№10 Развитие профессиональной парадигмы в области сексологического консультирования

Дайджест актуальных новостей ВОЗ

БОСТАНДЖИЕВ Румен – психотерапевт, сексолог, доцент, доктор медицины ЦХН в БСУ, член Европейской федерации по сексологии и Европейской ассоциации по сексуальной медицине

 Сексуальность в контексте современной науки

Долгие годы сексуальная тематика была исключена из поля серьезной научной мысли в христианском мире. Первые более серьезные опыты вступить на эту опасную  территорию со стороны отдельных представителей медицины относятся к концу 19-ого века. Первоначально  исследовательский  интерес фокусировался на  сексуальное поведение и то на те его аспекты, которые дают основание заклеймить его как абнормное.

В начале 20-ого века интерес переносится на субъективные эротические переживания и  на то, каким способом они  влияют на поведение человека.

Труды Зигмунда Фрейда и созданное им психоаналитическое направление имеют огромное значение для сосредоточения научного интереса к сексуальным переживаниям и взаимоотношениям. Они были сопровождены могучими социальными движениями за равноправие женщин и мужчин в индустриальных странах. Многие из учеников Фрейда разбивают догматизм классической психоанализы и создают традиции для исследования сексуальности в более широком и разнообразном культурно- историческом и междуличностном контексте.

Развитие современной сексологии после Второй мировой войны пытается интегрировать успехи в области психотерапии с достижениями медицинской практики. До начала 21-ого века исследовательский и прагматический интерес к сексуальности сильно повлиян медицинской моделью, которая фокусирует внимание преимуществено на сексуальные дисфункции, нарушения, расстройства и затруднения. Разрабатываются разнообразные диагностические методы и терапевтические подходы, в которых утверждается „био- психо- социальный подход”, который интегрирует достижения конвенциональной медицинской практики с возможностями  индивидуальной, фамильной психотерапии и в паре. Сексуальное образование как теория и как практика остаются на заднем плане.

Еще в восьмидесятые годы прошлого века и прежде всего в начале   двадцать первого века в современной  психологии и психотерапии наступили замечательные перемены. Медицинская модель, ориентированная на патологию и терапию, что свойственно  доминирующей психоаналитической традиции того времени, уступает все больше места Гуманистической психологии, которая ставит акцент на человеческий потенциал и возможности развития.

При этой переориентации все болше специалистов сосредоточивают свои усилия не только лишь  на диагностику и терапию уже возникших проблем, а пытаются раскрыть в проблемных ситуациях прежде всего возможности развития и усовершенствования на личностном и партнерском уровне.

Этот новый фокус позволяет профессиональному консультированию в области  сексуального здоровья приобрести более широкую цель. Оно должно не только  идентифицировать  „патологию” в диагностическом процессе, чтоб восстановить „ норму” терапевтическим воздействием. Консультирование, ориентированное на развитие, оценивает ресурсы и возможности усовершенствования, имеет за цель укрепить благополучие партнеров в интимной паре, развивая их компетентности. При том, эти оба процесса- терапия и развитие, не противопоставляются, а рассматриваются в взаимосвязи. Самая хорошая терапия это та терапия, которая открывает неиспользуемые до этого возможности и стимулирует развитие.

С другой точки зрения — успешное развитие  является самой хорошей профилактикой  огромных по числу проблем, возникшие в результате заблокирования поненциала личности и пары. Тем более- проблемные  и кризиссные ситуации рассматриваются как шанс для развития, это, при профессиональной поддержке, могло бы пройзойти и в самых неблагоприятных ситуациях.

Параллельно с развитием терапевтично- косультативных практик, в большинстве индустриальных стран в второй половине 20-ого века, начинается разработка и применение разных программ СЕКСУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В зависимости от доминирующих идеолигеческих реальностей в отдельных странах, это педагогическое направление не только обеспечивает знания  анатомии и физиологии половой системы и сексуального взаимодействия ( Половое просвещение), но и ставит себе цель создать адекватные  актуальной социально- политической ситуации  моральные нормы сексуального поведения и семейной жизни ( Половое воспитание). В странах Социалистического лагеря половое воспитание входит в рамку  так названного „ коммунистического воспитания” и оно направлено на создавание „здоровой социалистической  семьи”,  основанное на равноправии  мужчин и женщин, на регламентирование сексуальных отношений исключительно в рамках брачных отношений и с особым акцентом на брачную  верность.

