально также, как и много веков назад: что-то попробовали, что-то почувствовали, как-то получилось…

Но есть другой, довольно большой процент россиян, которые получают знания о сексуальности из книг (19,5%), читают статьи или смотрят обучающие видео в интернете (9%), наконец, обмениваются опытом со знакомыми (16%), получают информацию от родителей (6,5%). Т.е. 42% участвовавших в опросе стремятся расширить свои познания о сексе и собственной сексуальности. Хотя, эти категории и получают неравнозначную информацию, в плане развития своих знаний о сексе они находятся в более выгодном положении относительно предыдущих категорий, которые не ищут информацию вне своего опыта.

Несколько неожиданными стали данные о количестве людей, которые почерпнули «знание о сексе»  из порнографических материалов. В отличие от периода 90-х, когда порнография появлялась на видео, и начала 2000-х, ознаменовавших период «свободного порно» в интернете, в 2014 году менее 2% опрошенных ответили, что знания о сексуальности они получали из просмотра порно материалов. Это дает определенную надежду на то, что меньшее количество мужчин будет обращаться к психологам-сексологам с невротическими комплексами, воспитанными порно сценариями.

Но все же в целом, как и ожидалось, опрос в очередной раз доказал, что сексологическое образование в России для большинства жителей не является актуальным с их точки зрения.

 

Интересно, что двадцать лет назад иследование примерно с такими же вопросами проводилось в нашей стране профессором Кащенко. В то безинтернетное время наиболее популярными средствами получения информации о сексуальности были видео салоны, порно и эротическая продукция  с видеокасет. Часто проводились эротические выставки, музеи выставляли эротику и не только. Поэтому некоторые вопросы звучали в анкетах иначе. Однако, сравтительная картика показывает, чем отличается ситуация:

 

Итак, основной источник информации о сексуальности россиянина остается процесс самопознания на собственном теле, и если раньше такими же сопутствующими источниками были книги и друзья, то в 21 веке — это книги и сексуальные партнеры и партнерши.