Влияние феминизма на женский оргазм

Стратулат Анастасия Алексеевна,

психолог-сексолог, секс-колумнист

 

Тема женской сексуальности претерпевала изменения со времен зарождения Римской империи и перестала быть табуированной лишь последние 60 лет. Женская оргастичность и женский оргазм обусловлены в большой степени психологическими аспектами, а именно культурными традициями макрообщества, социальными нормами микрообщества, установками, перенятыми из родительской семьи, а также позитивным влиянием личного сексуального опыта или последствиями пережитых травм (сексуальное насилие, инцест, неудачный сексуальный дебют и т.д.).

Поэтому важным является исследование важнейшего современного макрообщественного фактора – феминистического движения. В данном контексте оргазм рассматривается с психологической точки зрения, а не как сугубо физиологический ответ на адекватную стимуляцию эрогенных зон.

Эпоха, когда аскетизм был провозглашён идеалом, а секс рассматривался только как средство продолжения рода, продолжалась 900 лет (с начала VII по начало XVI века). Затем наступила эпоха Возрождения. Центром внимания стал Человек, его красота более не рассматривается как нечто постыдное. Соответственно, ослабевает и религиозная мораль. Период XVI-XVIII веков — это эпоха «куртизанства», официальных фавориток и т.п.

В XIX веке снова побеждает так называемая пуританская мораль. Секс вне брака у женщин считается верхом разврата (в отличие от посещения публичных домов мужчинами), гомосексуальность и мастурбация рассматриваются как психические заболевания. Именно окончание этого периода и переход к современной морали (60-е гг. XX в.) и называется сейчас сексуальной революцией [1].

С точки зрения социогенеза сексуальности, на протяжении большей части истории человечества в женщинах ценилась сексуальная сдержанность, девственная чистота, скромность в проявлении эмоций и стремление к подчинению и ублажению мужа. Поскольку мужской оргазм обусловлен эволюционно (как мотивация мужчин к продолжению рода), только он считался обязательным, в отличие от женского, и именно мужской оргазм означал окончание коитуса ввиду длительной рефракции у мужчин. Сексуальная революция живет всего 60 лет хотя за последние 100 лет сделано множество открытий в области медицины, психотерапии и сексологии, этот вклад пока не в состоянии искоренить табу, закрепленные на уровне генетической памяти.

Рассмотрим историю самого мощного движения в защиту женской свободы самовыражения – феминизма.

Первая волна феминизма датируется концом XIX века. Женщины европейских стран принимали активное участие в жизни общества, хотели признания их прав на гражданскую жизнь: на образование, труд, уважение в семье и обществе и избирательное право. Эбигейл Смит Адамс, первая американская феминистка, прославилась фразой, которая наиболее точно характеризует настроение женщин того времени: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». Первая волна завершилась по достижении своих целей в 20-х гг. ХХ века.

Вторая волна всколыхнулась в 1960-х и продлилась до начала 1990-х г.г., совпав с сексуальной революцией. Феминизм разделился на 2 лагеря: либеральный и радикальный. Либералы рассматривали сексуальное раскрепощение женщин как необходимый компонент их свободы. Они также боролись за эмансипацию женщин, возможность и доступность абортов, защиту от сексуальных домогательств [1].

Им в противовес выступали радикалы, которые считали причиной угнетения женщин не правовые системы, а патриархальные гендерные отношения. И хотя феминистки утверждают, что не ненавидят мужчин, а хотят свергнуть лишь патриархат, в сознании общества одно от другого оказалось неотделимо.

В конце 1970-х в американской культуре усилилось беспокойство о последствиях сексуальной свободы (показ секса в СМИ, снижение возраста сексуального дебюта, внебрачные беременности и криминальные аборты, распространение венерических заболеваний). Эта обеспокоенность нашла своё отражение в феминистском движении, когда радикальные группы стали утверждать, что порнография есть опора патриархата и прямо способствует насилию над женщинами.