Развитие современных моделей сексологического консультирования

В современной теории и практике сексологического консультирования  как основополагающиие приняты разработки выдающейся семейной пары Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон (Mastrs, W&V.Johnson, 1966, 1970).  Разработанная ими, на основе многолетних лабораторных исследований, модель „копулятивного цикла” динамически описывает процесс сексуального общения, дает возможность обособить и спецефические затруднения мужчин и женщин в  отдельных фазах этого порцесса. В 1959- ом / тысяча девятьсот пятьдесят девятом /  году, в Медицинском университете в Вашингтоне, Мастерс и Джонсон основали Клинику лечений сексуальных дисфункций. Там они разработали и осуществили первую целостную терапевтическую программу  в этой области. Она уникална тем, что учитывает специфику сексуального общения как процесс партнерства и таким образом перешагает за  пределы  индивидуального физиологического канона, что свойственно конвенциональной медицине того времени. Применяя системный подход в понимании сексуального взаимодействия, они определяют сексуальную пару и взаимоотнощения между партнерами как объект терапевтической практики (Masters,W., V.Johnson, 1970).

 Мастерс и Джонсон , в разработанной модели психосексуальной терапии, знакомой еще как «sextherapy”, ставят акцент на необходимость обследования отношений между партнерами и на поддержку изменений в коммуникации между партнерами. По их мнению, успешное преодоление сексуальных затруднений в паре, происходит за счет изменений в представлениях, в ценностях и в моделях поведения.

Не пренебрегая  значением тщательного медицинского обследования и идентификации специфических болезненных процессов у каждого из партнеров, Мастерс и Джонсон пререкидают мост к зараждающейся  в то время в США системной фамильной психотерапии, интегрируя в нее и некоторые постановки когнитивно- поведенческого подхода. Ключевое значение в психосексуальной терапии имеет преодоление страха „неудачи”, блокирующий сексуальное желание и сексуальные реакции. Основная терапевтическая техника для изменения в стиле эротического общения и переживания в психосексуальной терапии Мастерса и Джонсона  эта т.н. „sensatefocus“- отмена императивного фокусирования на сношении и перенаправление внимания партнеров на возможность  взаимного чуственного удовольствия и эмоциональной близости другими способами.

До конца 20-ого века модель психосексуальной терапии, часто называемой только SexTherapy , приобретает исключительную популярность по всему миру. Одновременно с этим, модель обогощается и  развивается благодаря многочисленным новым исследованиям в области сексологии.

Сексуальная медицина и предлагаемая ею терапевтическую модель   при сексуальных проблемах

За последние десятилетия консультативная и терапевтическая помощь, предлагаемая при сексуальных проблемах, обогащается и развивается в разных направлениях. Одно из них это Сексуальная медицина, которая  с 2008-ого года была зарегистрирована   как самостоятельная клиническая специальность в странах Европейского союза. Эксперты в этой области раскрывают глубину специфики физиологических процессов, связанных с нервно-гормональной регуляцией сексуального поведения, с динамикой  сексуального желания, эрекции, эякулации и оргазма. В некоторых клинических дисциплинах как урология, эндокринология, кардиология, психиатрия, были установлены важные взаимодействия разных специфических заболеваний с сексуальной жизнью пациентов. Были разработаны новые диагностические методы, раскрывающие патологические отклонения разных органов и в разных системах организма,  отвечающие за сексуальные реакции.

