Взгляд на супружескую измену согласно тривиумальной концепции сексуальности

Денисенко Вероника Николаевна

Клинический психолог,

психолог-сексолог

 

 

 

Это как нужно любить, что простить измену.

Это как нужно не любить, чтобы изменить.

Омар Хайям

Измена — акт предательства кого-нибудь или чего-нибудь или акт отказа от прежних взглядов, принципов.

Измена — нарушение обязательств по соблюдению верности кому-то или чему-то.

Измена (применительно к романтическим отношениям) — нарушение верности в любви или в супружестве.

Супружеская измена (прелюбодеяние, адюльтер) — добровольный половой акт между лицом, состоящим в браке, и лицом, не являющимся его или её супругой или супругом.

Несмотря на то, что в различных правовых системах определения адюльтера, то есть супружеской измены, различаются, общим для всех является факт сексуальной близости, состоящего в браке лица со сторонним по отношению к браку лицом, при этом сохраняя сексуальные отношения в паре.

Опираясь на тривиумальную концепцию сексуальности [1], можно говорить об измене, как явлении, имеющем сексуальную направленность, формирующими факторами которой могут являться соматосексуальное (физиологическое), психосексуальное (психологическое) и социосексуальное (социальное) развитие.

В данной статье при рассмотрении понятия измены не будут учитываться такие формы сексуального функционирования как фантазии, мастурбация, флирт, петтинг и другие некоитальные формы проявления сексуальной активности. Говоря об измене, будет подразумеваться обязательный половой акт.

Кроме того, речь не пойдет о парах, в которых один из партнеров или оба имеют какие-либо акцентуации или психические расстройства, а также психические сексуальные нарушения.

Измена и сомато-сексуальная составляющая

Конечно, в первую очередь можно говорить о разности в половых конституциях партнеров и их конституциональной несовместимости в течении максимально длительного периода совместной жизни [4].

Интересно это представлено у Э.Берна: «Если «заведенность» в браке отсутствует, всегда есть опасность, что она возникнет где-то на стороне. В типичном случае женщина выполняет свой долг и до некоторой степени дает мужу то, чего он хочет, но не способна идти дальше. Он же не смеет просить всего, чего ему хочется, или даже сознаться в своих желаниях самому себе. Жена очень старается и ожидает благодарности, и он, будучи ей верным, старается почувствовать эту благодарность. Если же он встречает женщину, которая дает ему больше, чем ему снилось, без «старания» и не ожидая за это особой благодарности, тогда жена, которая пожертвовала столь многим в своей гордости, приспосабливаясь к нему, сочтет его неблагодарным негодяем. Может быть и наоборот, когда жена находит это в другом мужчине. В обоих случаях, брак подвергается большому испытанию в этом сражении воспитания с биологией.» [2]

Можно предположить, что если конституциональные возможности у партнеров совпадают, то вряд ли поводом для измены окажется физиологическая потребность. Но для гармоничного функционирования пары только показателей половой конституциональной совместимости недостаточно.

В обществе имеет место миф, оправдывающий измену с точки зрения физиологической потребности. Это миф о полигамности мужчин и моногамности женщин. Так как мужчина и женщина являются представителями одного вида, то по природе своей они оба полигамны. По мнению ученых древние люди не знали моногамности. Можно предположить, что это эволюционно оправдано сохранением вида. Но одного этого факта недостаточно, и необходимо учитывать, что понятия полигамности и моногамности мужчины и женщины обусловлено социо-культурными установками.

У.Мастерс и В.Джонсон говорят об этом как о «двойном стандарте»: «После заключения брака формально подразумевается взаимная «верность» супругов, однако в действительности за мужчинами по-прежнему признается право на внебрачные связи, тогда как от женщины ждут постоянства. В последнее время в этих представлениях наметился некоторый сдвиг» [3]

Исключив «двойной стандарт», можно говорить о том, что мужчина и женщина одинаково полигамны, а их половое влечение объясняется исключительно индивидуальной половой конституцией, поэтому и стремление к поиску секса «на стороне» будет объясняться как удовлетворение своих первичных индивидуальных физиологических потребностей в имеющейся паре.