Гейл Рубин, яркий представитель секс-позитивного движения, писал, что антипорнографические феминисты преувеличивают опасность порнографии, показывая наиболее шокирующие порнографические изображения (например, связанные с садомазохизмом) вне контекста, подразумевая, что изображаемых женщин действительно насилуют, не обращая внимания на то, что эти сцены изображают фантазии и используют актёров, которые согласились с тем, чтобы их так показывали (Рубин, 1984).

Точно так же никакого актёра нельзя привлечь к ответственности за то, что он играет злодея, убийцу, насильника и т.д. – например, Отелло, Джокера, Гитлера. И при этом зрители чётко сознают, что представляемые сцены и персонажи –искусственны, не являются реальностью, как, например, Колобок, Звездные Войны и др.

Сексуально-либеральные феминисты утверждают, что доступ к порнографии важен для женщин так же, как для мужчин, и что в порнографии, как таковой, нет ничего унижающего женщин (Макэлрой, 1996; Строссен, 2000).

Антипорнографические феминисты не согласны с этим, часто указывая, что само изображение подобных действий часто вдохновляет преступников на претворение этого в реальность. Робин Морган резюмировала эту идею в своем изречении: «Порнография — теория; изнасилование — практика».

В то же время, есть работы, в которых показывается, что распространение порнографии ведёт к снижению случаев сексуального насилия, поскольку позволяет здоровому человеку снизить своё возбуждение мастурбацией на фоне просмотра порнографии в случаях отсутствия сексуальной партнёрши. [8]

Возможно, реальный вред порнографии заключается в создании иллюзорных ожиданий у партнеров.

Во-первых, женские гениталии украшают с помощью компьютерных программ, половые губы делают маленькими и аккуратными с помощью операций. Половой член в порно, как правило, внушительных размеров.

Во-вторых, секс с минимальной прелюдией в неудобных позах с неэффективными ласками без использования смазки создают впечатление, что так и нужно ласкать женщину, поскольку актриса в фильме симулирует активное возбуждение и бурный оргазм.

С другой стороны, нельзя забывать, что для небольшого числа людей эротические фильмы действительно в некоторой степени носят обучающий характер и способствуют возбуждению, помогая людям найти релевантные фантазии и технические приёмы для удовлетворения партнёра.

Больше всего споров по поводу третьей волны феминизма, начавшейся в 1990-х и продолжающейся до сих пор.

Проблемы, волнующие современных феминисток:

          вопросы гендера, сексуальности;

          расизм;

          защита идентичности меньшинств;

          равные права и возможности для реализации;

          одинаковая заработная плата с мужчинами;

          домашнее и сексуальное насилие и виктимблэйминг;

          доступность абортов и возвращение их в ОМС;

          не только роли жены и матери должны поощряться в женщине.

В этих задачах можно усмотреть серьезную угрозу институту семьи и брака и новую волну ненависти к гетеросексуальным мужчинам.

Для большей наглядности можно ознакомиться с документальным дискуссионным фильмом «Красная таблетка», снятым Кэсси Джей в 2016 г. В фильме обсуждаются многочисленные проблемы, из-за которых страдают преимущественно лица мужского пола, и которые являются фактами гендерной несправедливости. Среди них: низкая продолжительность жизни мужчин, высокий уровень суицида, отсутствие репродуктивных прав, неравенство в сфере военной повинности, нарушения презумпции невиновности и многое другое. Вопросы, обсуждаемые в фильме, выходят за рамки стереотипа «мужчина — угнетатель, женщина — жертва», на котором построен современный феминизм и, как следствие, социологическая наука в области гендерных исследований.

Но ведь большинство жертв насилия – женщины, скажете вы. Это правда, но подумайте, почему мы ничего не знаем о мужчинах – жертвах насилия? Думаете, их нет?

Когда речь заходит о правах женщин, феминистки часто указывают на то, что большинство людей во власти – мужчины, большинство людей на руководящих позициях – мужчины. При этом они умалчивают о том, что и большая часть людей в тюрьмах – мужчины. И абсолютное большинство бездомных – мужчины. Оказывается, мужчины далеко не всегда извлекают бонусы из патриархальной системы, но часто являются для нее расходным материалом. Кого спасают прежде всего в чрезвычайных ситуациях? Не мужчин!