Развитие Сексуальной медицины тесно связано с прогрессом фармокологической индустрии и с предложением терапевтических средств, которые помогают в случаях затрудненной эрекции. В 1998-ом году ввели в употребление первый ингибитор фосфодиэстеразы /ФДЭ- 5 /, который вызвал большой интереса у миллионов мужчин, у которых были затруднения „получить и удержать” удовлетворительную эрекцию, каждый ра,з когда они или их партнерши это хотели. С целью получить новые „секс-таблетки”, заинтересованных мужчин направляли к врачам /преимущественно к урологам/, а затрудненная эрекция интерпретировалась  на основе медикаментозной  парадигмы, как  „эректильная дисфункция”. Таким образом, в короткий срок после появления  первого ингибитора /ФДЭ- 5/, в научной литературе появились множество исследований, доказывающие развитие пандемии „эректильной дисфункции”, охватывающая мужчин несмотря на их возраст. Господствует внушение, что основная причина „ эректильной десфункции” это сосудистые и гормональные нарушения, а самые подходящие специалисты,  которые могут поставить диагноз и вылечить мужчин от этой проблемы- это урологи и эндокринологи, применяющие в основном медикаментозные препараты. В оперативной практике появились новые возможности для коррекции некоторых более редких нарушений сосудов, но в целом, в Сексуальной медицине  утвердились ведущие специалисты в области урологии и эндокринологии, которые  несмотря на формально объявленное желание применять холистический подход, оставались в плену органно- локалистического мышления,типичного для конвенциональной  современной медицинской  практики.

Старт Первой международной академии по сексуальной медицине в 2007-2008 году предоставил  возможность интегрировать медицинское познание и опыт в области сексуального здоровья и распространять новую медицинскую компетентность среди  больше врачей в мире. К сожалению, однако, в программе этой Академии психотерапевтический поход был сильно редуцирован и квалификация в этой области была сведена к минимуму. Развитие этой инициативы в следующие годы указывает на то, что Сексуальная медицина трудно преодолевает недостатки конвенционального медицинского мышления и практики, которые часто являются  заложником противоречивых экономическх интересов, бюрократических ограничений и сословны борьбы за превосходство между представителями различных профессиональных гильдий.

Сегодня интерес к интимной жизни пациентов является частью хорошей врачебной практики в большом числе клинических дисциплин, а возможности за эффективную помощь при заболеваниях, затрудняющих интимное общение, все больше увеличиваются. Сексологическая помощь, которая предлагается в мире в специализированных клиниках урологии, эндокринологии, кардиологии, отличается высоким уровнем специализированной компететностью в соответствующей медицинской области, но  не  всегда предлагает всеохватный био- психо- социальный подход, в основе традиций Мастерса и Джонсон. Подобный холистический подход, сочетающий достижения сексуальной медицины с интегративным  психотерапевтическим подходом, сегодня существует только в ограниченном числе специализированных сексологических звеньев мира. Фрагментарность консультативных услуг, предлагаемых в остальных урологических и эндокринологических клиниках, обычно компенсируется  работой терапевтов или  сетью специалистов с различным клиническим опытом, которые имеют базовую квалификацию по сексуальной медицине и психосексуальной терапии.

С аналогичной идеей   в 2007-ом  году в Софии  была создана частная  клиника „Камедика” при Болгарской ассоциации по сексуальной медицине .

Системно-интегративная модель сексологического консультирования и терапии

Одна из самых  замечательных моделей целостной интердисциплинарной терапевтической помощи, которая предлагается лицам и парам с сексуальными проблемами, это Мультимодальная терапия Арнольда Лазаруса(Lazarus,A., 1989, 1997). Его подход является не очередным  из многих возникших психотерапевтических модальностей, что характерно к концу прошлого века, а открытой  моделью для интеграции основных аспектов человеческого бытия, включающей поведение, емоциональные переживания, ощущения, воображение и когнитивный процесс. К этим 5 /пяти/  психологическим аспектам, он добавляет междуличностные отношения и биологические факторы, включающие и воздействие медикаментов и других медицинских подходов.

Мультимодальный подход  является не только самым прагматичным опытом для интеграции самого ценного из постоянно множащихся психотерапевтических модальностей /свыше 400 четырехсот разных школ в наши дни/. Идея постичь целостность и законченность на теоретическом и прикладном уровне интегрирует конвенциональную медицинскую практику с богатством психотерапевтического понимания и воздействия. Лазарус исключительно успешно применяет мультимодальный подход в терапии сексуальных проблем, особенно при преодолении затруднений, связанных с сексуальным желанием и эротическим возбуждением. Можно сказать,что это самая популярная и эффективная модель сексологичной помощи, предлагаемая в конце 20-ого века.

