№9 ТРАДИЦИОННАЯ ИНДИЙСКАЯ ТАНТРА И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ТАНТРА: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЕ

«Traditional Indian tantra and modern Russian tantra: general and differences»

 МИХЕЕВА Анастасия Валерьевна

— психолог-консультант ООО «Йога Пресс», г. Москва,

студентка кафедры междисциплинарной сексологии ГЭТИ.

 

Аннотация

В статье рассматриваются основы традиционной индийской тантры и проводится сопо-ставление этих базовых принципов с современной российской тантрой – анализируется, что есть общего и какие есть различия.

Summary

The article covers the basics of traditional Indian Tantra and compares these basic principles with the reality of modern Russian Tantra — analyzes, if there are similarities and differences.

 

         Сегодня любой крупный город России пестрит вывесками и объявлениями обещаю-щими на своих занятиях не только неведомые сексуальные наслаждения, но и прочие ра-дости эзотерической экзотики. Повышенный интерес к данной тематике и невозможность получения достоверной информации не позволяют современному обывателю  разобраться в предлагаемых услугах. Попробуем ему помочь в этом нелёгком деле.

Изучив многочисленные предложения от московских «знатоков тантры», мы выяс-нили, что на этих занятиях нам предлагают:

— снятие психологических и телесных зажимов,

— возможность свободно обсуждать секс,

— освоение некоторых массажных техник,

— упражнения в парах и в группе, которые позволяют снять коммуникативный ба-рьер.

Возможно, определённую пользу такие тренинги могут приносить – но, самое любо-пытное, ни форма, ни содержание подобных занятий ни имеют никакого отношения к традиционной индийской тантре.

Тантризм – это религиозно-философская, эзотерическая традиция, использующая в качестве своих священных текстов тантры. Эта традиция получила распространение в индуизме и буддизме.

Словосочетание «религиозно-философская» указывает на неразделимость религиоз-ных и философских элементов тантризма. В Индии, в отличие от западных философских систем, не закрепилась практика отстранённого, «теоретического» познания истины, а значит, и не произошло отрыва философии от религии.

Философия тантризма опирается на следующие моменты:

1. Цель тантризма – окончательное освобождение от круговорота рождений и смер-тей (от сансары). Освобождение («мокша») – это кардинальная цель не только тантриче-ского пути, но и всех индийских традиций.

2. «Освобождение» («мокша») связывается с многообразием чувственного опыта, прежде всего с наслаждением. Идея «наслаждения» («ананды»). С точки зрения тантриче-ских мыслителей, в основе вселенной находится одушевляющий её абсолютный принцип, высшая реальность (далее – ВР).

3. ВР – это вечное соединение двух первопринципов, мужского и женского, которые персонифицируются в виде пары божественных супругов – Шивы и Шакти, находящихся в сексуальном союзе. Подчёркиваются не столько сами эти аспекты, сколько их тесная связь друг с другом. Иными словами, ВР – это «ананда», т. е. вечное блаженство, проистекающее из союза двух полярных принципов. Ананда представляет собой своего рода архетип любого возможного вида блаженства на эмпирическом уровне, которое всегда бессознательно стремится к этому идеалу и никогда его не достигает (в силу своей ограниченности во времени); кроме того, ананда – это та высшая полнота, из которой может возникнуть всё, это творческий матрикс мироздания. Поскольку Шакти не отделима от Шивы, выступая как его непосредственный агент по отношению к миру, то в тантрических практиках особую роль приобретают близкие отношения между женскими и мужскими партнёрами. Сексуальные практики, в которых посвящённые стремятся воспроизвести космическую иерогамию двух аспектов Абсолютного, занимают важное место в тантризме.

4. Идея Шакти как высшей универсальной энергии. Сакрализация женского начала. К примеру, с точки зрения последователей каликулы, Шакти полностью тождественна Абсолюту, она и есть этот Абсолют; без неё ничто не может совершиться, она – начало всего. Шакти – это Абсолют в материнском облике (шримата), рождающая мир и взращи-вающая его так, как рождает ребёнка и вскармливает его своим молоком любящая мать. Это первичная сила (адьяшакти), которая созидает, поддерживает и поглощает все сторо-ны мироздания.

5. Женское начало в индуистской тантре понимается как динамичное, производящее, источник развития реальных эмпирических феноменов. Поскольку мир производится усилием Шакти, он не может не быть сакральным: ведь всё, что исходит от богини, божественно. Эта идея приводит к недвойственности тантрического восприятия мира и тантрической практики. То, что многими духовными учениями отвергается как нечистое (например, тело может пониматься как источник греха, секс может толковаться как похоть и разврат), в тантрической практике используется как способ преодоления дуальности и приближения к единой реальности.

Шашибхушан Дасгупта пишет: «Абсолютная реальность, как считается, имеет два аспекта-атрибута – негативность и позитивность, статичность и динамичность, покой и подвижность, чистое сознание и чистое действие, субъективность и объективность, наслаждающееся и наслаждаемое. В абсолютном бытии эти два аспекта связаны друг с другом в состоянии абсолютной недвойственности, но в процессе становления или фено-менализации происходит отделение и дуализация. Этот процесс изменений или становле-ния через двойственность есть опутывание, связанность, и окончательное избавление от неё есть освобождение. Тайна всякой эзотерической садханы – разрушить все принципы дуализма и достичь окончательного состояния недуальности».