Мужчины не плачут. Они не жалуются на домашнее насилие, потому что быть побитым женщиной — стыдно. Они не заявляют о харассменте. Мужчин не нужно жалеть. Мужчинам не нужно отдавать детей при разводе. Кажется, с этой точки зрения мужчины – вовсе не угнетатели, и феминизм им нужен не меньше [7].

Если сила женщины – в ее слабости, то слабость мужчины – в его силе. В России мужчины в обязательном порядке призываются в армию и по умолчанию считаются кормильцами семьи. Когда мы боремся за то, чтобы мужчины делили с нами декрет и дали нам возможность выйти на работу, мы как будто забываем, как в общественном сознании будет выглядеть мужчина, который не работает и сидит с детьми – нахлебником, альфонсом, каблуком.

Безусловно, женщины имеют право реализовывать свой потенциал в равной степени, но, на мой взгляд, делают это настолько агрессивно, что это, в свою очередь, вызывает усиление агрессии и контроля со стороны мужчин – а как еще им сохранить свои компетенции в звании главного кормильца и добытчика, если у них эту роль отбирают? И говоря начистоту, многие женщины (не отрицаю, что порой вынуждено) воспринимают мужчину как источник ресурсов, а не объект любви.

В России основной критерий маскулинности – успех. Основной критерий феминности – счастье в личной жизни. Эта ужасная норма закрепилась в 1990-е, когда новый частный бизнес решил, что брать женщин на работу из-за декретного отпуска невыгодно. Тогда девушек стали брать в жены, и они начали финансово зависеть от мужчин: их рабочее время было дешевле рабочего времени их мужей, а их тела стали товаром, который джентльмены могли купить, заслужить или взять силой. В это мрачное время впервые появились хрестоматийные глянцевые советы «как быть хорошей женой» [7]. Каково при этом мужчине осознавать, что его, возможно, любят не за его качества, а всего лишь за способность зарабатывать деньги. Жена в данном случае предстает в качестве очень «надежного» тыла!

Перейдем к конфликтам по поводу распределения домашних обязанностей. Например, почему нежелание мужчины заниматься бытом воспринимается как ущемление прав и сексизм? Если я люблю варить борщ и мыть полы, то мне не доставляет неудобств то, что этим не занимается мой партнёр. К тому же можно переложить домашние обязанности на помощника и перестать бравировать тем, что после работы женщина должна еще приготовить ужин, а мужчина-негодяй, этого не ценит. Оптимально, если распределение обязанностей происходит дискуссионно, заранее — конструктивные диалоги взрослых людей обычно прекрасно решают этот вопрос. С другой стороны, весьма мало женщин задумывается, почему забота о любимом мужчине для них — каторга и ущемление прав? Возможно, им просто выгодна позиция жертвы?

Сторонники феминизма приводят в пример разные исследования, показывающие, насколько выгодна позиция незамужней женщины: они дольше живут, более здоровы и удовлетворены жизнью, тогда как женатые мужчины напротив, чувствуют себя лучше и достигают бОльших высот. Мужчина современной женщине не нужен даже для воплощения репродуктивной функции — есть банк спермы и ЭКО.

Мужчину лишают и возможности ухаживать. Феминистка Татьяна Никонова пишет по этому поводу в своем блоге в инстаграм: «Женщины – существа низшего сорта и подчиненный класс, поэтому мужчины должны вести себя по-джентльменски по отношению к женщинам в качестве подачки, демонстрируя ценность женщин (т.е. ее еще надо заслужить). Джентльменское поведение обязывает и женщину быть леди: не ругаться, не ссутулиться, украшать собой мир мужчин. В гробу я такое видела! <…> Проблема самостоятельно вылезти из машины возникает из-за неудобного платья; оплаты счета – из-за меньшего дохода и необходимостью много тратить на уход за собой».

Смена гендерных ролей в семье массово началась в результате Втором Мировой войны: мужчины были на фронте, а женщины занимали их рабочие места – это было объективной необходимостью. После окончания войны оказалось, что женщинам вполне нравится независимость, и они не слишком позитивно воспринимают желание мужчин вернуться на свои рабочие места. С другой стороны – массовые потери мужчин репродуктивного возраста на фронте создали перекос в гендерном соотношении.