Говоря о физиологических потребностях, необходимо также учитывать значение репродуктивной функции в сексуальности человека.

Репродуктивная функция заключается не только в воспроизведении потомства, но и в том, чтобы выкормить, воспитать, обучить, адаптировать «детеныша» к социуму. Такие модели продолжения вида имеют многие животные. Если исходить из этой биологической модели, то человек должен «взращивать» здоровое потомство, находясь в паре примерно 18 лет (хотя еще 200-300 лет назад периодом взрослости считался возраст 12-14 лет). Можно отметить также, что некоторые пары, исполнив свою репродуктивную функцию в описанных рамках, переживают кризис. А кризис всегда знаменуется переходом от одного жизненного этапа к другому.

Важно понимать, что именно пара (мужчина и женщина) необходима для гармоничного распределение биологических и социальных ролей в семье и гармоничного развития потомства. Институт брака также пропагандирует ответственность в паре.

Можно, конечно, искать замену партнеру в том случае, если союз невозможен по каким-либо физиологическим показателям.

Однако, соматосексуальный фактор развития не является единственно-определяющим. Конечно, может наложить свое «вето» на измену социокультурный аспект, но об будет написано ниже.

         Измена и психо-сексуальная  составляющая

Сексуальный акт удовлетворяет эмоциональные и чувственные потребности в партнерстве. Так как сексуальные отношения призваны решать и психологические задачи, то и сложности в отношениях пары чаще всего возникают, когда подключается гедонистический компонент сексуальности.

Существует мнение, что психосексуальная составляющая — самая сложная и противоречивая. Она отождествляется с воплощением деталей сексуального сценария, повышением эмоциональности сексуальной активности, развитием партнерских отношений, ощущением безопасности, надежности партнера и др.

Речь идет о большой аффективной вариативности во взгляде на половой акт и сексуальные предпочтения, и абсолютно индивидуальном подходе в вопросах измены. Кроме того, на формирование и развитие личности человека, его  когнитивной и аффективной сфер будут оказывать значимое влияние не только его индивидуальные особенности, но и социальные условия. А это, в свою очередь, будет отражаться и на сексуальности человека, а также на его индивидуальном отношении к супружеской измене.

Можно рассмотреть пример, когда в структуре личности человека имеется установка на социальную (психологическую) моногамность. Как правило, люди, обладающие социальной моногамностью, стремятся к тому, чтобы быть во всем постоянными. Можно даже предположить определенную эпилептоидность характера таких людей. Их психика устроена таким образом, что им комфортно, когда у них постоянная работа, постоянное место отдыха и другие социальный сферы. Можно предположить, что подобная социальная моногамия закладывается в детства и определяется установками семьи.

Ребенок растет в семье, где стабильные и прогнозируемые взаимоотношения, и у него формируется представление о любви именно в таких рамках. В более старшем возрасте, уже взрослый, он/она могут мысленно с кем-то, где-то и «переспать» (на уровне фантазии), но в реальности этого делать не будут. Неверность или верность передается как некоторая философия семейной жизни. Убеждения и моральные представления таких людей сформированы таким образом именно в силу сочетания воспитания и их особенностей психики. Для них есть некие ценности, которые они не собираются менять. Они будут постоянны и в самом сексе.

Таким образом понятно, что психосексуальная составляющая опирается на психику в целом.

А есть, например, люди, которым нужны постоянно новые ощущения, эмоции. Бывает так, что для человека важны не сами отношения, а просто новый секс. Человек от этого возбуждается. Естественно, за этой потребностью скрываются индивидуальные особенности формирования и развития личности. Это может быть предметом отдельного исследования.

На основании этих двух примеров можно предположить, что если в пару вошли два человека с разными потребностями и ценностями, то неминуемо возникнет конфликт интересов, что может отразится на их сексуальных отношениях и привести к измене.

