№ 11 Сексуальная память

Сапрыкин Евгений Александрович – психолог-сексолог

Память – основа любого информационного процесса. Само значение слова информация (придавать вид, форму) предполагает создание некоторого образа, который и является средством памяти. Память существует в двух связанных и противоположных процессах: интериоризации и экстериоризации, иными словами, сохранения информации и её воспроизведения.

Сексуальность – совокупность когнитивных, аффективных и поведенческих проявлений связанных с деятельностью по удовлетворению половой потребности. Сексуальность детерминирована как биологически, так и социально.

К компонентам сексуальности относятся пол, гендерная роль и гендерная идентичность, сексуальная ориентация и сексуальная идентичность. Каждый из этих компонентов  включает физиологические, психологические, социальные, культурные аспекты [1].

С появлением  жизни, а жизнь — это информационный процесс, появляется и память. И большую часть времени существования жизни выступает в форме нуклеиновых кислот. Большую часть истории Земли размножение было бесполым. Существуют свидетельства появления полового размножения 548 млн. лет назад. Появление стратегии полового размножения объясняется эволюционистами разными путями.

Первичная сексуальная память связана с программированием процесса обмена генетическим материалом между особями. Такой процесс можно наблюдать у простейших – конъюгация у инфузорий (различных половых типов) с обменом генетической информацией  [4]. Эта память содержит инструкции межиндивидного взаимодействия, (который однажды эволюционирует в сексуальное влечение  и поведение у человека), деятельности по  достижению и привлечению партнера. А это целый комплекс сенсорных, выделительных и двигательных реакций клеточного аппарата. Опознание партнера здесь зависит от запрограммированной генетически способности выделять сигнальные молекулы и воспринимать их отличая от других. Поэтому эти сигналы становятся видоспецифичными (ср. с феромонами).

  Выделение полов связано с формированием двух основных субпопуляций, использующих разные репродуктивные стратегии. Таким образом, филогенетически ранняя сексуальная память содержит информацию о типе собственного полового поведения и о характеристиках полового партнера. Половые хромосомы у человека содержат инструкции по дифференциации гонад и производству гамет, экспрессии гормонов и чувствительности тканей к ним. Память на данном уровне формируется путем эволюции генов. Хотя, в отличие от бесполых видов, на эволюцию здесь начинает влиять половой отбор, генетически разводящий половые субпопуляции и дополнительно ускоряющий эволюцию вида [8].

Итак, на данном уровне памяти находятся инструкции по половому поведению, включающие стремление к партнеру, критерии выбора партнера,  совокупность химических изменений, движений и внутриклеточных изменений, связанных с взаимной генной рекомбинацией. Эта память сформирована как естественным, так и половым отбором.

Онтогенез многоклеточных организмов обеспечивается тем, что генетический аппарат клеток многоклеточных организмов имеет способность реагировать на воздействия среды. Это проявляется в эпигенетических процессах изменяющих экспрессию генов. Эпигенетика является краеугольным камнем многоклеточности. Она обусловливает морфогенез и специализацию клеток. Стволовые клетки, воздействуя друг на друга и подвергаясь воздействиям среды, меняют экспрессию генов и становятся теми или иными типами клеток. Так из генотипа формируется фенотип. Эпигенетические изменения являются формой памяти и обеспечивают способность генома гибко взаимодействовать со средой.  В отличие от генетической памяти, эпигенетическая в некоторых случаях может быть стерта в пределах онтогенеза или в пределах нескольких поколений [10].

Что касается сексуальности, эпигенетика определяет половой морфогенез. Дифференциация, специализация клеток и образование анатомофизиологического базиса сексуальности в мозге (как и любой иной функции) имеет свой уровень вариативности, триггер и сензитивный период.

Строение отделов мозга, отвечающих за сексуальность, зависит от уровня различных триггерных гормонов в период её закладки и заданной генетически чувствительности различных областей мозга. Так определяется, например, сексуальная ориентация и идентичность [12,13]. На анатомическом уровне ингибирование или экспрессия генов отражается на численности специализированных субпопуляций клеток в отделах мозга ответственных за сексуальное ориентирование (амигдала, гипоталамус).

Таким образом, геном обладает эпигенетической памятью, позволяющей оперативно (в эволюционных масштабах) реагировать на  изменения среды вариациями фенотипа в генетически заданных пределах. Изменения, производимые под управлением эпигенетических изменений, запечатлеваются в морфологии тела и, в частности, мозга. Это можно назвать соматической памятью [10].