Ощущалась острая нехватка мужчин, и женщины согласились с идеей «лучше плохонький, но свой». Мужчин берегли («вдруг завтра бой, а он уставший»), и женщинам не осталось другого выхода, кроме как взвалить на себя воспитание детей, домашние обязанности и работу. В период перестройки в России ситуация усугубилась.

Мужчины, занимавшие руководящие посты, потеряли работу, а устраиваться на «простые, рабочие» специальности не позволяла гордость. Женщинам снова пришлось взять на себя функцию костылей для семьи. Как это отразилось на брачных отношениях? Несмотря на феминизм, в нашей стране особенно сильна патриархальная культура. И более того, нам нравится быть за мужчиной. Мамы и бабушки воспитывают современных дочерей с мыслью, что мужчина — глава семьи, его страшно потерять, разведенная женщина — стыдно и плохо для жизни.

В сфере секса женщины до сих пор убеждены, что мужчины более сексуально активны, при этом в них доминирует животное начало, и если не исполнять супружеский долг, он «возьмет свое» у другой женщины. А это расценивается как ошибка жены.

Смена гендерных ролей во многих случаях привела к тому, что современные девушки видят, кто на самом деле «в доме хозяин»: папа оставил семью или присутствует, но зачастую создает больше хлопот для хозяйки, для которой он «еще один ребенок». Девушка видит, как устает мать, видит отношения между родителями — и впитывает материнские претензии в адрес мужчин.

Таким образом, у девушки формируется внутренний конфликт: зачем вообще нужен мужчина, от него больше проблем, я и сама могу справиться, это проще, зато мне не причинят боль и не предъявят претензий. Культивация инфантильного образа мужчины, мужчины-предателя и возведение сильной женщины в ранг чуть ли не святых привела к потере уважения к мужчинам и к возрастанию социального давления на женщин, которые сами стремятся заменить мужчин, не замечая, что тем самым к своим женским обязанностям присовокупляют ещё и мужские.

Современные женщины больше не полагаются на «сильный пол», от мужчин ожидают предательства и дополнительные хлопоты. И с этими подсознательными страхами девушка вступает в интимную жизнь.

Большинство сексуальных проблем носят психологический характер. Исходя из этого, можно предположить, что скрытая война полов внутри семьи обуславливает снижение уровня доверия и расслабления в сексе, проблемы с коммуникацией. Кроме того, претензии межличностных отношений также переносятся в интимную сферу.

В результате, претендуя на высокий статус в обществе, женщины сами для себя поставили высокую, практически недостижимую планку: надо быть идеальной во всем, в том числе в постели. Таким образом, создаётся почва для развития тревожности, которая усугубляет как внутрисемейные проблемы, так и процесс приобретения новых знакомств – возможных вариантов для создания семьи. Но женщины не хотят ощущать себя как на экзамене с партнером, им важно чувствовать принятие со стороны мужчины, его надёжность в социальном плане, его заботу и восхищение.

Статистика разводов и снижения рождаемости – признаки современного кризиса гендерных отношений. Феминистки не задумываются, что жуют жвачку, которую им подсунули под предлогом гендерного равенства, чтобы лоббировать совсем другие интересы.

Однако кому выгодно спонсировать феминизм и почему?

Первая причина: когда женщина занималась неоплачиваемым домашним трудом и уходом за ребенком, нельзя было обложить налогами половину населения. В настоящее время тяжесть налогообложения распределяется гораздо более равномерно на мужчин и женщин.

Вторая: нынешняя система образования отрывает ребенка от матери в раннем возрасте, и сегодня не родители, а система решает, какие установки закладывать новому поколению. Хотя принято говорить о том, что школа даёт знания, а семья – моральные устои, но построение школьной программы политизировано, в том числе, и в плане семейного и сексуального воспитания, а в семье воспитание ограничивается недолгими контактами вечером с уставшими родителями.