Необходимо также отметить, что иногда решающим фактором может являться рефлексия партнера на измену. Это отражается в принятии ситуации измены, то есть в ее эмоциональном окрасе. Социально и биологически для мужчины, чаще всего — это будет является ударом по мужскому самолюбию, по его «силе». Измена для него – это утрата статуса «альфа-самца». Любой мужчина на уровне своего бессознательного стремится сохранить этот статус. Поэтому, как правило, для мужчины измена будет поводом для разрыва отношений. У части женщин отношение к измене более лояльное — они готовы простить измену партнера ради сохранения брака. Сохранение брака для женщины — это тоже на уровне инстинкта. Это женский вариант сохранения статуса «альфа-самки».

Что первично, а что вторично в эмоциональном окрасе восприятия измены партнера, – это очень дискуссионный вопрос.

Отдельно стоит вопрос о ревности. Ревность – очень деструктивная для сексуального здоровья пары черта характера одного из партнеров.  Есть «патологическая ревность». Те, кому она присуща, как правило имеют проблемы с самооценкой и Я-концепцией. Скорее всего, эти проблемы родом из детства. Ревность – это способ манипулирования. Иногда измена совершается из-за частых провокаций беспочвенной ревностью. Здесь тоже речь идет о заниженной самооценки провокатора и попытке другой стороны «доказать себе и всему миру, что я не такой…», то есть бессознательной попытке спасения своей самооценки. В любом случае, мы можем говорить, что отношения этой пары не здоровы.

И еще один фактор, который толкает одного из партнеров на измену — это страх. Страх немощности, беспомощности, пригодности/непригодности. Страх также, напрямую связан с самооценкой человека — у здоровой личности с адекватной самооценкой нет этих страхов. Человек со здоровой самооценкой принимает данность. А если его что-то не устраивает — он обсуждает, а потом решает.

И здесь опять встает вопрос партнерства. Алгоритм прост: — У меня здоровая самооценка — у меня нет страхов, чтобы утверждаться за счет кого-то (например, меня не пугает возраст, я самодостаточен). На практике это выглядит так: человека что-то не устраивает в своем партнере, он признается себе в этом, он признается в этом своему партнеру без манипуляций и упреков, потому что его главная задача, чтобы не страдал он,  и не заставлял страдать другого человека. Приблизительно по такому сценарию будет работать психика здорового человека.

Каковы бы не были психологические факторы, приводящие человека к измене, но сама по себе измена, как явление, подразумевает под собой «факт обмана и вранья».

Потому как, человек со здоровыми психическими установками может честно и открыто сказать, что его не устраивает, что он хочет на самом деле, а также взять и изменить ситуацию. Следовательно, у такого человека не возникнет необходимость во вранье, которое подразумевает ложные компенсации.

Когда у двух людей мы наблюдаем гармоничные интимные отношения, то у них не будет соблазна изменять друг другу. Они не лгут, не манипулируют, потому как это влечет за собой отчуждение. Внебрачный контакт – не начало ухудшения отношений, а результат такого ухудшения.

Измена и социо-сексуальная составляющая

Социо-сексуальная составляющая сексуальности в первую очередь включает в себя создание крепкой семьи, материального базиса для социализации потомства, удовлетворение основных культурных потребностей, интересов и запросов в соответствии с требованиями социума.

Сложно не отметить, какое активное воздействие на наше физиологические и психологические потребности, а также на формирование отношения к измене оказывает социальное влияние. Говорить о том, что социокультурное влияние определяет представления об измене, было бы однобоко. Но, тем ни менее, можно предположить, что социо-культурный аспект является детерминирующем в вопросах измены.

Здесь важно помнить, что существуют также социальные стереотипы, которые сформировались в силу тех или иных обстоятельств, и уже на самом деле никто и не помнит, и не знает – «как должно быть на самом деле», но при этом общество незаметно навязывает свое представление нормы, а соответственно, и взгляд на измену.

Стоит отметить тот факт, что между мужчинами и женщинами по части числа сексуальных партнеров существует большее равенство в богатых странах, чем в бедных, [1] что также подтверждает неравномерность социокультурных установок и возможное их влияние.

Надо понимать также, что все стереотипы рождаются обществом для оправдания тех или иных проблем. Например, есть мужской стереотип, что, если мужчина не изменяет — значит он не полноценный мужчина. Естественно, что те мужчины, которые ищут кого-то «на стороне», не могут похвастаться, что их устраивают отношения со своей женщиной.  Возможно, именно ими был сформирован данный стереотип.