Сексологическое консультирование в наши дни

Развитие профессиональной помощи в области интимных отношений и сексуального здоровья в начале нового тысячелетия определяется не только бесспорным толчком в Сексуальной медицине, но и замечательной революцией в области нейро наук, она позволила создать более целостную и всеохватную основу интегративной науки о человеке. Переломный момент в этом развитии это возможность осмыслить более глубоко  и  аргументировано вековую тему о связи  между телесном и психическом, между материальном и идеальном.  Придерживаясь развития современной физики, которая еще в начале 20- ого века разрушила ограничения физики Ньютона и предложила более  широкий  и провокативный ракурс Квантовой физики, современная нейронаука пытается понять взаимодействие между сознанием человека и процессами в теле на принципиальном новом уровне. Это возможно тогда, когда взаимодействие рассматривается  преимущественно как динамический обмен потока информации и энергии. Существенный элемент в этой новой модели для  понимания   здоровья и благополучия как информационно- энергетический процесс, это включение, вместе с телом и сознанием, третьего неотъемлемого элемента – это отношения между людьми. Один из самых выдающихся  авторов современной нейро науки — это Дэниел Сигел, который разработал фундаментальную модель  понимания человеческого благополучия, основанного на триединстве между биологическими факторами/ тело, мозг/, индивидуальным сознанием и человеческими отношениями (Siegel, D. 2012). В  „Треугольнике благополучия”, который Сигел предлагает, сознание, тело и отношения рассматриваются не как три отдельные области реальности, а как три аспекта  одной и  той же реальности, неразрывно связанны и взаимообусловлены.Эти три аспекта связаны с тремя основными процессами в этой системе- с регуляцией, с обменом и  процессом  возникновения / механизм/.

 Приоритетное место в современных нейро- психологических исследованиях уделено возможности человека активно менять физиологические процессы в своем теле, мобилизовывать свои не используемые психологические ресурсы и оптимизировать отношения с людьми (Ранкин, Л., 2014).

Современный подход к Сексуальному образованию

В последние две десятилетия замечаем перенаправление исследовательского и прикладного интереса с преимущественно клинической, фокусированной на патологию и терапию  деятельности, к деятельности, ориентированной  на активное развитие компетентности, которая дает возможность людям успешно преодолевать препятствия в интимной жизни постоянным индивидуальным и совместным развитием.

В этом направлении  существенно происходит эволюция в области сексуального образования. Если в прошлом веке понимали  его в основном  как „просвещение”, которое дает знания, советы и рекомендации для безопасной и укрепляющей здоровья сексуальной жизни,  сегодня образовательная деятельность, связанная с сексуалностью человека, все больше вписывается в рамки Образования для  развития социальной и емоциональной компетентности (Social and Emotional Learning – SEL).

Эта новая парадигма разработана  в области образования еще в 90 /девяностые/ годы 20-ого  века и широко популяризирована в США Дэниелом  Гоулман (Голман, Д., 2010, 2011).

Сегодня все больше становится неизбежной интеграция между традиционными терапевтическими подходами в медицине и психотерапии с образовательными подходами, ориентированные на усвоение  новых компетентностей. В основе этой интеграции лежит понимание, что именно  в моментах  испытания и кризиса, человек максимально мотивирован и способен сделать решительные шаги в своем развитии как личность, раскрывая свой неиспользованный до того момента потенциал, овладеть новыми компетентностями. Эта постановка действует и в конвенциональной медицине, потому что подтверждено, что огромная часть симптомов тела и развития хронических заболеваний, являются  ясным знаком нужды в изменении образа жизни, в выборе иных ценностей и моделей поведения, в  установлении  полнокровных и укрепляющих отношений с людьми.

Объединение этих трех традиций- медицинской, психотерапевтической и образовательной, развивающихся независимо, имеет мультиплицирующий эффект на профессиональную практику в области сексуального здоровья. Для достижения этой задачи будут нужны еще значительных усилий как в улучшении системы квалификации специалистов из этих трех областей,  так и в облегчении интердисциплинарного сотрудничества  в ежедневной клинической  и образовательной практике.