В США организация Rockefeller Foundation спонсирует более 48 организаций, общественных, государственных и научных институтов, которые тем или иным образом лоббируют дальнейшую эмансипацию во всем мире [2]. К примеру, один из последних грантов — это $3 млн на программу Госдепартамента США по раскрепощению (освобождению) женщин и девушек. Суть самого понятия «раскрепощения» не раскрывается, даются только абстрактные определения.

Не меньшего внимания заслуживает и версия, что феминизм — лишь инструмент по сокращению численности населения планеты. В сентябре 2009 года доктор Леонард Горовиц открыто заявил, что финансовая элита затеяла массовый геноцид [3]. Процессом руководит клан Рокфеллеров, который управляет всеми глобальными социальными, генетическими и биотехнологическими трендами. По данным Л. Горовица, которые он предоставил в ФБР, трастовая компания Давида Рокфеллера возглавляет программу сокращения населения Земли (в частности, посредством массовой вакцинации) [4].

Обобщая все вышесказанное, хочу подчеркнуть, что я не выступаю против феминизма вообще – только против его радикальных проявлений, которые под предлогом борьбы с патриархатом популяризируют ненависть к мужчинам. Обратите внимание на этимологию слов «патриархат» (от греч. pater — отец и arche — власть, начало) и «феминизм» (от фран. féminisme — феминизм, от féminin «женский», из femininus «женский», далее из femina «женщина»). Невозможно бороться с патриархатом без ненависти к мужчинам, как невозможно борьбу за равные права обоих полов называть женским именем.

Актриса, модель и посол ООН Эмма Уотсон в 2014г. на собрании ООН выступила с речью, после которой Эмме аплодировали стоя. Она заметила, что быть сторонников феминизма сейчас не популярно, потому что те женщины, которые называют себя феминистками, не всегда борются за исконные идеи этого движения и ведут себя адекватно. Однако Эмма напомнила, почему до сих пор эти вопросы во многих (и даже развитых) странах остаются актуальными. Она также обратила внимание, что гендерное неравенство – проблема не только женщин. И что если бы женщины не были столь агрессивными, это не провоцировало бы мужчин на ответную агрессию и контроль. Я полностью поддерживаю эту мысль. И в связи с этим, на мой взгляд, мы нуждаемся в новом слове, характеризующем движение за равные права – не выделяющее в своем корне ни мужчин, ни женщин.

В сексуальной революции и феминизме есть множество и положительных моментов.

В конце 1960-х прогресс в сексологии был отмечен выходом трудов Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон «Сексуальные реакции человека» и «Сексуальная неполноценность человека». Они впервые исследовали физиологические признаки на разных стадиях копулятивного цикла.

Возрождение советской сексологии в 1970-х годах связывается с именем Г. С. Васильченко, который организовал Всесоюзный научно-методический центр сексопатологии (в настоящее время Российский федеральный центр сексологии и сексопатологии), явился автором первых руководств для врачей «Общая сексопатология» (1977) и «Частная сексопатология» (1983).

В России известны своими работами социолог и сексолог И. С. Кон, психиатр, психотерапевт и сексопатолог А. М. Свядощ, психиатр, сексопатолог и исследователь транссексуальности А. И. Белкин, судебные психиатры А. О. Бухановский, А. А. Ткаченко, журналист В. В. Шахиджанян и др.

Наконец-то обратили внимание и на женскую физиологию и сексуальность. Исследовали главный орган удовольствия женщин — клитор, тем самым снизив беспокойство, что женщина должна испытывать оргазм только от проникновения. Развеяли множество мифов, например, о вреде мастурбации и незрелости клиторального оргазма, объяснили важность контекста для женского возбуждения и феномен нонконкордантности [5]. Произошло повышение сексуального образования в области предохранения, профилактики ЗППП и ранней беременности.

Хотя лично я во многом не соглашусь с политикой радикальных феминисток, стоит признать, что они своеобразным способом борются за принятие женского тела (акции бодипозитива) и против слатшейминга (порицания женской сексуальности и ее проявлений). Прекрасным примером служит карикатурный ролик Эмбер Роуз «Walk with no shame».