На мой взгляд, измена — это всегда вынужденная ситуация!

Идти ли к психологу с этой проблемой?

Конечно, я буду рекомендовать паре обратиться к психологу. Потому что измена, как таковая, является сигналом, что в отношениях партнеров есть какое-то «слабое звено», несогласованность в какой-то из сфер. Секс всегда привязан к конкретному человеку — это важно понимать и учитывать. Важно, чтобы психолог нашел и обозначил эти проблемные зоны в отношениях. Если партнеры настроены решать вопросы сохранения пары конструктивно – они будут искать пути решения.

Во-первых, тому кто оказался в роли потерпевшего необходимо пройти курс реабилитации. Пережить измену всегда тяжело. Чтобы не потерять веру в человечество, поднять свою самооценку. Чтобы привести себя в порядок и строить в перспективе здоровые отношения.

Также возникает вопрос, что делать, если это случилось в жизни пары. А если еще и есть дети и обязательства? Надо как-то решать этот вопрос и не запутаться в вихре собственных эмоций.

Важно не боятся честно себе признаться, почему и по каким причинам вы это терпите? Может быть, боитесь остаться одна/один, или из-за денег, жилья, или какие-то других факторы вынуждают вас быть в роли «жертвы»? Честное признание самому себе снимет часть внутреннего конфликта. И ситуация уже не будет выглядеть так драматично.

Что касается самого изменщика, то, конечно, надо разбираться, зачем и почему ему требовались измены. Конечно, это возможно в том случае, если человек сам обратиться к психологу, а не его притащат как обвиняемого… И если он будет осознавать, что его потребность в изменах ему мешает нормально жить и строить отношения. Возможно, этот человек вырос в семье, где кто-то кому-то изменял, в семье врали, обманывали и поэтому он пытается воспроизвести эту любовь… именно такую любовь…

Хочется повториться, что здоровому человеку нужны очень понятные вещи. Чтобы он любил и любили его. Чтобы этот процесс был взаимный. Чтобы отношения подкреплялись положительными эмоциями. Чтобы в паре было доверие, и никто никого не обманывал. Эти прописные истины — не фантазия. Никто не исключает того факта, что эволюция отношений пары идет по индивидуальному пути и в целом зависит от индивидуального процесса становления психики каждого партнера.

Заключение

Обобщим вышесказанное и выделим обозначенные выше факторы, нарушения которых могут формировать деструктивное поведение в паре.

Во-первых, это половая конституция партнеров. Подавляющее большинство имеют средние показатели, и если конституциональные возможности у партнеров совпадают, то не возникнет биологическая необходимость в измене.

В вопросах репродукции – оба партнера удовлетворены и стабильны. Есть дети, которых воспитывают согласовано. Ответственность и роли распределяются осознанно. Гармонично и в полной мере решаются вопросы рождения и воспитания детей, а следовательно и не возникает потребность в поиске другого партнера.

Морально-этические ценности партнеров также лежат в одной плоскости.  То есть, коммуникация в паре строится и налаживается через взаимное уважение, доверие и согласование.

Социокультурное воспитание едино или приближено. Нужно пояснить, что если мужчина и женщина выходцы из культур, где кардинально различаются взгляды на секс, семью и взаимоотношения между мужчиной и женщиной, то это может послужить причиной для разногласий.

Надо отметить, что, несмотря на то, что перечисленные факторы, могут оказывать и самостоятельное влияние на возможность измены, тем не менее, они тесно переплетаются и составляют единую структуру, определяющую здоровье пары.

 

Список литературы

1. Агарков С.Т. Кащенко Е.А. Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности. Издательские решения 2019. С.45

2. Берн Э. Секс в человеческой любви. М.: Институт общегуманитарных исследований. 1997. С. 133

3. Мастерс У. и Джонсон В. Основы сексологии. Изд. «МИР» 1998 С.279

4. Сексопатология: справочник. Под. ред. проф. Васильченко Г.С. М.: Медицина 1990