Упомянутые формы сексуальности обусловлены генетической и эпигенетической памятью. Сюда входят половые клеточные механизмы, программа структуры тела, в том числе мозга, которое включает все половые безусловные рефлексы и инстинкты. В этой памяти хранятся различные акцепторы результата действия: характеристики полового партнера, потомства и весь комплекс поведенческих программ связанных с ними. Здесь заданы рамки индивидуальной вариативности развития сексуальной конституции (сексуальность/асексуальность), сексуальной идентичности, сексуальной ориентации, сексуальных  стратегий (моногамия, полигамия) [10].

Следующий уровень памяти связан с психическим хранением информации, связанной с наличием нервной системы. Доля психической обусловленности в половом поведении растет по мере развития сложности нервной системы. Для животных заданная генетически вариативность сексуального поведения может модулироваться социальной средой. Здесь действуют факторы сексуальной конкуренции, наличия партнеров, количества ресурсов, сексуального опыта. Все эти модуляции в целом обеспечиваются посредством психической памяти. Так формируются сексуальные навыки, развиваются эрогенные зоны, сексуальные привычки, стиль [1].

Импринтинг – форма обучения филогенетически находящаяся между безусловным и условным реагированием. В образовании импринта  участвует нервная система. Она запоминает из внешней среды характеристики объекта, которые затем жестко включаются в цепи безусловных рефлексов. К таким импринтам относится запоминание полового партнера у моногамных видов животных, выражающееся в чувстве привязанности у человека. В образовании такой формы памяти участвуют гормоны (вазопрессин, окситоцин) [11].

В целом, память бывает оперативная и долговременная. Оперативная память связана с сенсорным регистром памяти (иконическая память) и кратковременной памятью, здесь создаются образы предметов реальности и следы восприятия, необходимые для поддержания целостности картины реальности [9].

Оперативная память является основой интеллекта и возможности решения многофазных задач, поскольку непосредственно связана с вниманием и мыслительными операциями (синтез, анализ). Оперативная память и интеллект играют огромную роль в социальной жизни приматов. Борьба за статус и сексуального партнера предполагает максимальное использование интеллекта. Здесь к сексуальности подключаются социальные и когнитивные умения. Устрашение сексуальных конкурентов и скрытие секса от лидера, подкуп и обмен, поощрительное спаривание, образование коалиций скрепленных сексуальными дружескими узами – все это требует одновременного оперирования несколькими фактами «в уме». Оперативная память создает основу для выработки  сексуальной тактики. Поиск полового партнера, вступление с ним в контакт и вся совокупность действий ведущих к коитусу имеет у человека сложный вид, требующий постоянного моделирования, прогнозирования, т.е. оперирования объектами в уме.

Оперативная память может переходить в долговременную. Здесь хранится сексуальный опыт эмоции, образы действий, мест и характеристики партнеров. Долговременная память является хранилищем осознаваемых и неосознаваемых сексуальных сценариев, стилей, ролей. Опыт может менять сексуальное поведение на долгое время в последующей жизни. Например, ранняя социальная изоляция или хронический стресс может ингибировать сексуальность [5,6]. А чем больше сексуальных контактов имел индивид, тем активней его сексуальные реакции. И наоборот: угасание половых рефлексов в зрелом возрасте возможно при воздержании [2,3].

Долговременная память хранит целостные сенсорно-смысловые образы и не имеет строгой локализации в мозге. Связи в долговременной памяти могут быть как логическими, так и  метафорическими.

В терапевтических воздействиях в сексологии и при организации сексуального просвещения и воспитания важно учесть следующие моменты. Для закрепления опыта в памяти имеет значение его большая аффективная окрашенность, неоднократное повторение и припоминание, логическое или метафорическое ассоциирование с предыдущим опытом или другими частями запомненной информации. Так используются автоматические (непроизвольные) механизмы памяти на службе у произвольной памяти.

 Произвольная же память – высшая психическая функция, является функцией сознания. Она социальна по происхождению, по структуре опосредована знаком, символом. В образовании этой памяти участвуют два коммуницирующих субъекта [9]. И в этом смысле она связана с надиндивидной формой памяти – культурой. Культура хранит совокупный опыт социума. Это долговременная память общества.