В нашей культуре до сих пор невозможно представить свободный разговор между женщинами, чтобы они могли бы поделиться беспокойством об особенностях своей физиологии, рассказать о сексуальном опыте, получить поддержу и т.д. Многие даже о строении своих половых органов узнают только по порнофильмам! В этом отношении полезны проекты феминисток, которые организовывают курсы по женскому секс просвещению. Например, Бетти Додсон занимается исследованием внешнего вида женской вульвы и её вариаций, а также способами женской мастурбации [6].

Книга Нэнси Фрайдей «Мой Тайный Сад» (1973), в которой собраны письма и интервью, в которых женщины описывают свои интимные фантазии. Первое упоминание об этой книге в СМИ вызвало огромный общественный протест, но и в настоящее время тысячи женщин каждый год покупают себе экземпляр этой смелой книги, которая стала классикой феминистской литературы.

В книге «Точка наслаждения» Лори Минц разбирает, почему женщины редко испытывают оргазм:

  1. благодаря идее, что оргазм должен наступить именно во время полового акта с мужчиной;
  2. стеснение тела: медийные образы вынуждают нас думать не об удовольствии, а о том, как мы выглядим;
  3. слатшейминг;
  4. предписанная роль ублажать мужчину;
  5. недостаток коммуникаций;
  6. с одной стороны, нужно быть горячей любовницей, но с другой – стыдно, т.к. общество порицает женщин за распущенность;
  7. половое воспитание говорит в основном только об опасностях секса (беременность, ЗППП), т.о. формируется убеждение, что секс равно опасность, это вызывает напряжение.

Лори Минц также считает, что реклама средств для интимной гигиены конкретно для женщин закладывает установку, что половые органы грязные и плохо пахнут. Как сейчас зарабатывают на женских комплексах? Индустрия красоты и пластической хирургии, продукция секс-шопов, курсы по развитию сексуальности, играющие на страхе быть плохой любовницей и потерять мужчину – все эти способы прекрасно монетизируются во всем мире.

Я поддерживаю либеральное движение феминизма и нахожу в нем много здравого смысла и пользы. Вклад секс-позитивных феминистов в сексуальное образование и раскрепощение женщин огромен, главные преимущества его в повышении внимания к сексуальному здоровью и защите женских прав на выражение сексуальности и получение удовольствия. Мужчины стремятся быть искусными в постели, чтобы доставить женщине удовольствие (в противном случае можно уронить мужское достоинство).

При этом, с другой стороны, феминизм сыграл главную роль в уничтожении института семьи и брака и распространению ненависти к мужчинам, что негативно отражается на интимной сфере: сложность доверия и расслабления в сексе, проблемы с коммуникацией, восприятие партнера как требовательного критика сексуальных умений и т.д.

Таким образом, роль феминизма в развитии (освобождении) женского оргазма весьма двояка: с одной стороны, наконец-то, на женские потребности обратили внимание, а с другой – обставили этот интерес и это развитие множеством условий и психологических ловушек, и явно, и опосредованно затрудняющих осуществление декларируемых целей.

 

Источники:

 

  1. Википедия. Сексуальная революция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo-gl.su/xdS5Vlk (дата обращения: 20.03.2020).
  2. Grant and Grantees [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rockefellerfoundation.org (дата обращения: 23.03.20).
  3. Сайт Леонарда Горовица [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.drlenhorowitz.com (дата обращения: 23.03.2020).
  4. Как и зачем финансовая элита насаждает феминизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mirprognozov.ru/prognosis/society/kak-i-zachem-finansovaya-elita-nasajdaet-feminizm/ (дата обращения: 24.03.2020).
  5. Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса / Эмили Нагоски; пер. с англ. Н. Брагиной и В. Степановой. – 4-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фебер, 2019. – 336 с.
  6. Betty Dodson & Carlin Ross. Better orgasms, better world [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dodsonandross.com/ (дата обращения 22.03.20).
  7. Почему мужчинам феминизм нужен даже больше, чем женщинам / Лиза Лазерсон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gq.ru/entertainment/pochemu-muzhchinam-feminizm-nuzhen-dazhe-bolshe-chem-zhenschinam (дата обращения: 28.03.20).
  8. Ворник Б.М. Сексуалы – кто они? М., Библио-глобус, 2016 – 224 с.