6. Идея тесной взаимосвязи микрокосмического (индивидуально-телесного) и мак-рокосмического (или трансцендентного) уровней. Как говорит Вишвасара-тантра относи-тельно тела, «то, что есть здесь, имеется и в другом (мире); то, чего нет здесь, нет нигде». К примеру, сакральному центру индийского универсума, горе Меру, соответствует позво-ночник, внутри которого располагается центральный энергетический канал (сушумна). Чакры, духовные центры «тонкого» тела – это питхи, традиционные места паломничества, и в то же время это семь миров индийской мифологии. В теле пребывают и самые высшие существа – Шива (Сознание) и Шакти (Энергия). Тантристы полагают, что у основания позвоночного столба индивида, на уровне тонкого тела, располагается Энергия, для названия которой они используют слово «Кундалини» (что обозначает «свернувшаяся кольцами»). Эта энергия находится у обычных людей в непробуждённом состоянии (она как бы «спит»), свернувшись в три с половиной витка. Пробудившись в результате особых усилий практикующего, Кундалини по психоэнергетическим каналам устремляется вверх, к Шиве, проходя на своём пути сквозь особые энергетические центры энергии – чакры. Наконец, тело как сакральное вместилище содержит в себе и все цели человеческого бытия. По словам «Маханирвана-тантры» (VIII. 140), человеческое тело – это вместилище Дхармы (служения своему Делу), Артхи (благополучия), Камы (чувственности) и Мокши (освобождения).

7. Представление об индивидуальном теле как о «зародыше» Вселенной. Физическое тело видится как эпитома вселенной и воплощение божественного начала. Отсюда – огромное практическое значение йоги. Тантристы исключительно высоко оценивают тело, считая его храмом, в котором обитает вечная душа, частица Бога («Пара-мартхасара», 5, «Куларнава-тантра» (IX. 42). Храм, будучи святыней, не может быть нечистым или греховным, поэтому мнение о нечистоте тела тантристы считают неверным. Без тела нет и человека как такового, не говоря уже о том, что без тела невозможно никакое его духовное развитие. В каком-то смысле можно говорить даже о существовании «культа тела» в тантризме. Однако тело – лишь инструмент для достижения самых высших духовных целей. Этот инструмент должен быть доведён до высшей степени совершенства. Практикующий стремится преобразить тело, развив его внутреннюю силу, обычно пребывающую в «спящем», т.е. неактивированном состоянии. Обретение контроля над этими энергетическими потоками тела совпадает с достижением высших состояний сознания.

Как мы видим, индийская традиционная тантра – глубоко философична. При этом «русская народная тантра» совершенно не предполагает не только сколь-нибудь глубокую философию, но и философию как таковую.

Кроме того, индийский тантризм духовно элитарен, недоступен для непосвящённых – передача знания происходит по цепи учительской преемственности (парампара) и пред-полагает принятие учеником серии посвящений (инициаций). При этом учитель тщатель-но отбирает учеников, достойных получения знания, и долго, годами, испытывает их, проверяя прочность их морально-этических качеств и наличие необходимых для постиже-ния тантры качеств характера (терпеливость, настойчивость в достижении целей, упор-ство в освоении сложной теории, скромность и другие). Важно отметить также то, что отношения учителя и ученика не имеют под собой никакой коммерческой почвы – знание не продаётся, оно бесплатно передается достойным.

При этом «русский народный тантризм» демонстрирует диаметрально противопо-ложный подход – в нём не существует института учителей, не предполагается отбор уче-ников, не проводятся дальнейшие посвящения тех, кто прошёл отбор. И, конечно же, ос-нова «русского народного тантризма» — коммерческая выгода ведущих тантра-тренингов.

При этом ведущие тантра-тренингов, предлагающие сексуальные тантрические практики, направленные на решение сексуальных проблем, в 8-ми из 10-ти изученных нами случаев не имели соответствующего образования ни в области работы с психикой (психологическое образование), ни в области работы с телом (медицинское или спортив-ное образование), ни в области сексологии (профессиональная переподготовка или повы-шение квалификации в рамках психологического или медицинского образования).

Таким образом, не имеющие образования и соответствующей квалификации пред-приимчивые граждане просто вырезали из традиционной индийской тантры идею са-кральности сексуального взаимодействия, позаимствовали красивое название «тантра», завернули в блестящую обертку из фрагментов психологии сексуальности — и на этом зарабатывают большие деньги. Вопросы, и морально-этического, и уголовно-правового толка появляются тогда, когда ведущими тантра-тренингов производятся умышленный обман, злоупотребление доверием и введение в заблуждение людей, стремящихся решить проблемы своей сексуальной жизни.

 Литература:

1.         Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб., 2000.

2.         Джохари Х. Чакры: энергетические центры трансформации. Пер. с англ. К. Семенова. Киев, 2001.

3.         Маханирвана-тантра. Пер. с англ. Е. Хазановой. М., 2003.

4.         Пахомов С.В. Антропология тантры: психосоматические аспекты. http://www.indcultur.narod.ru/index.html

5.         Рао Р. Тантра. Мантра. Янтра. Пер. с англ. А. Иванникова. М., 2002.

6.         Ригведа. Мандалы IX — X. Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М., 1999.

7.         Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения. Пер. с англ. Су-рендры Мохана. Харьков, 2001.

8.         Фёрштайн Г. Тантра. Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2002.

9.         Ханна М. Янтра. Тантрический символ мирового единства. Пер. с англ. СПб., 1994.

10.       Эвола Ю. Йога могущества (фрагменты). Пер. А. К. // Конец света. Эсхатология и тра-диция. М., 1998.

11.       Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. Пер. с англ. С. В. Пахомова. СПб., 2004. С. 301.

12.       Banerji S. C. A Brief History of Tantra Literature. Calcutta, 1988.

13.       Bhattacharyya N. N. History of the Tantric Religion. Manohar, 1982.

14.       Woodroffe J. Introduction to Tantra Sastra. Madras, 1956.

15.       Zimmer H. Philosophies of India. London, 1953.