На уровне культуры сексуальный  опыт общества хранится в виде социальных норм в отношении сексуальности. Эти нормы интериоризируются социализирующимися индивидами и становятся их сексуальными установками (долговременная память). В культуре запечатлены, например, гендерные роли, сексуальные стереотипы, приемлемые правила сексуального поведения [1]. Социальная среда производитель двух видов норм – предписательной и описательной. Предписательная норма – это эталон. Описательная норма — отражает характеристику большинства [7]. Нормы устойчивы во времени и передаются от человека к человеку в пределах социума.

 Изменения в нормах происходят за счет массового изменения нормы адаптации индивидов, а также вкладов в культуру производимых деятелями науки и искусства. Они формируют в памяти общества новые логические и метафорические связи.

Выводы:

Можно заключить, что в консультировании в сексологии важно проинформировать клиента о том, что не всё поддается коррекции. Такие аспекты сексуальности как сексуальная идентичность, сексуальная ориентация, способность к долговременному партнерству, половая конституция – во многом определяются генетически и эпигенетически до рождения или в раннем возрасте. Но генетически также определяется и индивидуальное окно вариаций признака в онтогенезе. В некоторой степени этим можно воспользоваться при психокоррекции сексуальности.

На сексуальное поведение наибольшее влияние оказывает ранний опыт. Здесь много запоминается в форме импринта. Улучшение социальной ситуации ребенка скажется положительно на развитии его сексуальности, желании и способности получать удовольствие от секса. В определенных пределах уровень сексуальной активности можно развивать и поддерживать или уменьшать. Также развитию значительно поддаются эрогенные зоны, способность испытывать удовлетворение. Для этого нужно приобретать сексологические знания и умения, развивать сексуальные навыки.

Эти элементы сексуальной культуры можно передавать при сексологическом консультировании. Для усвоения их важно использовать как логические объяснения (научно-популярные книги и фильмы), так и метафорические приемы (искусство: литература, кино, живопись), необходимо мотивировать клиента на повторение и припоминание информации (спрашивать о том, что он запомнил, или просить написать эссе, давать домашнее задание с упражнениями). Важно чтобы клиент постоянно социализировался, развивался, приобретал разнообразный сексуальный опыт и усваивал социальные нормы высокой культуры, способствующие развитию его сексуальности и поддержанию сексуального здоровья.

Список литературы:

1. Агарков С. Т., Кащенко Е. А. Сексуальность в цивилизации: от пещер до небоскребов (Социогенез сексуальности). Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии». -М.: РНСО, 2010.- 490 с.

2. Агарков С. Т., Кащенко Е. А.  Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности. Учебное пособие к курсу  «Психологическое консультирование в сексологии». – М.: РНСО, 2011. – 251 с.

3. Амстиславская Т.Г., Гладких Д.В., Белоусова И.И., Маслова Л.Н., Попова Н.К. Влияние сексуального опыта на половое мотивационное и копуляторное поведение самцов крыс // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2010. Т. 96. № 2. С. 154-162.

4. Асланян М. М., Солдатова О. П. Генетика и происхождение пола. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «биология». — М.: Авторская академия; Товарищество научных изданий КМК, 2010. — 114 с.

5. Булыгина В. В. Влияние хронического стресса в препубертатном периоде на проявление половой активации у взрослых самцов крыс // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. — 2001. — Т. 87, N 7. — С. . 945-952. –

6. Булыгина, В. В. Влияние социальной изоляции в ювенильном периоде на половую активацию у взрослых крыс // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. — 2005. — Т. 91, N 11. — С. . 1356-1365

7. Майерс Д. Социальная психология.  СПб.: Питер, 1997 — 688 с.

8. Мэтт Ридли // Секс и эволюция человеческой природы (Matt Ridley. The Red Queen: Sex and the Evolution of Human Nature) М: Эксмо, 2011 г. С: 448

 9. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии.

10. Несса Кэри. Эпигенетика: как современная биология переписывает наши представления о генетике, заболеваниях и наследственности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

11. Zoe R. Donaldson, Larry J. Young. Oxytocin, Vasopressin, and the Neurogenetics of Sociality // Science. 2008. V. 322. P. 900–904.

12. LeVay, Simon (1993). The Sexual Brain. Cambridge, Massachusetts

13. William G. Reiner, M.D., and John P. Gearhart // Discordant Sexual Identity in Some Genetic Males with Cloacal Exstrophy Assigned to Female Sex at Birth, M.D.N Engl J Med 2004; January 22, С.350, 333.