Непосредственное направление   на улучшение терапевтической практики с  людьми  и   парами с сексуальными проблемами осуществляется  фокусированием  внимания на консультативный процесс создания необходимой партнерской компетентности (Бостанджиев, Р., 2015). Это дает возможность партнерам не только преодолеть существующие моментные затруднения и неблагополучия, но и достичь более удовлетворяющей  и полноценной связи.

 

Список литературы

  1. Balfour, A. M. (2012). How couple relationshops shape our world. London: Karnac.
  2. Goleman, D. S. (2012). Beter parents, beter spouses, beter people. Northampton MA: MoreTthan Sound LLC.
  3. Hill, C. P. (1996). Individual differenceses in experience of sexual motivation: Theory and management of dispositional sexual motives. Journal of Sex Research 33, 1, 27-45.
  4. Lazarus, A. (1989). The Practice of Multimodal Therapy: Systematic, Comprehencive and Effective Psychotherapy. Baltimore: The John Hopkins University Press.
  5. Lazarus, A. (1997). Bref but comrehencive psychotherapy. The MultimodalYork: Springer publishing company.
  6. Leigh, B. (1989). Reasons for having and avoiding sex: Gender sexual orientation and relationship to sexual behavior. Journal of Sex Research 26, 2, 199 -210.
  7. Masters, W. V. (1970). Human Sexual Inadequacy. Bostsn: Little, Bown and Company.
  8. Mastrs, W. V. (1966). Human Sexual Response. Bostsn: Little, Brown and Company.
  9. Siegel, D. (2012). Pocked Guide to Interpersonal Neurobiology: An Integrative Handbook of the Mind. New York. London: W.W.Norton & Company.
  10. Бостанджиев, Р. (2015). Румен Бостанджиев. Хоризонти в развитието на човешките ресурси и знанието, . / Горизонты в развитии человеческих ресурсов и знания /Том II (стр. 249 — 258). Бургас: Бургаски свободен университет. / Горизонты в развитии человеческих ресурсов и знания
  11. Голман, Д. (2010). Новата социална интелигентност. София: Издателство «Изток — Запад».
  12. Голман, Д. (2011). Емоционалната интелигентност.  /Эмоциональный интеллект/ София: Издателство «Изток — Запад».
  13. Липтън, Б. (2012). Биология на убежденията. / Биология убеждений/София: Издателство «Изток — Запад».
  14. Липтън, Б. (2013). Спонтанна еволюция. Положителното бъдеще е постижимо. / Спонтанная  эволюция. Позитивное будущее и как туда добраться/София: Издателство «Изток- Запад».
  15. Липтън, Б. (2014). Магията на медения месец. Научно ръководство за създаване на Рая на земята.  / Магия медового месяца. Научное руководство как создать Рай на земле/ София: Издателство «Изток — Запад».
  16. Любомирски, С. (2008). Пътят към Щастието.Научно изследване за това как да постигнете живота, който искате да имате /Дорога к счастью.Научное исследование как добыться жизни, к которой стремитесь/. София: Издателство на МОНТ.
  17. Любомирски, С. (2013). Митовете за щастието. Какво трябва да ни направи щастливи, но не успява. Какво не трябва да ни прави щасливи, но успява. / Мифы о счастье. Что должно  сделать нас счастливыми , но не успевает. Что не должно делать нас счастливыми, но успевает/София: Издателство «Обсидиан».
  18. Роджърс, К. (2015). Начин да бъдеш./ Быть тем,кто ты действительно есть/ София: Издателство «Изток — Запад».
  19. Селигман, М. (2001). Изпитани техники за постигане на положителна нагласа /Как научиться оптимизму/. София: Издателска къща «Кибеа».
  20. Сийгъл, Д. Т. (2015). Как да развием потенциала на детския мозък. 12 революционни стратегии в помощ на родителите./Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего  развития мозга вашего ребенка/ София: Издателство «Хермес».
  21. Фредриксън, Б. (2015). Любов 2.0. Как върховната човешка емоция влияе върху чувствата, мислите, постъпките и всичко, в което се превръщаме. / Любовь 2.0.: как наши высшие эмоции влияют на то, что мы чувствуем,  думаем, делаем  и какими становимся    София: Издателство «Кибеа».